СОВРЕМЕННОЕ ПОНИМАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО ПРОЦЕССА В ГРУППАХ РАННЕГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

СОВРЕМЕННОЕ ПОНИМАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО ПРОЦЕССА В ГРУППАХ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Сазонова Д.С. 1
1Челябинский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В современной педагогике большое значение начало приобретать понятие «сопровождение». Оно рассматривается в контексте гуманистического подхода. Его применение необходимо интеграции процессов обеспечения, защиты, помощи, поддержки, а также, чтобы подчеркнуть самостоятельность субъекта в принятии решений.  

Значимая характеристика сопровождения – это необходимость создания условий для перехода сопровождаемого от помощи к самопомощи. В процессе сопровождения педагог должен создать условия и обеспечить достаточную поддержку для перехода сопровождаемого от позиции «Я не могу» к позиции «Я могу сам справляться со своими жизненными трудностями». Необходимо подчеркнуть, что оказываемая помощь не должна быть избыточной. Л.Г. Субботина включает в педагогическое сопровождение поддержку и помощь воспитаннику.

Впервые термин «сопровождение» предложен в работах Г. Бардиер, Н. Розман, Т. Чередниковой [2,с. 90]. Часто используют близкие по смыслу слова, например, содействие. Сопровождение для нас – это система деятельности психологов, педагогов, родителей, направленная на создание благоприятных социально-психологических условий для детей с проблемами в развитии речи, от которых зависит улучшение их состояния и успешность адаптации в образовательном процессе.

Е.И. Казакова (1995-2001) в своем исследовании четко разделяет сопровождение как метод, как процесс и как службу. Согласно ее взглядам, метод сопровождения - это способ практического осуществления процесса сопровождения, а служба сопровождения развития - это средство реализации процесса сопровождения. [1].

М.И. Губанова рассматривает сопровождение как помощь, обеспечение, защиту. В этой позиции основной из составляющих выступает педагогическая поддержка. Поддержка и сопровождение могут рассматриваться как взаимопереходящие составляющие педагогической деятельности, которые нужны человеку на разных этапах его жизни [6].

Психолого-педагогическое сопровождение должно пониматься, как взаимодействие ребенка и взрослого в практической деятельности, которая направленна на развитие.

Сопровождение ребенка в ходе дошкольного обучения должно реализовать следующие принципы:

1) не противостоять естественном развитию ребенка;

2) сопровождение должно опираться на психические личностные достижения, которые реально есть у ребенка и составляют уникальный багаж его личности;

3) приоритетность целей, ценностей, потребностей развития внутреннего мира самого ребенка;

4) направленность деятельности на создание условий, которые позволят ребенку самостоятельно выстроить систему отношений с окружающем миром и самим собой [3].

С учетом этих принципов позиция педагога позволяет быть рядом с ребенком в переломные периоды, чутко и быстро реагировать на сложившиеся проблемы [3].

Таким образом, исследование этимологии понятия «сопровождение» позволяет сделать вывод:

  • оно рассматривается как совместные действия (система, процесс, виды деятельности) людей по отношению друг к другу в их социальном окружении;

  • предполагает взаимодействие различных субъектов, которые могут находиться как в субъектно-объектных, так и в субъектно-субъектных отношениях;

  • более того, сопровождение включает условно три компонента, не только субъектов-путников и сопровождающего, но и путь, который они проходят вместе;

  • это, прежде всего, совместимость, на это указывает приставка «со» и смысл слова.

В последнее время в нашем обществе возросло количество детей с отклонениями в речевом развитии. Это связано с целым рядом экологических, социальных и психологических факторов. Они сталкиваются с трудностями, которые могут быть настолько серьезны, что для многих они становятся труднопреодолимыми. В дальнейшем это может сказаться в отдаление от жизни общества, не примирением со своим положением и не способность преодолеть психологический дискомфорт, затруднение в обучении и участии в общественной жизни, трудоустройсве, создании семьи. Поэтому вопросы психолого-педагогического сопровождения становятся основополагающими в жизни этих детей. Такие дети должны находиться в поле зрения психолого-педагогического сопровождения, в котором учитываются их психологические и физические особенности и возможности [5].

Индивидуальное сопровождение детей в образовательных учреждениях «предполагает создание условий для выявления потенциальной и реальной «групп риска» и гарантированную помощь тем детям, которые в ней нуждаются».

По мнению Л.М. Шипицыной, системное сопровождение осуществляется независимыми центрами и службами в нескольких направлениях: в реализации определенных программ образования; в проектировании новых типов образовательных учреждений; в создании профилактико-коррекционных программ. На практике системное сопровождение осуществляется либо по запросу администрации, либо запросу родителей, либо в ходе массового обследования детей.

Служба сопровождения – это объединение специалистов разного профиля, осуществляющих процесс сопровождения. Команда объединяет воспитателей, педагога-психолога, логопеда, медицинской сестры и других специалистов [4].

В системе коррекционно-развивающего образования возможным становится различение коррекционной и развивающей работы. Если в коррекционной работе специалист системы сопровождения имеет определенный эталон психического развития, к которому стремится приблизить ребенка, то в развивающей работе он ориентируется на средневозрастные нормы развития для создания таких условий, в которых ребенок сможет подняться на оптимальный для него уровень развития. Последний может быть как выше, так и ниже среднестатистического.

Н.И. Гуткиа считает, что за коррекционной работой закрепляется смысл "исправления" отклонений, а за развивающей - смысл раскрытия потенциальных возможностей ребенка. При этом развивающая работа выступает не просто тренингом определенной способности, но ориентирована на работу с другими факторами, определяющими продвижение в учебной работе.

По нашему мнению, психолого-педагогическое сопровождение должно осуществляться с раннего возраста ребенка. Систематическая ранняя помощь ребенку в процессе коррекционной работы позволяет вывести на новый качественный уровень не только сам процесс развития ребенка, но и в значительной мере определяет прогресс интеграции в общество человека со специальными потребностями как равноправного члена. Это обусловлено тем, что одной из задач раннего психолого-педагогического сопровождения является своевременное выявление детей, нуждающихся в более точной диагностике, а значит, предупреждение возможного неблагополучия в развитии ребенка в дальнейшем.

Список используемой литературы:

1. Александровская Э. М., Куренкова Н. В. Психологическое сопровождение детей младшего школьного возраста: Учебно-методическое пособие: Ч. 2 // Журнал прикладной психологии. 2001. № 1.

2. Бардиер Г., Розман Н., Чередникова Т. Психологическое сопровождение естественного развития младших школьников. Кишенев; СПб.; Дорваль: Соц.-коммерческий филиал «Человек», 1993. 90 с.

3. Гашкова Л. Е. Психолого-педагогическое сопровождение ребенка в детском саду [Электронный ресурс] / Л.Е. Гашкова. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». URL:http://festival.1september.ru/articles/599537/ (Дата обращения: 22.11.2015)

4. Литовченко О. С. Содержание психолого-педагогического сопровождения профессионального здоровья педагога / О. С. Литовченко // Молодой ученый. 2014. №4. — С. 695-697.

5. Овчарова А. П. Этапы Психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями в речевом развитии. [Электронный ресурс]/ А.П.Овчарова. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. Выпуск № 82-2 / 2008 URL: http://cyberleninka.ru/article/n/etapy-psihologo-pedagogicheskogo-oprovozhdeniya-detey-s-narusheniyami-v-rechevom-razvitii (Дата обращения: 30.11.2015)

6. Солдаткина Л. Ф. Психолого-педагогическое сопровождение воспитанников с особенностями в развитии [Электронный ресурс]/ Л.Ф. Солдаткина. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». URL: http://festival.1september.ru/articles/605073/ (Дата обращения: 3.12.2015)

Просмотров работы: 1482