БАНК РОССИИ КАК МЕГАРЕГУЛЯТОР ФИНАНСОВЫХ РЫНКОВ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

БАНК РОССИИ КАК МЕГАРЕГУЛЯТОР ФИНАНСОВЫХ РЫНКОВ

Бережкова Г.А. 1, Фалалеева Е.В. 1
1Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Омский государственный аграрный университет имени П.А. Столыпина»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Банк России – это орган государственного управления, но к какой из ветвей власти этот институт относится, не разъясняется, это делает его значительно более независимым в принятии решений в отличие от органов государственной власти, находящихся в подчинении Президенту и Правительству РФ.

Рассматривая Банк России в новом статусе, необходимо отметить, что были расширены цели его деятельности в связи с наделением его новыми полномочиями.

С 1 сентября 2013 года полномочия Федеральной службы по финансовым рынкам по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков переданы Банку России. С этого дня Центральный банк РФ становится мегарегулятором финансовых рынков страны. Присоединение Федеральной службы по финансовым рынкам России к Банку России является последовательным шагом в рамках стратегии развития российского финансового рынка и создания на базе Москвы мирового финансового центра (МФЦ) по аналогии с Лондоном, Нью-Йорком, Токио, Франкфуртом-на-Майне, Парижом, Гонконгом.

Предпосылками создания мегарегулятора финансовых рынков в России послужило:

- фрагментарность регулирования финансового рынка.

Финансовый рынок в России представлен банками, инвестиционными, управляющими, страховыми компаниями, негосударственными пенсионными фондами, микрофинансовыми организациями и другими группами участников, каждая из которых одновременно контролируется несколькими регулирующими органами. Многие компании из разных групп участников рынка объединены в крупные финансовые холдинги, имеющие одних и тех же бенефициаров, что несет в себе глобальные риски для всего финансового рынка. Регулирующие органы, осуществляя надзор только за какой-то определенной группой участников или сегментом финансового рынка, не могут оценить ситуацию на рынке в целом. Существуют области финансового рынка, которые до сих пор остаются без внимания со стороны государства (рынок ФОРЕКС (FOREX)) на котором находятся значительные средства граждан, отсутствие контроля со стороны государства приводит к созданию "финансовых пирамид" и, как следствие, потере гражданами своих сбережений, что негативно сказывается на инвестиционном климате страны;

- «раздутые» государственные бюджеты на содержание многочисленных регулирующих органов (структур) финансового рынка, в том числе административного персонала, и одновременно с этим низкая эффективность работы таких органов.

Такая ситуация актуальна для всего государственного аппарата, огромный штат чиновников, отсутствие системы мотивации и критериев оценки работы органов государственной власти, недостаточность автоматизации бизнес-процессов не позволяют получать высокую эффективность;

- противоречия нормативных правовых актов и недостаточность правового обеспечения деятельности участников финансового рынка и дублирование функций регулирующих органов.

Развитие финансового рынка опережает его правовое обеспечение, то есть на рынке уже давно действуют признанные профессиональным сообществом практики, которые не находят отражения в законодательстве РФ. По причине конкуренции между регулирующими органами, распределения сфер влияния и отсутствия арбитра в виде единого координационного центра с широкими полномочиями, возникают правовые коллизии в действующем законодательстве, что отрицательно сказывается на развитии финансового рынка;

- формальный подход в регулировании финансового рынка. Регулятор ограничивался установлением условных требований к участникам рынка без учета их качества. По этой причине на рынке появилось большое количество номинальных компаний, которые формально соблюдая требования законодательства, создавались для использования в «серых» схемах их бенефициаров;

- отсутствие единого координационного центра контроля и мониторинга за финансовым рынком. Актуальным данный вопрос стал в период мирового финансового кризиса 2007-2008 гг., когда необходимо было получать полную и достоверную информацию о состоянии рынка и оперативно принимать решения по обеспечению бесперебойного функционирования экономики страны. Существующие порядки информационного взаимодействия между регулирующими органами отличаются сложностью и бюрократизацией, что не позволяет оперативно реагировать на происходящие на рынке изменения.

Идеологи реформы утверждают, что создание мегарегулятора финансового рынка будет способствовать повышению стабильности на финансовом рынке, в том числе за счет снижения регулятивного арбитража и обеспечения более качественного анализа системных рисков, повышению качества и эффективности регулирования и надзора, включая консолидированный надзор, за субъектами рынка и снижению административной нагрузки на них.

В мировой практике регулирования финансовых рынков сложились разные модели надзора Практика регулирования не дает доказательства, что мегарегулятор является лучшей или оптимальной формой надзора за финансовыми институтами.

Реформа имеет как преимущества, так и недостатки, выяснение которых является очень важным на этапе становления проекта.

Преимущества:

- исключение дублирования некоторых функций.

- современной тенденцией стало размытие границ между банками и профучастниками;

- создание последовательной и более простой нормативной базы.

- объединение всех данных о финансовых организациях, что будет способствовать более эффективному выявлению системных рисков.

. сочетание правоустанавливающей и правоприменяющей функции, что делает процесс подготовки и внедрения новых норм более гибким, быстрым и отвечающим интересам рынка.

обобщение потоков информации и обеспечение их конфиденциальность информации , что уменьшит опасность утечки информации и ее незаконного разглашения.

Недостатки:

- слияние ведомств, может вызвать ослабление регулирования отдельных участков рынка.

- создание финансовых конгломератов уменьшит конкуренцию и оттеснит с рынка мелких участников

- регулирование банковского сектора и рынка ценных бумаг имеет свои особенности, поэтому требует разных подходов регулирования.

- не смотря на то, что выявить системные риски будет проще, потребуется немало времени, чтобы научиться их эффективно устранять. Рассеивая внимание на разные объекты регулирования, появляется вероятность упустить что-либо или совершить ошибку.

Очень важно чтобы мегарегулятором уделялось одинаковое внимание всем аспектам его деятельности: банковский надзор и денежно-кредитная политика, фондовый рынок и страхование. Поэтому предлагается создать комитеты, которые будут равнозначны между собой и разделены по основным функциям, так сейчас существует Комитет банковского надзора.

Актуальность создания мегарегулятора обусловлена неразвитой национальной финансовой системой в России, регулирование которой фактически находится в зачаточном состоянии. Неразвитая национальная финансовая система, в частности, также обуславливает и медленное продвижение проекта создания мегарегулятора. Собственно, сам финансовый мегарегулятор - это создаваемый на базе Банка России федеральный орган исполнительной власти, в задачи которого должно входить осуществление надзора и регулирования национальных финансовых рынков. Официальное название «Система регулирования и надзора на финансовых рынках России».

Таким образом, создание финансового мегарегулятора в России является объективной необходимостью для дальнейшего развития национальной финансовой системы и качественного рывка в финансовой грамотности населения, а также законности ведения бизнеса в инвестиционной и банковской сферах.

Просмотров работы: 4935