Шоронова О.В.
1
1НГПУ им.К.Минина, Нижний Новгород, Россия
Дистанционное обучение прочно входит сегодня в образовательное пространство как альтернативная форма организации педагогического процесса не только на высшей ступени образования, но и средних специальных учебных учреждений. Удаленность от места обучения не самое главное достоинство дистанта; обучающийся может учиться одновременно в нескольких образовательных организациях, в одном из которых дистанционно. Обучающемуся в рамках инклюзивного образования путем дистанционного обучения будут доступны разнообразные ресурсы для получения образования. Известно, что информация признана главной ценностью в обществе, и одной из ключевых компетенций сегодня называется готовность работать с большими информационными потоками. Данное утверждение подтверждается теоретическими и практическими исследованиями видных ученых (Круг Б.И., Колмогорова Е.В. и Шабанова А.Г. и др.). Одной из главных задач становится подготовка такой компетенции человека, который желает максимально реализовать свои возможности по владению современными информационными и коммуникационными технологиями, к которым относится дистанционное (дистантное) обучение. Большинство исследователей определяют дистанционное образование в педагогике (от лат. distantia – расстояние) как образование на расстоянии, т.е. целенаправленное и методически организованное руководство учебно-познавательной деятельностью лиц, находящихся в отдалении от образовательного учреждения и не вступающих в постоянный контакт с преподавательским составом. Скорость сообщения информации сегодня никого не удивляет: человек, желающий быстро и оперативно получать важную для него информацию, наиболее часто использует электронную почту, факс скайп и т.д. Большой интерес в плане информационности представляют видеоконференции и вебинары, посредством которых возможен видеообмен информацией, мнениями и т.п. Кроме предоставления материала в удобное время и в удобном месте важно подчеркнуть такую возможность при использовании дистанционного обучения, как индивидуальный подход, без которого так «страдает» сегодня классно-урочная система, как в школе, так и в колледже и в вузе. Известно, что в технологии разноуровнего обучения Б. Блума и Дж. Кэрролла подчеркивается именно дифференцированный подход к обучающемуся со «своим», уникальным интеллектуальным уровнем развития. Разработка дифференцированных занятий в условия дистанта способствует изучению учебной дисциплины в индивидуальном темпе. Несмотря на удаленность от места обучения, дистанционное обучение ни в коем случае не отменяет взаимодействие и общение с преподавателем. Наоборот, данный вид общения приобретает почти «интимный» характер взаимодействия и отличается более детализированным по существу. Использование современных технических средств (ИКТ) в домашних условиях помогают обучающемуся пользоваться разнообразными методическими и учебными ресурсами, в том числе и техническими. Особый интерес представляет новый вид лекционного материала – аудио - и видеолекция по темам учебной дисциплины. Причем студенты активно участвуют в создании презентаций и их «озвучке». В результате совместной работы преподавателя и студентов получается электронное учебно-методическое пособие по учебной дисциплине, помогающее не только в изучении материала, но и приобретению дополнительных навыков работы с компьютерными технологиями, навыками общения и взаимодействия и т.п.
Преимущества, которыми обладает дистанционное обучение таковы, что в связи с развитием информационных технологий и компьютерной техники дистанционное обучение никогда не будет стоять на месте, оно будет развиваться, совершенствоваться, чтобы соответствовать требованиям и запросам пользователя.