ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА

Севостьянова Т.Г. 1
1Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Некоторые ученые считают понятия «общение» и «коммуникация» аналогичными, понимая под ними процесс передачи и приема информации, осознанную и неосознанную связи. Большинство ученых, исследующих межличностные отношения, разграничивают данные понятия.

В толковом словаре русского языка С. И. Ожегова, Н. И. Шведовой понятие «общение» определяется как взаимные отношения, деловая или дружеская связь; тесное, дружеское общение; общение с людьми [11, c. 440]. Понятие «коммуникация» определяется как сообщение, общение [11, c. 287].

В психологическом словаре Б. Г. Мещерякова и В. П. Зинченко понятие «общение» определяется как взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене информацией познавательного и/или аффективно-оценочного характера [10]. Понятие «коммуникация» определяется как взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене информацией познавательного или аффективно-оценочного характера [10].

В психологическом словаре под редакцией А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского «общение» рассматривается как сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание людьми друг друга [12, c. 275].

Мы видим, что понятия «общение» и «коммуникация» взаимосвязаны.

Рассмотрим взгляды на определение понятий «общение» и «коммуникация» некоторых психологов.

С. Л. Рубинштейн определял общение как сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека [14, c. 9].

А. А. Леонтьев общение понимает как процесс установления поддержания целенаправленного, прямого или опосредованного теми или иными средствами контакта между людьми, так или иначе связанными между собою в психологическом отношении [8, c. 5]. Осуществление этого контакта позволяет либо изменить протекание совместной деятельности за счет согласования «индивидуальных» деятельностей по тем или иным параметрам, или, напротив, разделение функций (социально ориентированное общение), либо осуществить целенаправленное воздействие на формирование или изменение отдельной личности в процессе коллективной или «индивидуальной», но социально опосредованной деятельности (личностно ориентированное общение) [8].

М. И. Лисина определяла общение как взаимодействие двух и более людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью налаживания отношений и достижение общего результата [9, c. 7].

С точки зрения деятельностного подхода общение – это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, зарожденный потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой системы взаимодействия, восприятие и понимание другого человека. Общение также рассматривается как процесс взаимного приспособления субъектов общения, деятельности и социальной среды, в которой они действуют и общаются [6].

С точки зрения социального подхода общение – это процесс внешнего взаимодействия изолированных личностей, способ внутренней организации и внутренней эволюции общества как целого, процесс, при помощи которого осуществляется развитие общества, так как это развитие предполагает постоянное и динамическое взаимодействие общества и личности [6].

Общение выполняет целый ряд функций в жизни человека:

– социальные функции общения: а) организация совместной деятельности; б) управление поведением и деятельностью; в) контроль.

– психологические функции общения: а) функция обеспечения психологического комфорта личности; б) удовлетворение потребности в общении;

в) функция самоутверждения.

Средствами процесса общения являются: а) речь; б) оптико‑кинетическая система знаков – жесты, мимика, пантомимика; в) лингвистическая и паралингвистическая системы – интонация, паузы; г) система организации пространства и времени коммуникации; д) система «контакта глаз».

Общение является предметом изучения многих наук. Философия раскрывает методологические вопросы, определяет место и взаимосвязь понятий и категорий в системе мировоззрения личности [9]. Социальная психология рассматривает общение как общественное явление, процесс взаимодействия общественных субъектов: общение является необходимым условием всякой совместной деятельности и представляет собой процесс установления и развития контакта между людьми, обмена информацией, восприятия участниками общения друг друга и их взаимодействия [6]. Психология изучает личность в общении [5]. На основе выводов этих наук педагогика строит модель общения в соответствии со своим предметом и задачами, связывая со своими категориями и понятиями. Представители различных наук по-своему трактуют понятие общения.

Коммуникация – процесс двустороннего обмена информацией, ведущей ко взаимному пониманию. Коммуникация – в переводе с латыни обозначает «общее, разделяемое со всеми» [Цит. по 7, c. 87] . Если не достигается взаимопонимание, то коммуникация не состоялась. Чтобы убедиться в успехе коммуникации, необходимо иметь обратную связь о том, как люди вас поняли, как они воспринимают вас, как относятся к проблеме[6].

М. С. Каган понимал под коммуникацией информационную связь субъекта с тем или иным объектом – человеком, животным и т. д. [3, c. 23]. Эта связь выражается в том, что субъект передает какую-либо информацию, которую получатель должен принять, понять, усвоить. В общении информация циркулирует между партнерами, поскольку они одинаково активны, и информация увеличивается, обогащается [3].

Рассуждая о коммуникации, Г. М. Андреева отмечает, что любые формы общения есть специфические формы совместной деятельности людей [1, c. 77]. По мнению Г. М. Андреевой, коммуникативный процесс состоит непосредственно из самого общения, коммуникации, в котором участвуют сами субъекты, общающиеся. Причем в нормальном случае их должно быть не менее двух. Во‑вторых, субъекты должны совершать действие, которое мы называем общением, то есть говорить, жестикулировать, позволять «считывать» со своих лиц определенное выражение, свидетельствующее, например, об эмоциях, переживаемых в связи с тем, что сообщается [1].

Таким образом, рассмотрев составляющие понятий «общение», «коммуникация», мы может говорить о том, что эти понятия используются в том случае, когда речь идет о процессе социального взаимодействия. Следовательно, формирование коммуникативных навыков может быть рассмотрено как социально-педагогическая проблема.

У детей и взрослых общение отличается, оно имеет возрастные особенности. Младшие школьники общаются с окружающими взрослыми и сверстниками иначе, чем это делают старшие школьники. Общение пожилых людей, как правило, отличаются от общения молодых.

Младший школьник – это человек, овладевающий навыками общения. Приобретение навыков взаимодействия с группой сверстников, умение заводить друзей являются одной из важных задач развития в этом возрасте [16].

Результаты исследований показывают, что отношение к друзьям и понимание дружбы имеют динамику на протяжении младшего школьного периода. Для детей 5-7 лет друзья – это те, с кем ребенок играет, кого видит чаще других. Выбор друга определяется внешними причинами: дети сидят рядом, живут в одном доме, посещают одну секцию и т.п. В этом возрасте дети больше внимания обращают на поведение, чем на качества личности. Характеризуя своих друзей, они говорят, что «друзья ведут себя хорошо», «с ними весело». В это время дружеские связи недолговечны, они легко возникают и могут быстро оборваться [2].

Между 8 и 11 годами дети считают друзьями тех, кто помогает им, разделяет их интересы. Для возникновения взаимной дружбы становятся важными такие качества, как внимательность, честность, уверенность в себе [2].

По мере освоения ребенком школьной жизни, у ребенка складывается система личных отношений в классе. Ее основу составляют эмоциональные отношения, которые превалируют над всеми другими.

Данные социометрических исследований показывают, что положение ученика в системе сложившихся в классе межличностных отношений определяется факторами, общими для разных возрастных групп. Например, дети, получающие наибольшее число выборов от одноклассников («звезды»), характеризуются рядом общих черт: они обладают покладистым характером, общительны, отличаются инициативностью и фантазией; большинство из них хорошо учится; девочки отличаются привлекательной внешностью [13].

Группа школьников, имеющих отрицательное положение в системе личных отношений в классе, также обладает некоторыми схожими чертами: они имеют трудности в общении с одноклассниками, неуживчивы, что может проявляться как в драчливости, грубости, капризности, так и в замкнутости; часто их отличает ябедничество, зазнайство, жадность; многие из них неаккуратны и неряшливы [13].

Перечисленные качества имеют определенную специфику проявления на разных этапах младшего школьного возраста.

Для первоклассников, обладающих высоким социометрическим статусом, наиболее значимыми являются следующие особенности: опрятная внешность, принадлежность к классному активу, готовность поделиться вещами, сладостями. Второе место в этом возрасте занимают хорошая успеваемость и отношение к учению. Для популярных в классе мальчиков большое значение имеет также физическая сила [4].

«Непривлекательные» для сверстников первоклассники характеризуются следующими особенностями: непричастность к классному активу; неопрятность; плохая учеба и поведение; непостоянство в дружбе; дружба с нарушителями дисциплины, а также плаксивость [4].

Таким образом, первоклассники оценивают своих сверстников, прежде всего по тем качествам, которые легко проявляются внешне, а также по тем, на которые чаще всего обращает внимание учитель.

К концу младшего школьного возраста критерии приемлемости несколько меняются. При оценке сверстников на первом месте также стоит общественная активность, в которой дети уже ценят организаторские способности, а не просто сам факт общественного поручения, данного учителем, как это было в первом классе; и по-прежнему красивая внешность. В этом возрасте для детей значимость приобретают и определенные личностные качества: самостоятельность, уверенность в себе, честность [16].

Характерные для младших школьников критерии оценки одноклассников отражают особенности восприятия и понимания ими другого человека, что связано с общими закономерностями развития познавательной сферы в этом возрасте: слабая способность выделять главное в предмете, ситуативность, эмоциональность, опора на конкретные факты, трудности установления причинно-следственных отношений и т.д. [13]

Нужно отметить, что с возрастом у детей повышаются полнота и адекватность осознания своего положения в группе сверстников. Но в конце этого возрастного периода, то есть у третьеклассников, адекватность восприятия своего социального статуса резко снижается даже по сравнению с дошкольниками: дети, занимающие в классе благополучное положение, склонны его недооценивать, и напротив, имеющие неудовлетворительные показатели, как правило, считают свое положение вполне приемлемым. Это значит то, что к концу младшего школьного возраста происходит перестройка как самих межличностных отношений, так и их осознания. Это связано с возникновением в этот период потребности занять определенное положение в группе сверстников. Напряженность этой новой потребности, возрастающая значимость мнения сверстников и являются причиной неадекватности оценки своего места в системе межличностных отношений [4].

О возрастающей роли сверстников к концу младшего школьного возраста свидетельствует и то, что в 9-10 лет школьники острее переживают замечания, полученные в присутствии одноклассников, они становятся более застенчивыми и начинают стесняться не только незнакомых взрослых, но и незнакомых детей своего возраста [2].

Происходящие в этом возрасте изменения в отношениях со сверстниками необходимо учитывать при организации воспитательных мероприятий. Нередко учителя начальных классов практикуют осуждение ученика за какой-либо проступок перед всем классом. Это сильный травмирующий фактор для ребенка, последствия которого часто требуют от психолога даже психотерапевтического вмешательства [17].

Система личных отношений является наиболее эмоционально насыщенной для каждого человека, поскольку связана с оценкой и признанием как личности. Поэтому неудовлетворительное положение в группе сверстников переживается детьми очень остро и нередко является причиной неадекватных реакций. Но, если у ребенка существует хотя бы одна взаимная привязанность, он перестает осознавать и не очень переживает свое плохое положение в системе личных отношений. Даже один единственный взаимный выбор является психологической защитой и может уравновесить несколько отрицательных выборов, поскольку превращает ребенка из «отверженного» в признаваемого [18].

Положение ученика в коллективе зависит от норм, принятых в коллективе отношений, коллективных ценностных ориентациях. Один и тот же ученик в одном коллективе может оказаться в благоприятном, а в другом – в неблагоприятном положении. Поэтому надо создавать временные коллективы, переводить неблагополучных учеников в тот коллектив, где они могут получить более высокий статус.

На положение школьника весьма ощутимо влияет изменение характера деятельности в коллективе. Тогда появляются новые лидеры, которые занимают в силу своей компетентности ведущее положение, тем самым сразу и намного повышая свой престиж. Вдумчивый классный руководитель постоянно заботится об изменении характера и видов коллективной деятельности, позволяющей вводить школьников в новые отношения [17].

Воспитывая коллектив, надо видеть в нем каждого ребенка с его неповторимым духовным миром. Воспитание личности – это процесс, тесно связанный с воспитанием коллектива, но в определенном смысле это особая область воспитательной работы.

Таким образом, навыки общения – это необходимые и востребованные навыки для каждого человека, посредством которых человек делится информацией и получает информацию от других людей. Навыки общения – это не врожденное качество человека, навыки общения нужно формировать и чем раньше, тем лучше. Формирование навыков общения – основная задача педагога.

  1. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ И ЦИТИРУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
  1. Андреева, Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. – М., 2002. –384 с.

  2. Выготский, Л. С. К вопросу о динамике детского характера / Л. С. Выготский. – М., 1983. – 204 с.

  3. Каган, М. С. Диалоги / М. С. Каган. – СПБ., 2006. – 307 с.

  4. Клюева, Н. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность / Н. В. Клюева. – Ярославль, 1997. – 237 с.

  5. Коломинский, Я. Л. Психология общения / Я. Л. Коломинский. – М., 1974. – 96 с.

  6. Конецкая, В. П. Социология коммуникации / В. П. Конецкая – М., 1997. – 304 с.

  7. Краткий словарь психологических терминов / Сост. И. А. Стернин. –Горький, 2001. – 191 с.

  8. Леонтьев, А. А. Психология общения / А. А. Леонтьев. – М., 2005. –22 с.

  9. Лисина, М. И. Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослыми / М. И. Лисина. – М., 1985. – 208 с.

  10. Мещеряков, Б. Г. Психологический словарь [Электрон. ресурс] / Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. Режим доступа : http://psychological.slovaronl.com.

  11. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. – М., 2008. – 944 с.

  12. Петровский А. В. Психология: Словарь / А. В. Петровский, М. С. Ярошевский. – М., 1981. – 479 с.

  13. Резниченко, М. А. Трудности взросления младшего школьника / М. А. Резниченко // Начальная школа. – 1998. – №1. – С. 25-30.

  14. Рубинштейн, С. Л. Теоретические вопросы психологии и проблема личности / С. Л. Рубинштейн. – М., 1998. – 45 с.

  15. Философский энциклопедический словарь. – М., 1983. – 68 с.

  16. Чистякова, Г. Д. Потенциал общения в младшем школьном возрасте / Г. Д. Чистякова // Начальная школа плюс До и После. – 2006. – № 10. – С. 10-15.

  17. Щиголева, Н. В. О курсе «Общение» для младших школьников / Н. В. Щиголева // Начальная школа. – 2000. – № 10. – С. 57-60.

  18. Эльконин, Д. Б. Психология обучения младшего школьника / Д. Б. Эльконин. – М., 1984. – 285 с.

Просмотров работы: 2097