Но не взирая на ощутимые различия современного общественного строя и античности, социальных отношений, технологий производства, видов связи и обработки информации, таки концептуальная сущность управления человеческими ресурсами изменила лишь форму, но не изменила смысла. Управление по-прежнему, представляет собой совокупность скоординированных мероприятий, направленных на достижение поставленных целей.
Безусловно, античная философия управления Марка Сидония Фалкса красноречива и достаточно флегматична, но адаптирована к условиям древнеримской формации. Сложно сказать, смогут ли фичи античной концепции, подковать современного менеджера.
Древнеримский управляющий рекомендует рационально делегировать полномочия, уделять внимание умениям и в особенности характеру подчинённых, а также поддержанию собственного авторитета, отмечает важность организации работы (распределению обязанностей), рекомендует не бросать все силы на сплочение подчинённых. Сам кадровик предстаёт принципиальным, притязательным, разборчивым, расчётливым, несколько отстранённым. Он решителен и умеет расставлять приоритеты в работе. Предлагает уделять время неформальному общению с подчинёнными.
Все это так или иначе, аналогично той деятельности которую выполняют современные менеджеры. Но как бы не была складна эта песня на первый взгляд, в ней нет и намёка на уважение человеческого достоинства.
Казалось бы, античная философия провозглашала человека уникальным и сложнейшим явлением мироздания, в тоже время в действительности весь его потенциал был обращён в рабство. Раб в древнеримском обществе,- есть одушевлённая собственность и наиболее совершенное орудие труда. Отличительным признаком рабского состояния с юридической точки зрения признавалось абсолютное бесправие раба.[2] Поэтому рабовладелец мог как угодно, собственному произволу распорядиться принадлежащим ему рабом.
Таким образом, античный подход в управлении безжалостно умаляет человеческое естество, искореняет всякое начало личности. И вся сущность такого управления пронизана тиранизмом. И вся она направлена на владение человеком как вещью.
Но человек менялся, изменился и мир. Инновационные, технологические, информационные, экономические базы значительно расширились. Все это имеет влияние на образ управления и на форму подчинения. Прежде всего, на современном этапе важен сам человек, его интеллектуальные активы, знания и умения, его потенциал. Человек воспринимается как свободная непрерывно развивающаяся система и это ценится главным образом. Сегодня важна внутренняя среда предприятия: структура предприятия, его культура и ресурсы, в составе которых первостепенное значение имеет персонал, его опытность, эрудиция, способности, искусство взаимодействия. Признается социальная ответственность менеджмента как перед обществом в целом, так и перед работниками организации. Характерно повышенное внимание к организационной культуре: наличие у работающих общих целей, их непосредственное участие в достижении этих целей, заинтересованность в общих результатах организации, демократизация управления, участие работающих в распределении прибыли, собственности, управлении. Также характерным является использование гибкости и приспособления к постоянным изменениям внешней среды, которая представляет собой все те переменные, что находятся за пределами фирмы и не включены в сферу непосредственного воздействия со стороны менеджмента предприятия. Кроме того, менеджер и подчиненные рассматриваются с точки зрения синергии и являются взаимодополняющими элементами единой системы. Современный менеджмент нацелен на человека, на то чтобы побуждать людей к результативным совместным действиям.
Однако, существует и другая сторона реальности. Более жёсткая, менее радужная.
Сегодня под бравадой свободы, многое в обществе, целенаправленно и тщательно скрывается, а что-то прогнивая, зловонным ароматом вырывается наружу. За прошедшие 10 лет в России, раскрывались вопиющие случаи захвата людей в рабство. Более того, случаи выявления рабовладельчества стали обыденностью.[3] Значительная часть преступлений против человеческой чести и достоинства наказываются весьма лояльно, а то и вовсе оказываются безнаказанными. Но крайне опасным является тот факт, что многое остаётся не раскрытым. И всё это паразитом дислоцируется на теле государства.
И почему же в этот долгожданный век свободы, век абсолютных возможностей, в век равноправия , человек по-прежнему стремиться подчинить себе другого человека?! Почему при всех условиях для развития, реализации человеческого потенциала, преследуются столь низшие цели?! Почему в век равенства и братства, человеческое эго выходит за рамки дозволенного?! Почему достигнув вершин ценнейших знаний , мы снова падаем в бездну духовного безобразия?!
Судя по всему, мы говорим, вовсе не о менеджменте, мы говорим о насилии и убиении душ. И до тех пор, пока в нашем государстве человека не научат любить человека, система управления не будет работать должным образом, а говорить о ней будет попросту стыдно.
Ведь каких бы научных открытий не совершали, каких бы методик не изобретали, каких бы высот не достигали, а истинный уровень развития общества, отражают именно межличностные отношения людей. Если отношения так примитивны и низки, тогда чем мы отличаемся от древности.
Библиографический список:
Джерри Тонер, Марк Сидоний Фалкс Как управлять рабами; [Электронный ресурс].
Франк Коуэл, Древний Рим. Быт, религия, культура; [Электронный ресурс].
http://anvictory.org/blog/2012/04/17/raby-i-ix-xozyaeva-rabovladelchestvo-v-sovremennoj-rossii/
http://sobesednik.ru/politics/20121113-dikii-sluchai-rabstva-v-moskve-vlasti-vygodna-bespravnost-migrantov