НЕГОСУДАРСТВЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ (ЦЕНТР ПАТОЛОГИИ ГОЛОСА ДЛЯ ДЕТЕЙ) - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

НЕГОСУДАРСТВЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ (ЦЕНТР ПАТОЛОГИИ ГОЛОСА ДЛЯ ДЕТЕЙ)

Александрова И.А. 1, Рожкова К.А. 1, Каримуллина А.И. 1, Дёмина А.Д. 1, Морева А.В. 1
1МГТУ им. Носова, институт педагогики, психологии и социальной работы, кафедра специального образования и медико-биологических дисциплин.
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

К вопросу создания Центра патологии голоса

«Человеческий голос — явление уникальное. Это бесценный дар, благодаря которому человек получает возможность выражать свои мысли, общаться с окружающими его людьми, добиваться признания в обществе, делать карьеру».Тамара Милоченко, реабилитолог-фонопед.

Негосударственное образовательное организация - это учреждение, созданное собственником в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Регистрация негосударственной образовательной организации (НОО)

В соответствие с ФЗ "Об образовании в РФ" государственные и негосударственные образовательные организации могут создаваться в организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации для некоммерческих организаций.

После государственной регистрации, перед тем, как приступить к практической деятельности по оказанию услуг в области образования, негосударственное образовательное учреждение должно получить лицензию (разрешение на право либо право на выполнение некоторых действий, которое может удостоверяться (подтверждаться) одноимённым документом) на осуществление образовательной деятельности (поскольку данный вид деятельности подлежит обязательному лицензированию!).

Создание негосударственного образовательного учреждения нужно в Магнитогорске, т.к. возрастают нарушения голоса в структуре речевого дефекта у детей. (Патологии голоса у детей, по данным различных авторов, составляет от 6 до 41%).

Актуальность проблемы нарушений голоса у детей.

Логопеды все чаще в своей практике отмечают различные расстройства детского голоса. Кроме того, в коррекционной работе с дошкольниками логопедам приходится сталкиваться с расстройствами голоса, входящими в структуру некоторых речевых нарушений.

Изучение нарушений голоса и способов его восстановления является одной из проблем логопедии. Знание специфических особенностей голосовых нарушений при различных речевых патологиях, а также использование специальной методики коррекции голосовых расстройств у дошкольников, позволит логопедам быстрее устранить у детей нарушение не только голоса, но и речи в целом, поможет восстановить ее коммуникативную функцию.

В последние годы область педагогического воздействия при различных нарушениях голосового аппарата значительно расширилась, получив наименование фонопедия.

Под фонопедией понимается комплекс педагогического воздействия, направленного на постепенную активизацию и координацию нервно-мышечного аппарата гортани специальными упражнениями, коррекцию дыхания и личности обучающегося.

Фонопед - это педагог в области логопедии, занимающийся проблемами речи и нарушения голоса. Будущих логопедов готовят в педагогических вузах на факультетах дефектологии (или специальной педагогики). После окончания вузов необходимо пройти стажировку по фонопедии, чтобы стать фонопедом-специалистом. Также, после получения музыкального диплома, можно пройти авторские курсы (например по методу Кравченко), чтобы получить диплом вокального фонопеда.

Методы фонопедии - исключительно педагогические. Фонопед "ставит" голос. Его задача – помочь ребенку с помощью специальных упражнений развить нервномышечный аппарат гортани и освоить правильно дыхание. Внутри фонопедии есть различные направления работы. Например, на спасении певческого голоса специализируется вокальная фонопедия.

Фонопед должен знать нейрофизиологию голосового аппарата, в совершенстве владеть методиками восстановления голоса.

Содружественная работа в Центре специалистов в области фононопедии, логопедии и специальностей другого профиля представлена в (табл.№1)

табл. №1

Фониатр

Врач, специалист по проблемам с голосом.

Фонопед

Педагог, специализирующийся на нарушениях голоса.

Фонопед "ставит" голос. Задача фонопеда – помочь человеку с помощью специальных упражнений развить нервно-мышечный аппарат гортани и освоить правильно дыхание.

Педагоги-психологи

Главной задачей педагога-психолога является обеспечение психического здоровья ребенка.

А так же подготовка детей к успешному обучению в школе, оказывает помощь в адаптации ,помогает развить коммуникативные навыки и эмоциональную сферу.

Педагоги по арт-терапии (имеющие музыкальное образование)

Уроки музыкотерапии позволяют улучшить эмоциональное состояние ребенка, проработать различные страхи, раскрыть его творческий потенциал.

Логопед-дефектолог

Специалист широкого профиля, работающий со всеми видами речевых нарушений.

Специалисты по адаптивной физической культуре

Специалисты по адаптивной физической культуре используют двигательную активность для решения задачи адаптации этих людей к успешной жизни в обществе. Кроме того, они применяют специальные физические упражнения для ускорения выздоровления после заболеваний и травм, а еще осуществляют с помощью физкультурно-спортивных занятий профилактику различных нарушений, как здоровья, так и социальной адаптации.

Курс логопедических занятий по восстановлению голоса состоит из двух этапов - подготовительного и восстановительного. В данные этапы входят: сеансы психотерапии, музыкотерапии, артикуляционная и дыхательная гимнастика, голосовые упражнения. Артикуляционный и дыхательный аппарат ребёнка в ходе подготовительного этапа приспосабливается к последующим интенсивным голосовым упражнениям. Необходимость подготовительного этапа заключается как в его постепенной работе как над органами артикуляции и дыхания, так и в пошаговой подготовке психики ребёнка (табл. №2).

«Подготовительный этап логопедических занятий по восстановлению голоса»

табл. №2

Подготовительный этап

Период

Длительность этапа

Специалисты, работающие на данном этапе

Общее описание этапа

Цель этапа

I период

2 недели

1.Фонопед2.Педагог-психолог3.Логопед-дефектолог4.Фониатр

1)Сбор анамнестических данных2)Обследование голосовой функции 3)Психотерапия

Систематизировать и обобщить данные клинического, психолого-педагогического и логопедического обследования(организационный момент). Основная цель психотерапии- сознательное, активное включение ребёнка в процесс восстановления голоса.

II период

3 недели

1.Фонопед2.Педагог по арт-терапии (с музыкальным образованием)3.Логопед-дефектлог

1)Проведение артикуляционной гимнастики2)Проведение музыкотерапии3)Проведение дыхательной гимнастики (статическая дыхательная гимнастика)

Научить ребёнка акцентировать внимание на силе, чёткости, утрированности артикуляционных движений; на умении сочетать движение с шёпотным, а затем и с громким звуком. Увеличить подвижность мягкого нёба, развить движения нижней челюсти и голосовых складок.Формирование навыков речевого дыхания.Создание для ребёнка психологически комфортной обстановки в учреждении.

III период

3 недели

1.Фонопед

2.Фониатр

3.Педагог по арт-терапии

4.Логопед-дефектолог

5.Специалист по адаптивной физической культуре

1)Проведение артикуляционной гимнастики2)Проведение музыкотерапии3)Проведение дыхательной гимнастики (динамическая дыхательная гимнастика)4)Оценка результативности восстановления голоса

Тренировка нижнерёберно-диафрагмального дыхания, а также общее укрепление организма ребёнка. Выработка дифференцированного выдоха через рот и нос. Постепенно возрастающая тренировка организма, постановка речевого дыхания с акцентом на удлинённый выдох.

Центральное место в системе коррекционного обучения занимает восстановительный этап логопедических занятий по коррекции голоса данного центра. Рассмотрим содержательный компонент, который представлен в таблице №3

«Восстановительный (основной) этап логопедических занятий»

табл. №3

Восстановительный (основной) этап логопедических занятий

Периоды

Длительность этапа

Специалисты, работающие на данном этапе

Общее описание этапа

Цель этапа

I период

1-1.5 месяца

1.Фонопед2.Логопед-дефектолог3.Фониатр

1)Вызывание звука голоса, восстановительное обучение2)Обследование голосовой функции

1)Вызывание голоса в прямых и обратных слогах, контроль звучания голоса «в позиции резонатора», формирование правильного посыла звука голоса, его легкое, свободное, естественное звучание.

2) Научить ребёнка акцентировать внимание на чёткости артикуляционных движений

II период

3 недели

1.Фонопед2.Педагог по арт-терапии (с музыкальным образованием)3.Логопед-дефектлог

Закрепление полученного голоса. Занятия построены по принципу постепенного перехода от легких упражнений к более трудным в зависимости от возраста ребенка, индивидуальных особенностей его личности, состояния и развития речевой и голосовой функции

1)работа с глухими согласными

2)работа со звонкими согласными

3)развитие силы голоса

4)развитие высоты голоса

1)Автоматизация полученного голоса путем введения его в слоги, слова, фразы со всеми гласными и согласными.

2)Развитие высоты, силы, тембра, модуляции голоса, ритмико-мелодико-интонационной стороны речи3)Постановка певческого голоса

III период

  1. недели

1.Фонопед

2.Фониатр

3.Педагог по арт-терапии

1)Автоматизация процесса голосообразования

2)Отработка дикции и правильного произношения, самоконтроль высоты, силы голоса3)Оценка результативности восстановления голоса

Основная цель: ввести голос в повседневную речевую практику ребенка, научить его пользоваться громким, звонким голосом легко, свободно, без напряжения, утомления и форсирования звука

Исходя из этиологии и патогенеза заболеваний, основываясь на дидактических и методологических принципах, логопедическое воздействие при патологии голоса предусматривает активизацию и координацию голосового аппарата педагогическими приемами. Эффективность применяемых приемов поставили фонопедию наравне с лечением при большинстве с хронических заболеваний гортани. В ряде случаев специальная постановка голоса – единственный способ преодоления нарушений. Дальнейшие исследования механизмов голосообразования наметят новые, более эффективные пути восстановительной работы. В настоящее время назрела серьезная потребность более полного и глубокого изучения патологии голоса у детей, особенностей ее проявления и разработки способов восстановления. Восстановление голоса необходимо начинать как можно раньше. Это предупреждает фиксацию навыка патологического голосоведения и появление невротических реакций, что значительно улучшает прогноз. Поэтому проблема создания центров патологии голоса является актуальной на сегодняшний день.

Просмотров работы: 1269