ЦЕНТР ПАТОЛОГИИ ГОЛОСА В УСЛОВИЯХ ПРОМЫШЛЕННОГО ГОРОДА. - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ЦЕНТР ПАТОЛОГИИ ГОЛОСА В УСЛОВИЯХ ПРОМЫШЛЕННОГО ГОРОДА.

Аксенова Е.В. 1, Шепилова Е.Д. 1, Токшина Ж.А. 1, Насибулина В.С. 1
1МГТУ им. Носова, институт педагогики, психологии и социальной работы, кафедра специального образования и медико-биологических дисциплин.
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Центр патологии голоса у взрослого населения может являться структурным подразделением при муниципальном учреждении здравоохранения «Онкологический Центр». Проблемы, которыми станет заниматься данный центр являются актуальными в городе Магнитогорске, малых городах, а также в стране в целом. 

Обусловлено это тем, что из-за прироста органических заболеваний гортани оказание педагогической помощи затруднено по различным основаниям: отсутствие специалистов, малое финансирование на данный вид деятельности и др.. Изучение и оценка уровней заболеваемости гортани по обращаемости в лечебно-профилактические учреждения, оказывающие фонопедическую помощь, и сравнение полученных данных с официальной отчетностью Министерства здравоохранения ставит эту проблему в разряд актуальных.

В исследовании использованы данные о заболеваемости по обращаемости в лечебно-профилактические учреждения 40 субъектов Российской Федерации за 2008-2015 годы, сведения государственной отчетности 17 субъектов Российской Федерации об уровне и структуре заболеваний гортани. Среди взрослого населения средний уровень общей заболеваемости в исследуемых субъектах составил в 2008 году 11,4 на 10 тысяч населения с последующим увеличением до 14 в 2015 году. Рост показателей заболеваемости в исследуемых регионах был связан с увеличением обращаемости населения в лечебно-профилактические учреждения, а также расширением сети подразделений, оказывающих фонопедическую помощь. Наличие достаточного количества кабинетов и обученных специалистов является необходимым условием для полного охвата населения фонопедической помощью. Средний темп прироста уровня общей заболеваемости патологией гортани составил 22,8%, а прирост первичной заболеваемости – 30% за весь период. Максимальный прирост первичной заболеваемости зарегистрирован в 2014 году - 13,4%, что связано с открытием новых фонопедических подразделений и увеличением выявленных заболеваний гортани. В 2015 году коэффициент прироста значительно уменьшился и составил лишь 2,6%, что может частично объясняться сохранением прежнего количества действующих подразделений, оказывающих фонопедическую помощь, а также уменьшением количества занятых ставок врачей в отдельных регионах.

Образовательная деятельность центра, осуществляемая в составе функционирования «Онкологического Центра», не является юридическим лицом и функционирует в структуре центра, и подлежит обязательному лицензированию. Лицензирование - одна из форм государственного регулирования предпринимательской деятельности, которая представляет собой особую процедуру официального признания права юридического лица на ведение определенного вида деятельности с соблюдением нормативных требований и стандартов.

Целью функционирования центра является оказание помощи патологии гортани. Задачами центра являются: диагностика лиц имеющих онкологическое заболевания гортани; оказание квалифицированной консультативной помощи родственникам; работа фонопеда с больным; профилактическая работа. Реализация данных задач должна осуществляться комплексно. Большую роль в данной профессиональной работе имеет роль фонопеда - специалиста по коррекции и восстановлению голоса.

Фонопедия занимается перечисленными выше проблемами, опираясь на научные данные и разработки фониатарии - отрасли отоларингологии. Но методы фонопедии являются исключительно педагогическими. Врач-фониатор ставит диагноз и проводит лечение. А фонопед, уже непосредственно с помощью специальных методик, восстанавливает голос.

Фонопедия является отраслью логопедии. Поэтому начальный этап подготовки специалистов данной категории осуществляется в высших учебных заведениях на факультетах по профилю «логопедия». Необходимые знания будущий фонопед может освоить на курсах повышения квалификации специалистов по патологии речи. Широко используют фонопедические методы и врачи-фониатры в клиниках, при лечении голосовой патологии. Поэтому и у врачей есть потенциальная возможность пройти специальные курсы подготовки и получить необходимые навыки.

Система повышения квалификации в области патологии речи и голоса сочетает в себе современные теоретические, практические, клинические и экспериментальные разделы, обеспечивающие медико-психолого-педагогическую основу для представления об общих и частных проблемах патологии речи, голоса и других высших психических функций человека.

Общая продолжительность обучения, включая стажировку, 590 часов (440 часов аудиторного курса и 150 часов на рабочем месте). По прохождении всего курса подготовки выдается сертификат, который необходимо подтверждать каждые три года.

Осуществляют свою профессиональную деятельность фонопеды в учебных заведениях, готовящих вокалистов, а также в больницах и медицинских центрах.

Фонопедия является сложной отраслью, поэтому не все готовы посвятить себя данному направлению. Помимо хорошей теоретической и практической подготовки фонопед должен обладать рядом важнейших профессиональных качеств. Наиболее значимые из них - коммуникабельность, доброжелательность и стрессоустойчивость. Специалист должен осознавать важность своей деятельности и правильно подбирать пути и методы решения той или иной проблемы. Особенно данные качества важны в рамках работы с людьми, имеющими онкологические заболевания.

Функционирование центра определяется структурным единством и решением общих задач специалистов разного направления. Представим данную структуру в таблице № 1.

Таблица № 1

Специалист

Содержательная характеристика

Риторы

Преподаватели ораторского искусства, искусства речи. Задача ритора выработать речевую харизматичность личности, умение производить сильное впечатление. Убедительная и выразительная речь является базой для всех видов коммуникации, для личного общения, переговоров, продаж, совещаний и дискуссий — мы становимся ораторами во всех случаях, когда открываем рот и начинаем говорить.

Спичмейкер

Специалист по работе с голосом, речью. Профессиональная задача спичмейкера - скорректировать работу голосового аппарата клиента, добиться наличия необходимых характеристик хорошего голоса в звучании, научить композиционному построению речи, управлению эмоциональным контактом. Основные профессиональные отличия спичмейкера: в отличие от преподавателя по риторике, фониатора, преподавателя по вокалу, спичмейкер не "ставит" голос и не лечит лор-заболевания, а "освобождает" голос и учит искусству речевой импровизации.

Имиджмейкер

Специалист по созданию имиджа персоны и корпорации. Профессиональная задача имиджмейкера: содействие успешному развитию бизнеса или (и) политической карьеры заинтересованного лица (клиента).

Психолог

Специалист, занимающийся изучением душевной жизни и законов коррекции поведения человека, использующий эти знания для оказания помощи людям и для оптимизации их деятельности.

Нейропсихолог

Клинический психолог, работа которого основывается на знании и учете закономерностей работы нервной системы человека.

Психотерапевт

Специалист, который занимается лечением заболеваний психики, соответствующих легкой или средней тяжести проявления.

Логопед

Специалист, с чьей помощью определяются и реализуются необходимые методики по устранению дефектов речи. Он оказывает помощь в «постановке» должным образом звуков, в избавлении от неправильности в произношении, а также от заикания (логоневроза).

Фониатр

Врач, специалист по проблемам с голосом.

Фонопед

Педагог, специализирующийся на нарушениях голоса.

ЛОР

Врач, специализирующийся на терапевтическом и хирургическом лечении заболеваний уха, носа и горла, а также пограничных с ними областей шеи и лица. Он имеет специальные знания и опыт в лечении заболеваний ушей, носа и носовых проходов и пазух, гортани (голосовой ящик), полости рта и верхней глотки (полости рта и горла), а также пограничных с ними областей шеи и лица

Онколог-хирург

Врач, оперирующий злокачественные опухоли

Гастроэнтеролог

Специалист узкого профиля, который диагностирует и лечит патологию органов пищеварения, занимается разработкой методов по профилактике болезней желудочно-кишечного тракта.

Специалист по лечебной физкультуре

Врач-физиотерапевт, эксперт в области лечения и профилактики последствий травм, врожденных аномалий развития и заболеваний различных органов и систем. Специалист использует для этого комплекс специально подобранных физических упражнений (лечебную гимнастику).

Обеспечение деятельности центра и специалистов отражено в подготовленном календарном планировании, сроком восстановительного этапа – 8 месяцев. Планирование представлено в таблице № 2.

Таблица № 2

Календарное планирование при работе по восстановлению голоса после ларингоэктомии

Этапы и их продолжительность

Специалисты

Общее описание этапа

1этап

(2 месяца)

  • 1 раз в месяц осмотр врачами-специалистами

  • 1 раз в неделю осмотр фониатром

  • 3 раза в неделю занятия с психотерапевтом, фонопедом и специалистом по ЛФК.

  1. ЛОР-врач

  2. Хирург-онколог

  3. Психотерапевт

  4. Фониатр

  5. Фонопед

  6. Специалист по ЛФК

Подготовительный. Выясняется состояние психики больных, проводится рациональная психотерапия, консультация и лечение психиатра.

Для тренировки верхнего и среднего отделов пищевода применяется упражнение «дутье в губную гармошку» по 30 секунд за прием 10–12 раз в день.

В этот же период обучающийся приступает к занятиям лечебной физкультурой для адаптации к дыханию через трахеостому.

Осмотр ЛОР-врачом и хирургом-онкологом в целях послеоперационного контроля.

2 этап

(2 месяца)

  • 2 раза в месяц осмотр гастроэнтерологом

  • 1 раз в неделю осмотр фониатром

  • 3 раза в неделю занятия с психотерапевтом, фонопедом и специалистом по ЛФК.

  1. Фониатр

  2. Фонопед

  3. Психотерапевт

  4. Гастроэнтеролог

  5. Специалист по ЛФК

Формирование псевдоголосовой щели и вызывание пищеводного голоса при помощи специальных упражнений, способствующих усилению первого сужения пищевода и образованию компенсаторного механизма.

Продолжается работа с психотерапевтом.

Консультация врача гастроэнтеролога, который дает указания, которые нужно выполнять при овладении пищеводным голосом (правильное питание, контроль над кислотной средой желудка).

3 этап

(2 месяца)

  • 3 раза в неделю занятия с психотерапевтом, фонопедом и ритором.

  1. Фониатр

  2. Фонопед

  3. Психотерапевт

  4. Ритор

Автоматизация пищеводного голоса. Обучающимся предлагаются для произнесения короткие фразы. Постепенными тренировками достигается плавность и внятность речи. Одновременно с голосовыми упражнениями начинается употребление обиходных слов. Речевой материал усложняется, включается произнесение скороговорок, коротких стихотворений, гласных звуков и их сочетаний.

Продолжается работа с психотерапевтом.

В работу включается ритор, помогающий овладевать речью на уровне активного пользования.

4 этап

(2 месяца)

  • 3 раза в неделю занятия с психотерапевтом, фонопедом и ритором

  • 2 раза в неделю занятия со спичмейкером и имиджмейкером

  • Контрольный осмотр врачами-специалистами.

  1. Фониатр

  2. Фонопед

  3. Психотерапевт

  4. Имиджмейкер

  5. Спичмейкер

  6. Ритор

  7. ЛОР-врач

  8. Хирург-онколог

  9. Гастроэнтеролог

Завершает формирование пищеводного голоса. Упражнения расширяют диапазон, увеличивают модуляцию и улучшают тембр голоса. Используются вокальные упражнения.

Проводится работа со спичмейкером, который позволяет овладевать речью в рамках социума.

В работу включается имиджмейкер. Проводится коррекция проф. направленности.

Контрольный осмотр врачей-специалистов в целях послеоперационной реабилитации.

Таким образом, создание данного центра решает множество задач социального порядка, а именно помогает человеку при помощи фонопедических методов коррекции адаптироваться в обществе, решить проблемы трудоспособности и профессиональной занятости. В рамках увеличения людей с онкологическими заболеваниями гортани в промышленно занятых городах, данная проблема и ее решение является актуальной на сегодняшний день.

Просмотров работы: 835