ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС «ДИНАМИЧЕСКИЕ СТРУКТУРЫ ДАННЫХ» - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС «ДИНАМИЧЕСКИЕ СТРУКТУРЫ ДАННЫХ»

Крюкова Ю.Ю. 1, Крюкова Ю.Ю. 1, Хасанова С.Л. 1
1Стерлитамакский филиал «Башкирского государственного университета»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Структуры данных являются главными составляющими компьютерных программ, но в школьном курсе информатики, как правило, рассматриваются только статические данные. Однако в распространенных языках программирования, таких как С и Pascal, можно создать динамические переменные. Освоение способов работы с динамическими данными позволяет реализовать достаточно сложные конструкции, которые необходимы для разработки компьютерной модели решаемой задачи [3]. Например, если до начала работы с данными неизвестно, сколько памяти потребуется для их хранения, то память должна выделяться по мере необходимости, то есть требуется введение динамических структур данных.

Таким образом, изучая динамические данные, мы развиваем у учеников алгоритмическое мышление, логику, внимательность и продолжаем формировать навыки программирования с помощью целесообразно подобранных задач.

Авторами был разработан элективный курс по теме «Динамические структуры данных», предназначенный для учащихся 10-11 классов физико-математического и информационно-технического профилей обучения средних школ. Он рассчитан на 18 часов: 5 лекций, 5 практических занятий и 8 лабораторных работ. Контроль знаний осуществляется через лабораторные работы и в завершении курса – тестирование. Главной целью курса является расширение и углубление знаний о видах данных и способах работы с ними на примере языка Turbo Pascal [2].

Для достижения поставленной цели нами предлагаются следующие интерактивные образовательные ресурсы [4]: электронный учебник (рис. 1, 2) и итоговый тест, разработанный в АСТ – системе (рис. 3).

Содержание ЭУ:

  • Введение

    • Пояснительная записка

    • Тематическое и поурочное планирование

  • Статические и динамические переменные

    • Указатели

    • Списки

  • Однонаправленные списки

    • Лабораторная работа № 1

  • Двунаправленные и циклические списки

    • Лабораторная работа № 2

  • Стек, очередь и дек

    • Лабораторная работа № 3

  • Бинарные деревья

    • Лабораторная работа № 4

  • Контрольные вопросы

  • Список источников и литературы

Рис.1. Теоретический материал из учебника

Изучение динамического программирования начинается с лекции, в которой рассматриваются основные структуры [1]: указатели и списки. Далее, каждая следующая тема завершается лабораторной работой.

Рис.2. Лабораторная работа из учебника

В конце учебника представлен список контрольных вопросов, по которому удобно готовиться к итоговому тестированию.

Данный электронный учебник является доступным ресурсом для каждого, так как не требует дополнительно программного обеспечения.

Итоговый тест включает в себя 30 заданий: вопросы открытой и закрытой форм, а так же задания на соответствие. Достоинство этой системы в том, что она сама оценивает завершённый тест. Недостаток – для тестирования нужно установить АСТ-тест плеер.

Рис.3. Структура АСТ – теста

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Альфред А.В. Структуры данных и алгоритмы / А.В. Ахо, Д.Э. Хопкрофт, Д.Д. Ульман. – М.: «Вильямс», 2003. – 382 с.

  2. Кузнецов А.А. Элективные курсы образовательной области: "Информатика" / Сб. "Элективные курсы в профильном обучении: Образовательная область "Информатика". Министерство образования РФ – Национальный фонд подготовки кадров. – М.: Вита-Пресс, 2004. – С. 5-2/

  3. Хасанова С.Л., Рассказова Е.А. Курс «История информатики» в системе образования// Фундаментальные исследования. – 2014. – № 9–4. – С. 747–751.

  4. Чиганова Н.В. Использование дидактического обучающего комплекса в учебном процессе вуза// Научно - методический журнал «Информатика и образование». –2013. - № 8. - С. 47-49.

Просмотров работы: 610