ПОДГОТОВКА И ЗАКЛЮЧЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ТОРГОВЫХ СДЕЛОК - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ПОДГОТОВКА И ЗАКЛЮЧЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ТОРГОВЫХ СДЕЛОК

Крыгина А.В. 1, Гуселетова Ю.Ю. 1
1Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Омский Государственный Аграрный университет им. П.А. Столыпина»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Последние полтора десятилетия наблюдается стабильный непрерывный рост мировой торговли товарами и услугами, по темпам роста превышающий рост ВВП. Тенденции роста мирохозяйственных связей определяются качественными сдвигами в мировой торговле: преимущественное развитие торговли машинами и оборудованием, современными наукоемкими изделиями. Международные организации специализирующиеся на внешней торговле и международных экономических отношениях, приобретает все более широкий и глобальный характер.

В современном мире международные экономические отношения многообразны и динамичны. Результатом этого является множество правовых форм взаимоотношений участников внешнеэкономической работы. В основном внешнеэкономическая деятельность исполняется на возмездной основе. Главным ее направлениями считается внешняя торговля, технико-экономическое и научно-техническое сотрудничество.

Финансовая суть торговли устанавливается, во-первых, как передача товаров человеческого труда из одной стадии производства в другую и, во-вторых, как передача данных продуктов от производителей к покупателям, без чего невозможен процесс расширенного производства.

Торговая деятельность, согласно принципу территориальности подразделяется на внутреннюю и внешнюю. Внешняя торговля содействует расширению производства, формированию и улучшению путей сообщения как внутри страны, так и между государствами, возникновению ростовщичества, а затем и торгового капитала, формированию международного кредитования и страхования.

Международная торговая сделка — контракт, договоренность, между двумя или несколькими сторонами, которые находятся в различных странах о поставке продукта определенного количества и качества, или оказание услуг в соответствии с согласованными условиями [2].

Ни национальная принадлежность сторон, ни гражданский или торговый статус, ни характер договора, не являются критериями отнесения операции к международной.

Сделка может быть отнесена к числу внешнеторговых если одновременно выполняются два условия:

- как минимум одна из сторон сделки должна являться нерезидентом;

- продаваемый товар должен пересечь границу страны-продавца.

Сама сделка может быть оформлена как в устной, так и письменной форме (документально в форме договора либо контракта). Однако в международной практике принято заключать сделки в письменной форме (договор, контракт) [7].

Все сделки, в зависимости от объекта, делятся на три группы :

1. Купля-продажа товара;

2. Купля-продажа услуг;

3. Купля-продажа научно-технической продукции

Самая распространенная и классическая в международной торговле категория операций купли-продажи товаров. Такие операции подразумевают, что продавец обязуется передать товар покупателю в срок по оговоренным условиям, а покупатель обязуется принять товар и уплатить за него конкретную стоимость [9].

Основными видами внешнеторговых операций являются экспорт, импорт, реэкспорт, реимпорт, операции встречной торговли.

Экспорт подразумевает вывоз предмета торговли за пределы таможенной границы страны, в которой он был произведен, без обратного ввоза. В данной сделке экспортер обязуется передать товар в собственность покупателя в оговоренные заранее сроки на определенных условиях, в то время как покупатель обязуется принять товар и уплатить за него согласованную денежную сумму в соответствии с договором [1].

Импорт, наоборот предполагает покупку товара у зарубежного продавца и соответственно его ввоз на территории страны, в которой осуществляет операции компания – покупатель товара. Сами условия договора аналогичны условиям экспорта. Непременным условием осуществления импортной сделки является платежеспособность импортера.

Реэкспортные и реимпортные операции являются разновидностью экспортных и импортных [4].

Реэкспорт предполагает закупку реэкспортером товара у импортера с целью перепродажи иностранному покупателю без дополнительной переработки. Различают реэкспорт с завозом товара в страну реэкспортера и без завоза реэкспортера. Реэкспортер (А) покупает у контрагента-экспортера (Б) товар и рассчитывается по полной стоимости поставки в денежной форме, ввозит товар на территорию своей страны, а затем поставляет его контрагенту-экспортеру(Б).

Реимпорт вывоз из-за границы ранее вывезенных товаров, не подвергшихся там переработке. К реимпортным можно отнести следующие операции:

  • возврат забракованных покупателем товаров;

  • возврат товаров, не проданных на аукционе;

  • возврат товаров, не реализованных через консигнационные склады;

  • прочие.

Под процедурами подготовки и проведения экспортной и импортной (далее - внешнеторговой) сделки следует понимать коммерческую деятельность, направленную на отыскание контрагента, установление с ними контакта, подготовку и проведение переговоров о заключении сделки, ее оформление и передачу контрагенту для исполнения [2].

Этапы подготовки и проведения внешнеторговой сделки:

  • маркетинговые исследования международных рынков,

  • поиск зарубежных партнеров,

  • установление контактов с потенциальным партнером - иностранной фирмой,

  • анализ и проработка конкурсных материалов: подготовка конкурсного листа, расчет экспортных цен и т.д.

  • подготовка условий платежа и поставки,

  • подготовка проекта контракта,

  • проведение переговоров и согласование проекта контракта,

  • подписание контракта,

  • исполнение контрактных обязательств: поставка товаров, расчетно-платежные операции,

  • контроль над выполнением контрактных обязательств,

  • рассмотрение возможных претензий.

Важная и сложная задача, как для поставщика, так и для потребителя, предполагающая определение стран и фирм, наиболее предпочтительных для сбыта или закупки продукции. Процесс выбора страны сбыта продукции включает несколько стадий:

1. Вначале составляется обширный список стран, вызывающий интерес, при этом используются различные источники информации, такие как данные торгово-промышленных палат, различных министерств и ведомств, клиентов, партнеров, контрагентов, специализированных информационных институтов. Не рекомендуется включать в список политически не стабильные страны, или те в которых существуют запреты на ввоз продукции поставщика.

2. Путем отбора оставляют наиболее перспективные государства.

3. Рыночному исследованию предшествует анализ общей информации об интересующей стране:

- размер территории;

- численность населения, уровень развития экономики, денежная система, валютное таможено-тарифное регулирование, налоговое законодательство, уровень образования и культура населения

При этом устанавливается технические или организационные причины, затрудняющие сбыт продукции на определенном рынке, наличие или отсутствие каких-либо торговых или правовых барьеров препятствующих экспорту. К основным трудностям, которые возникают при осуществлении международного сотрудничества относятся:

- высокая зависимость от политической и экономической ситуации в стране партнере;

- расхождение в законодательствах;

- влияние таможенной политики;

- менталитет и этика бизнеса;

- затрудненная коммуникация (языковой барьер, визы, накладные расходы);

- валютный риск;

- различие в системе стандартов;

- неполная информационная компетентность;

- сложности в системе договоров транспортировки.

Выбор фирм контрагента зависит от характера и предмета сделки, экономического потенциала страны, конъюнктуры и емкости рынка. Учитываются и такие факторы как наличие межправительственных и торговых соглашений, вид деятельности фирм, ее репутация, длительность торговых отношений и предлагаемые условия сделки. Выбор формы сотрудничества происходит на основе сопоставления затрат (риска) и вероятных коммерческих результатов (возможности). Если сотрудничество осуществляется с достаточно большим количеством фирм, то сведения о них систематизируется путем составления информационных карт, являющихся фирменным досье и содержащим общие и специфические сведения о фирме и ее представителях, которые постоянно дополняются новыми данными [6].

При подготовке сделок для определения уровня текущей цены необходимо проанализировать цены, сложившиеся в данный момент на рынке этого товара. Для анализа цен применяются сравнительный и расчетный методы.

Сравнительный метод предлагает:

  • анализ биржевых котировок;

  • аукционных цен;

  • справочных и прейскурантных цен.

Расчетный метод включает два направления анализа:

  • метод удельной стоимости;

  • метод приближенной калькуляции.

Сравнительный метод применяется только при наличии достаточной ценовой информации, которая систематизируется и приводится в состояние, позволяющее сделать обоснованный вывод об уровне цен на момент заключения и исполнения сделки [3].

Применение расчетного метода возможно при недостатке или отсутствии информации о ценах и заключается в расчете по специальным формулам возможного уровня цен с учетом цен на аналогичные изделия, затрат на производство и других показателей [2].

Современный этап мирового экономического развития характеризуется сокращением материального производства и увеличением сферы услуг. Это означает, что услуги являются частью совокупного результата функционирования экономики, который количественно выражается в основных макроэкономических показателях, и прямо или косвенно сами участвуют в создании ВВП, ВНП и НД [1].

Научные открытия и техническое изобретения оказывают существенное воздействие не только на производственную сферу. С одной стороны, развитие техники и более продуктивных технологий позволяет повысить производительность труда в материальном производстве, с другой – сокращается физические усилия человека, что увеличивает его свободное время и стимулирует рост нематериальных потребностей –культурных и социальных. Под их влиянием развивается и трансформируется сфера услуг.

Мировая практика свидетельствует о возрастающем влиянии сферы услуг на все стороны жизнедеятельности общества [6].

Основатель менеджмента как науки Питен Друкер приводит любопытный прогноз: человечество разделяется на две основные категории - работники знаний (интеллектуальная, культурная и бизнесэлита) и работники услуг.

Мировое хозяйство – закономерный результат развития интернационализации хозяйственной жизни, которая на рубеже XX – XXI вв. охватила не только сферу обмена, но и сферу производства. Вторая половина XX в. стала периодом развития новых тенденций в области интернационализации производства – переходом к международному обобществлению производства – который получил название интеграционного процесса, т.е. процесса хозяйственно-политического объединения стран[19].

Международная коммерческая практика основана на заключении внешнеторговых сделок. Свидетельством международного характера сделки является условие о расположении предприятий контрагентов в разных государствах [8].

Стороны внешнеторговых сделок относятся к особой категории предпринимателей, которые именуются партнерами, коммерсантами, контрагентами. В процесс подготовки к заключению международных торговых сделок включается поиск контрагентов, ведение коммерческой переписки, обоснование цен экспортных и импортных сделок. Основные коммерческие предложения продавцов это оферта, предложение принять участие в торгах, письмо о намерениях вступить в переговоры. В случае, если инициатором сделки выступает покупатель , то он высылает заказ, запрос или письмо о намерениях. Совершению сделки должна предшествовать серьезная аналитическая проработка комплекса вопросов, касающихся хозяйственной деятельности на зарубежных рынках.

Исключительно быстро развиваются новее формы международных экономических отношений и прежде все рынок услуг, на долю которого приходится до 30% всего объема мирохозяйственных связей.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Муратова З.М., Юсупов К.Н., Мировая экономика и международные экономические

отношения: учебное пособие, 2015, 288 с.

  1. Международные экономические отношения. Международный бизнес: учебник. –

Ростов н/Д: Феникс, 2011.

  1. Полякова В.В., Щенина Р.К., Мировая экономика и международный бизнес: учебник,

2015, 400 с.

  1. Раджабова З.К. Мировая экономика: Учебник - 2-е изд.; испр. – М.: ИНФРА-М, 2013.

  2. Спиридонов И.А. Мировая экономика : Учеб. Пособие – 2-е изд, перераб. и доп. М.:

РИОР ИНФРА-М, 2012.

  1. Солодков Г.П. Международный бизнес: организация и управление: учебное

пособие/Феникс, 2014.

  1. Смирнов Е.Н., Смагулова С.М., Введение в курс мировой экономики: учебное

пособие, 2014, 314 с.

  1. Чеботарев Н.Ф., Мировая экономика и международные экономические отношения:

учебник, 2014, 352 с.

  1. Шаховская Л.С., Мировая экономика и международные экономические отношения:

учебное пособие, 2013, 256 с.

Просмотров работы: 2757