СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД НА ЭТИОЛОГИЮ И ВЫЯВЛЕНИЕ НАРУШЕНИЙ СЛУХА У ДЕТЕЙ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД НА ЭТИОЛОГИЮ И ВЫЯВЛЕНИЕ НАРУШЕНИЙ СЛУХА У ДЕТЕЙ

Никитинская А.А. 1, Заболтина В.В. 1
1Череповецкий государственный университет, кафедра дефектологического образования
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Вопросы диагностики, адекватного лечения и профилактики нарушений функции органа слуха, особенно в детском возрасте, являются очень важными. Поскольку известно, что стойкое нарушение слухового анализатора ведёт к существенным отклонениям в речевом и интеллектуальном развитии ребёнка, негативно отражается на психическом статусе личности, влечёт за собой ограничение возможности познания окружающего мира, овладения знаниями, умениями, навыками (Р.М. Боскис, Л.А. Венгер, Т.А. Власова, Л.С. Выготский, Н.А. Дайхес, Б.Д. Корсунская, Е.М. Мастюкова, И.В. Наумова, А.В. Пашкова, Ф.А. Рау, Ф.Ф. Рау, Н.Ф. Слезина, И.М. Соловьев, Ж.И. Шиф, С.В. Яблонский). Чтобы адекватно выстроить педагогическую работу, направленную на приближение ребёнка к включению в дошкольное образовательное учреждение, необходимо внедрение новых диагностических и реабилитационных методов для эффективной организации сурдологической и сурдопедагогической помощи [5].

На сегодняшний день для увеличения эффективности сурдопедагогической помощи необходимо учитывать мультифакториальность причин нарушений слуха и место поражения слухового пути.

Установлено, что причины включают в себя нарушения в антенатальном - дородовом (брак между близкими родственниками, краснуха, сифилис, метаболические нарушения, препараты с ототоксическим действием), перинатальном - родовом (родовая травма – аноксия, желтуха (гемолитическая), препараты с ототоксическим действием) и неонатальном - послеродовом (средний отит, инфекционные болезни (менингит, корь, паротит), травма шейного отдела позвоночника и головы, препараты с ототоксическим действием) периодах (Ю.В. Козунь, Г.А. Таварткиладзе). Однако, на сегодняшний день более половины случаев нарушений слуха связывают с наследственностью. Из них, по данным исследователей (Т.Г. Маркова), восемьдесят процентов всех случаев наследственных форм нарушения слуха связано с несиндромальной нейросенсорной тугоухостью, при которой снижение слуха не сопровождается заболеваниями других органов и систем органов. Рост мутаций, приводящих к сенсоневральным нарушениям слуха, увеличивается с каждым годом. В 1994 году при проведении молекулярно-биологического исследования, направленного на изучение тугоухости, был открыт «глухой ген» - GJB2 (локус 13q11 - 12), кодирующий белок коннексин 26 (Cx26) [7]. Наследование этого гена приводит к нарушению работы волосковых клеткок, которые участвуют в восприятии звуков [2, 4, 6].

Сенсоневральные нарушения слуха по праву можно считать одной из современных проблем сурдологии, поскольку известно, что стойкое нарушение слухового анализатора ведёт к существенным отклонениям в развитии ребёнка. Для того, чтобы не допустить у ребёнка развития вторичных нарушений, а приблизить его к обучению и воспитанию в дошкольном образовательном учреждении, необходимо проводить двухэтапный аудиологический скрининг новорождённых и детей первого года жизни с целью раннего выявления нарушений слуха (Приказ № 108 от 29.03.1996 г. Министерства здравоохранения РФ «О введении аудиологического скрининга новорождённых и детей первого года жизни»).

Первый этап характеризуется использованием метода регистрации задержанной вызванной отоакустической эмиссии (ЗВОАЭ) в учреждениях родовспоможения и детских амбулаторно-поликлинических учреждениях (отделениях, кабинетах) на третий - четвёртый день рождения ребёнка.

Второй этап аудиологического скрининга включает - регистрацию отоакустической эмиссии (ОАЭ), тимпанометрию и регистрацию коротколатентных слуховых вызванных потенциалов (КСВП), отражающих активность большей части слухового проводящего пути. Эти исследования проводят в центрах реабилитации слуха (сурдоцентрах) и детских амбулаторных и поликлинических учреждениях, кабинетах, оснащённых соответствующей аппаратурой [1, 2, 3, 7].

Наличие ответов от обоих ушей принято считать критерием прохождения теста при скрининге, а их отсутствие - показанием к диспансерному наблюдению и проведению диагностического обследования слуха.

Таким образом, аудиологический скрининг позволяет рано выявить нарушения слуха и в возрасте двух - четырёх месяцев и не позднее шести месяцев жизни начать абилитационные мероприятия, включающие в себя медицинскую (консервативное и хирургическое лечение), психолого-педагогическую и сурдопедагогическую помощь. А также слухопротезирование (подбор и настройка слуховых аппаратов в возрасте двух - четырёх месяцев) и при необходимости операцию кохлеарной имплантации (оптимальный возраст десять - восемнадцать месяцев).

Рассмотрим схему нарушений слухового пути и методов их выявления.

Кондуктивная тугоухость - нарушение слуха, при котором затруднено проведение звуковых волн по пути : наружное ухо - барабанная перепонка - слуховые косточки - внутреннее ухо. То есть звуковая волна блокируется до её достижения волосковых клеток кортиевого органа, связанных с окончанием слухового нерва.

Для выявления этого нарушения используют метод тимпанометрии, позволяющий сделать объективную оценку состояния не только барабанной перепонки, но и слуховых косточек, труб, оценить давление в полости среднего уха, а также сказать о том, присутствует ли там жидкость.

Отоакустическая эмиссия представляет собой акустический ответ, являющийся отражением нормального функционирования слухового рецептора. Это чрезвычайно слабые звуковые колебания, генерируемые улиткой, которые могут быть зарегистрированы в наружном слуховом проходе при помощи высокочувствительного микрофона.

Колебания являются результатом активных механических процессов, протекающих в кортиевом органе, а именно - в наружных волосковых клетках..

Метод отоакустической эмиссии применяется для подтверждения или отрицания несиндромальной нейросенсорной тугоухости - снижения слуха, не сопровождающегося заболеваниями других систем органов и вызванное поражением структур внутреннего уха, преддверно-улиткового нерва.

Для отрицания или подтверждения слуховой нейропатии - относительно нового нарушения, которое называлось раньше неврит слухового нерва - нарушения слуха, возникшего при нарушении синхронизации передачи нервного импульса по волокнам слухового нерва применяют метод регистрации коротколатентных слуховых вызванных потенциалов. Метод заключается в регистрации электрических потенциалов, возникающих в разных структурах слуховой системы (от слухового нерва до коры головного мозга) в ответ на звуковой сигнал.

Таким образом, комплексность методов аудиологического скрининга новорождённых и детей первого года жизни способствует раннему выявлению детей с нарушенным слухом и оказанию им своевременной комплексной помощи всех специалистов - врачей, педагогов, психологов, социальных работников, - способствующей гармоничному развитию личности ребёнка в целом, что и составляет основу успешной абилитации [8].

Подводя итог вышеизложенному, следует отметить, что чрезвычайно актуальными являются вопросы выявления нарушений слуха новорождённых и детей первого года, оказания ранних комплексных лечебных и коррекционно-педагогических мероприятий целью максимального приближения процесса их психофизического и речевого развития к процессу у нормально развивающихся сверстников.

Список использованной литературы:

  1. Альтман, Я.А., Руководство по аудиологии / Я.А. Альтман, Г.А. Таварткиладзе. - М.: ДМК Пресс, 2003. – 360 с.

  2. Выявление детей с подозрением на снижение слуха. Младенческий, ранний, дошкольный и школьный возраст: Методическое пособие / под ред. Г.А.Таварткиладзе, Н.Д.Шматко. - М.: Полиграф сервис, 2002. – 68 с.

  3. Диагностика и коррекция нарушений слуховой функции у детей первого года жизни. / Сост. Г.А. Таварткиладзе, Н.Д. Шматко. - М.: Полиграф сервис, 2001.

  4. Журавский С.Г. и др. Мутация 35delG гена коннексина-26 как причина прелингвальной сенсоневральной тугоухости в Архангельской области / С. Г. Журавский [и др. ] // Экология человека. - 2008. - №7. - С. 53-56.

  5. Кузнецов, А.О. Оптимизация аудиологического ведения пациентов раннего возраста с сенсоневральной тугоухостью : автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата медицинских наук / Александр Олегович Кузнецов. – М., 2011. - 102 с.

  6. Маркова, Т. Г. Клинико-генетический анализ врожденной и доречевой тугоухости: автореферат диссертации на соискание учёной степени доктора медицинских наук / Татьяна Геннадьевна Маркова. – М., 2008.

  7. Клиническая аудиология / Г.А. Таварткиладзе, Е.Г. Гвелесиане - М., 1996.

  8. Тарасова, Г.Д. Психосоциальные аспекты тугоухости у детей / Г.Д. Тарасова, О.С. Орлова Детская оториноларингология // Под ред. М.Р. Богомильского, В.Р. Чистяковой. Т.1 (в 2-х томах). – М.: «Медицина», 2005. – С. 632 – 649.

Просмотров работы: 834