ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ САМОДЕЯТЕЛЬНОГО НАРОДНО-ПЕВЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ В БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ САМОДЕЯТЕЛЬНОГО НАРОДНО-ПЕВЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ В БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Трапезникова Т.И. 1, Сушкова Л.Н. 1
1Белгородский государственный институт искусств и культуры
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Обращение к своим историческим корням и культурному наследию является одним из приоритетных направлений формирования духовно-нравственных ценностей и национального самосознания населения. Важная роль при этом отводится работе самодеятельных народно-певческих коллективов, призванных стать трансляторами национальной музыкальной культуры. Сохранение и возрождение народной традиции и культуры - одна из важнейших задач сегодняшнего дня, т.к. любовь к родной земле берёт своё начало из детства и сохраняется в душе человека надолго, при условии правильного воспитания. Основы этого воспитания могут закладываться в культурной среде, а также в творческих коллективах народного творчества. 

Среди всех видов клубного сельского народного творчества самое значительное место занимает художественная самодеятельность, а уровень ее развития и является одним из важнейших показателей эффективности работы клуба.

Известно, что художественная самодеятельность существует в двух основных формах:

1) в форме неорганизованной, где повседневная творческая работа имеет стихийное проявление художественных способностей и эстетических потребностей,

2) в сознательно организованной форме, когда участники такой деятельности организуют, развивают и совершенствуют её сознательно и целенаправленно.

Участие в сформированных художественных самодеятельных коллективах и есть организованная непрофессиональная деятельность по освоению художественной культуры.

Для более широкого раскрытия вопросов структуры, функционирования и творческих задач самодеятельного народно-певческого искусства необходимо обратиться к истории его формирования как культурного явления.

Обратимся к истории. Ещё в дореволюционной России любители искусства, наряду с рабочими кружками, народными театрами объединялись в кружки и общества при клубах и собраниях. Все они находились под строгим контролем властей, с подозрением относившихся ко всякой народной инициативе.

Более широкие массы стали увлекаться в художественную самодеятельность После Октябрьской революции 1917г.. В это время репертуар таких самодеятельных кружков носил преимущественно агитационный характер, а самодеятельные коллективы стали возникать не только при клубах, домах (дворцах) культуры, но также и при фабриках, заводах, учебных заведениях, воинских частях, колхозах, совхозах и др.

Уже к середине 30-х гг. ХХ века художественная самодеятельность достигла доастаточно высокого художественного уровня. Появилось множество творческих коллективов большого масштаба как на уовне отдельных поселений, так и на уровне республик, куда вошли самодеятельные национальные хоры, ансамбли песни и пляски и др.

Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. главное место в репертуаре художественной самодеятельности заняла военно-патриотическая тема, силами народной самодеятельности велась большая работа на фронтах, в госпиталях, на предприятях оборонной промышленности.

После войны обогащение уровня художественной самодеятельности достигается путём сочетания массовой художественной самодеятельности с профессиональным искусством. Уже к 70-80-х годам в стране стали проводить ежегодные смотры художественной самодеятельности, на которых каждая школа, дом культуры, или предприятие выступало со своей программой на заданную тему, связанную, преимущественно, с общественно-политическими событиями. Существовали коллективы художественной самодеятельности (хоры, вокальные ансамбли, оркестры и др.) на средства отдельных частных лиц и общественных организаций.

Со второй половины ХХ века большое внимание исследователей было обращено к коллективам аутентичным, существующим в сёлах на правах самодеятельности. Именно они стали для многих эталоном певческого и хореографического профессионализма, а также источником для изучения национальной культуры во всех её проявлениях. Постепенно, с возникновением фольклорного движения в России, самодеятельные народно-певческие коллективы стали расширять свой репертуар с помощью фольклора, начали стихийно возникать новые ансамбли, специализирующиеся на искусстве народного ансамблевого пения.

Художественная народно-певческая самодеятельность продолжает жить и сегодня. Её главными задачами являются – проведение, или сопровождение праздников и массовых гуляний, основанных на материале традиционной культуры.

Основные мероприятия, которые не обходятся без участия самодеятельных народно-певческих коллективов – это следующие праздники народного календаря: Святочный цикл праздников с акцентами на Новый год и Рождество, Проводы зимы (Масленица), Пасха, Троица, Иван Купала, Покров, пристольные праздники; а также праздники светские, а именно: День защитника Отечества, Международный женский день 8 Марта, Первомайские гуляния, День Победы, День защиты детей, День города (посёлка, села), День матери и др. Из этого следует вывод, что в настоящее время практически любое массовое мероприятие не обходится без привлечения самодеятельных народно-певческих коллективов, что обусловлено спросом населения, согласующимся с государственным приоритетом, направленным на развитие всех видов искусства и культуры, связанных с народными национальными традициями. По сведениям, полученным из отчёта Областного Управления культуры Белгородской области за 2012 год по количеству функционирующих самодеятельных народно-певческих коллективов лидируют следующие районы: Корочанский, Прохоровский, Валуйский, Шебекинский, Грайворонский, Старооскольский, Губкинский, Новооскольский, Краснояружский, Ракитянский, Чернянский, Яковлевский районы1.

Благодаря этому, сегодня в Белгородской области право людей на освоение культурных ценностей и на собственное художественное творчество, законодательно закрепленное Конституцией, осуществляется на практике благодаря созданию широкой сети культурно-просветительных учреждений, почти каждое учебное заведение, заведение культуры, а также большинство крупных предприятий России имеют свои самодеятельные народно-певческие коллективы, призванные на своём уровне обеспечивать досуг их участников и собственной зрительской аудитории.

Для эффективного руководства народным творчеством в стране действует система методических центров - Домов народного творчества и Домов художественной самодеятельности. Создана и успешно развивается система подготовки квалифицированных кадров для народно-певческих коллективов самодеятельности. «Общество через государственные, профсоюзные и другие институты обеспечивает материальную основу развития самодеятельности (имеется в виду оплата руководителей и педагогов, предоставление помещений для самодеятельных коллективов, обеспечение их музыкальными инструментами, костюмами, реквизитом, оборудованием студий и т.д.)»2.

Художественную народно-певческую самодеятельность отличает также то, что она не только привлекательна и лично значима для каждого участника, но и имеет общественный характер. «Общество и сами участники коллективов рассматривают занятия искусством как род общественной работы, где совмещаются, сливаются личная заинтересованность и труд на благо других людей. В этом плане хоровая самодеятельность представляет собой форму безвозмездного общественного труда» 3.

На сегодняшний момент можно сказать, что народно-певческая самодеятельность в определённых случаях прошла путь несовершенных творений до качественных образцов искусства, и если раньше понятие «самодеятельность» вызывало у многих людей снисходительное отношение, то в настоящее время творчество многих коллективов и отдельных исполнителей превратилась в полноценный компонент культуры общества.

В Белгородской области, по данным Областного Управления культуры «…сохранение народной музыкальной культуры сегодня происходит в основном через самодеятельные фольклорные коллективы. Так, в Домах культуры и клубах работают 323 фольклорных ансамбля с общим числом участников 4164 человека. 34 коллектива имеют звание «Народный самодеятельный коллектив»4.

Отличительной особенностью современной хоровой самодеятельности является сочетание массовой вовлечённости людей с высоким уровнем исполнительского мастерства. Некоторые коллективы показывают высокий, почти профессиональный уровень, ведут интенсивную концертную работу. Но основную массу народно-певческой самодеятельности составляют небольшие коллективы и кружки, деятельность которых направлена, прежде всего, на сохранение культуры и эстетическое воспитание самих участников. Такие по составу и своей концертной деятельностью обслуживают эстетические потребности небольшого круга слушателей (хоры заводов, Дворцов и Домов культуры).

Таким образом, сегодня самодеятельные народно-певческие коллективы – это одна из форм творческой деятельности людей, сочетающая в себе массовое культурное движение с искусством. Эти две стороны самодеятельности – общественная и эстетическая составляют ее сущность и находятся в тесной взаимосвязи, т.к при рассмотрении художественной самодеятельности лишь как массового движения, отдавая предпочтение количественным показателям в ущерб качественной стороне вопроса, будет утрачена эстетическая сущность этого явления.

Художественная народно-певческая самодеятельность выполняет множество разнообразных функций: воспитательную, познавательную, художественно-эстетическую, коммуникативную, развлекательную и др. Многообразие функций свидетельствует о разностороннем характере хоровой самодеятельности и большом диапазоне воспитательных средств, которыми она располагает. Самодеятельность своим творчеством подготавливает слушателей, воспитывает художественный вкус, играет важную роль в эстетическом формировании личности.Основная задача сегодняшней народно-певческой самодеятельности заключается в идейно-эстетическом воспитании общества, удовлетворении их духовных потребностей индивидуумов, обусловлено это тем, что именно благодаря самодеятельности певцы-любители знакомятся с сокровищами фольклора, наследием национальной культуры. Особую роль народно-певческая самодеятельность играет там, где отсутствуют профессиональные коллективы, в этом случае именно самодеятельные коллективы являются единственными источниками музыкально-песенной культуры и реализуют важные культурно-просветительские задачи.

Наиболее характерной специфической чертой самодеятельного народно-певческого искусства является его доступность. Эти особенности, вытекающие из самих организационных основ хорового любительства, открывают широкие возможности для участия в хоровом коллективе людей, желающих петь. Основным требованием при этом к потенциальному участнику народно-певческой художественной самодеятельности является обладание музыкальным слухом и голосом. А поскольку абсолютно немузыкальные люди встречаются крайне редко, то участие человека в хоре зависит практически от его собственного желания.

Другая важная особенность хоровой самодеятельности - добровольность, которая выражается в особых взаимоотношениях участников коллектива, где ведущими являются нравственно-этические проблемы, принцип моральной ответственности. Поэтому объединение любителей пения в коллектив на добровольных началах требует особых ценностных ориентаций певцов и грамотного, тактичного руководства.

1 Развитие культурно-досуговой деятельности и народного творчества. - http://www.belkult.ru/info/an_2007_5

2 Кустов Ю. Управление самодеятельным хоровым коллективом / В.Чабанный, Ю.Кустов. – Л., 1984.

3 Самарин В.А. Хороведение: Учеб. пособие для студ. сред. муз.-пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1998.

4 Развитие культурно-досуговой деятельности и народного творчества. - http://www.belkult.ru/info/an_2007_5

Просмотров работы: 855