Согласно проведенным исследованиям выяснилось, что в настоящее время остро стоит проблема сохранения традиционной народной культуры, главным образом ее материальной составляющей, катастрофически быстро исчезающей из повседневной жизни под натиском новых форм цивилизации, ставших доминирующими во всех сферах человеческого бытия. В последние десятилетия активному вытеснению традиционной народной культуры из повседневной жизни способствуют интенсивное развитие промышленности, сельского хозяйства, коммуникационных систем, изменившиеся представления о культурных ценностях. Из жизни уходит веками сложившаяся историко-культурная среда, главный компонент традиционной народной культуры этносов и этнических групп. Прогрессирующе идет утрата национальных корней, которые являются духовным стержнем нации. Новые формы современной цивилизации значительно урбанизировали общество и стали основными не только в городе, но с некоторой задержкой овладевают и сельской местностью. Практически полностью вытеснено кустарное производство, определявшее совсем недавно облик многих городов и населенных пунктов в сельской местности. Интенсивная миграция населения в последние десятилетия, способствующая взаимопроникновению культур, и агрессивное внедрение в повседневную жизнь элементов массовой культуры обусловили формирование такого феномена, как единая массовая общечеловеческая культура, что приводит к окончательной утрате национальных корней, к переходу элементов национальных культур из повседневной жизни человека в музейно-фольклорную форму.
В значительной степени способствуют изменению историко-культурной среды природные стихии и целенаправленные разрушения: уничтожение построек для освобождения места под новое строительство - заводов, гидроэлектростанций, новых городов и т.д. Политические решения (характерные в основном для России) по уничтожению культовых построек и неперспективных деревень обусловили окончательное изменение облика населенных пунктов, коренным образом исказили характер исторической среды. Хотя археологические раскопки доказывают, что даже под новыми постройками можно раздобыть большой лакомный кусок истории, который может быть уничтожен невежественными политиками, имеющими свои коммерческие цели. Например, в Москве ученые из Института археологии РАН нашли при раскопках на месте снесенной гостиницы "Россия" потенциально самую древнюю улицу столицы – улицу Великую, которая могла появиться на территории Москвы еще в 12 веке. Помимо следов самой улицы, российским археологам удалось найти множество черепков керамики времен Ивана Грозного и более поздних правителей, элементы архитектурных сооружений и другие артефакты.В Болгарии проведены масштабные раскопки в самом сердце Софии. Почти полностью раскрыты останки античной Сердики, следует их консервация, реставрация и показ широкой публике. В близком будущем жители и гости столицы будут прогуливаться мимо римских улиц и сохранившихся стен античных зданий, базилик и бань в подземном переходе в центре города. Археологическая экспедиция ИА РАН открыла раскопками Великого Новгорода (улица Большая Московская-30) плотную застройку XIV-XVI вв., разделенную межусадебными частоколами и изгородями. Прослежены четыре усадьбы с хозяйственными и жилыми строениями. В постройках выявлены остатки деревянных полов и печей. Расчищен и документирован прекрасно сохранившийся сруб колодца XV в., впущенный в слои XIV в. На усадьбах обнаружены следы бронзолитейного, кожевенного и косторезного производств.
Все это делает актуальным изучение практического опыта и теоретических разработок музеефикации исторической среды и памятников традиционной архитектуры.
Современный уровень научной разработанности проблем общей музеефикации исторической среды и, в частности, памятников каменного зодчества недостаточен, его нельзя считать удовлетворительным, как в отношении выявления ценных в историко-культурном плане объектов, так и в отношении методик их консервации и сохранения.
Проблему сохранения и музеефикации памятников архитектуры мы представляем состоящей из трех компонентов: определение памятника как материализованного носителя традиционной строительной традиции, определение духовной и материальной ценности объекта музеефикации, практическая работа по дальнейшему сохранению объекта. При реставрации предлагается по возможности максимально сохранять материал оригинала. Необходимо исключить не санкционированную нормативными документами консервационную химическую обработку материала оригинала. Должны быть также исключены видимые для посетителей следы использования нетрадиционного материала и строительных приемов.
Проблема исследования заключается в необходимости концептуального осмысления сущности музейных комплексов доступности местоположением, их структуры, социальных, политических и экономических функций как историко-культурного явлений.
Основная цель исследования состоит в анализе и формировании оптимальных путей выявления, консервации и реконструкции элементов традиционной народной материальной и духовной культуры Северного Кавказа и разработке научных методов их музеефикации.
Подобное исследование возможно путем: анализа зарубежного, советского и российского опыта сохранения традиционной народной культуры; исследования научно-методическую базу по созданию музеев под открытым небом; экспликацией современного потенциала элементов традиционной культуры народов; разработкой концептуальных основ современной схемы историко-культурного зонирования; исследованием вариантов развития архитектурно-археологических комплексов как части современной культурной среды. Методологической основой исследования является применение: совокупности методов, включая логический, системный, комплексный и сравнительно-исторический, предполагающий теоретическое и натурное изучение процесса музеефикации элементов историко-культурной среды.
На организационно-административном этапе формирования музейного комплекса заострим внимание на актуальности обоснованности выбора территории под размещение музейного комплекса. От его территориального размещения зависит объем турпотока, а значит, и эффективность работы этого комплекса по трансляции информационного поля по материальной и духовной культуре народов, представленных в нем. Например, Нижне-Архызского городище имеет исторически сложившееся расположение. Археологические раскопки показывают, что именно в этом месте находился исчезнувший город, столица крупного средневекового государства Алания на Северном (Северо-Западном) Кавказе.
При разработке научной концепции музейного комплекса архитектурно-этнографического профиля формирование его экспозиционной структуры проводится на основе комплексного историко-культурного зонирования музеефицируемой территории. Выбор территории под будущий музейный комплекс необходимо производить с учетом наличия на ней: ландшафтных условий, позволяющих без особых дополнительных работ разместить все присутствующие на музеефицируемой территории историко-культурные зоны с учетом традиций этносов по выбору местности.
В современном мире все шире распространяется совершенно новый взгляд на то, каким должен быть успешный музей. К факторам, делающим музеи влиятельными, относятся архитектурный облик здания, развиваемые формы музейной активности, дополнительные сервисы и т. д. Для того чтобы заинтересовать современную искушенную публику, необходимо предложить такую идею музея, которая будет действительно уникальной как по содержанию, так и по материальному воплощению и сделает музей примером высокого профессионализма и творчества. Уникальность музеев в современном мире становится одним из определяющих факторов успеха. Например такой как павильон, выполненный в виде стилизованного сундука князя Владимира Орлова с маркой известного французского дома моды Louis Vuitton, появившийся на главной площади столицы. Он вызвал шквал как негодующих откликов, так и восторгающихся, но тем не менее отразил новый взгляд инсталляции.
Важным с точки зрения изучения значимости современных музеев представляется знакомство с вариантами их влияния на развитие территории. В связи с этим хотелось бы выделить четыре варианта такого влияния и соответствующих ипостасей музейных учреждений современности.
Первый вариант влияния музея на территорию заключается в самом факте отличия внешнего вида здания музея от общего архитектурного облика этой территории, что не может не влиять на развитие, как первого, так и второго. В данном случае речь можно вести о музее как об инородном элементе в среде со сформированным архитектурным стилем. Ярким примером служит экспозиция Лувра-величественный дворец с долгой восьмисотлетней историей и ставшая (вторым после Эйфелевой башни) символом Парижа стеклянная пирамида.
Вторым вариантом влияния облика здания музея на городскую среду становится его знаковость. Музей начинает ассоциироваться с городом, становится его символом. Здесь музей выполняет функцию визитной карточки территории. В качестве примеров можно назвать Лермонтовская галерея в городе Пятигорске, Пушкинская галерея в городе Железноводске.
Третьим вариантом влияния музейного учреждения на развитие территории является размещение экспозиций и других служб музея в объектах исторического и культурного наследия. Такими объектами могут быть дворцы и усадьбы, замки и кремли. Часто такие сооружения требуют частичной или полной реставрации, реконструкции в соответствии с музейными нуждами, некоторые из них лежат в руинах. Решение разместить в этих объектах музей становится стимулом к их восстановлению. Очевидно, что музей в этой связи выступает в качестве инструмента воссоздания исторического облика и культурно-исторического наследия места. Примерами таких музеев являются Тракайский замок (Литва), музей Магритта в Брюсселе (Бельгия).
Четвертым вариантом становится размещение музея в неиспользуемых индустриальных зданиях, складских сооружениях, бывших объектах военного назначения (лофтах). Несмотря на определенную моду на такие проекты в последние годы, их подготовка и последующая реализация требуют всесторонней проработки, так как только в этом случае объекты одного назначения могут выполнять полный объем функций учреждений другого назначения. Важной особенностью таких музеев является их способность вдохнуть новую жизнь в устаревшие по каким-либо причинам объекты урбанистической среды, а также включить их в окружающее пространство в обновленном качестве. Музей в данном контексте выступает инструментом сохранения промышленного и военного наследия, хотя сам объект приобретает при этом совершенно новые функции. Примеры: Музей речного флота Волжской государственной Академии водного транспорта, Два железнодорожных музея - музей Горьковской железной дороги ОАО «РЖД» (1992) и музей под открытым небом «Паровозы России». Также существуют проекты, нацеленные на меж-музейное сотрудничество и расширение выставочной деятельности музеев. Музей истории ОАО «ГАЗ» участвует в большом российско-американском выставочном проекте «ГАЗ - Ford - Ostins- история сотрудничества». Суть проекта состоит в том, что бы показать историю сотрудничества трех компаний во время проектирования и строительства ГАЗа, а также конкретный результат этого сотрудничества - автомобили.
Музеи всех типов влияют на восприятие территории ее жителями, а также гражданами своей страны и других государств. Музеи, организованные с учетом современных мировых тенденций, востребованы посетителями, которые видят в них не только достойную, но и интеллектуально нагруженную альтернативу традиционным местам проведения свободного времени. Такие культурные объекты притягивают в регион потоки туристов, положительно влияют на показатели экономического развития в целом. В сочетании с обустройством территории и развитием других элементов городской среды, таких как транспортная и туристическая инфраструктура, объекты деловой, гостиничной и торгово-развлекательной недвижимости, они меняют имидж города, привлекая инвестиции и стимулируя развитие новых форм экономической активности. Таким образом, современные музеи не только влияют на общий уровень культуры, но и становятся одним из факторов урбанистического, экономического, социального роста.
Очевидно, что реализация крупных музейных проектов, в особенности тех, которые сопровождаются инфраструктурными изменениями среды, невозможна без государственного участия. Такое участие предполагает не только финансирование (или софинансирование) создания и последующего функционирования нового учреждения, но и содействие в решении вопроса прав пользования зданием, объектом, земельным участком в целях размещения нового музея, медийное сопровождение проекта, акцептование его статуса и миссии на различных уровнях государственной власти. Практика показывает, что современный музей способен быть фактором развития столь же мощным, что и сущности совсем другого порядка, например создаваемые инновационные центры, объекты промышленно-технологической инфраструктуры, такие как индустриальные и технопарки и т. д. Музейный проект, претендующий на звание значимого, кроме разнообразных ресурсов нуждается также в деятельном руководителе, а проще - лидере. Такой лидер сможет привлечь дополнительные средства для финансирования, будь то гранты или спонсорская помощь, не побоится экспериментировать с возможными направлениями развития музея, наладит сотрудничество с отечественными и зарубежными коллегами и партнерами.
Таким образом, крупные культурные объекты и события влияют на восприятие городов и мест в масштабах мира, поэтому сейчас даже локальные центры пытаются найти свою нишу на культурном рынке. Обнаружить такую нишу можно, достаточно лишь предложить необычную конкурентоспособную идею. И здесь возникает простой вопрос: остались ли в нашей стране идеи для создания по-настоящему успешных, знаковых, глобальных музеев?
Библиографический список:
1)Бархин Б.Г. Принципы проектирования музейных зданий / Материалы XVII научной конференции.- М.:МАИ,1971 г.
2) Архитектурно-археологические исследования.
http://xn--e1aaag0adho5dzc.com/pages/arhitekturno-arheologicheskie_issledovaniya
3) Архитектурное наследство.
http://www.archi.ru/lib/book.html?id=2146065231&sl=2
4)Шимко В.Т. Архитектурно-дизайнерское проектирование городской среды. – М.: Архитектура – С, 2006 г.