ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ БОТАНИЧЕСКИХ САДОВ В УСЛОВИЯХ АРКТИКИ: К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ БОТАНИЧЕСКИХ САДОВ В УСЛОВИЯХ АРКТИКИ: К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ

Марус Е.А. 1
1Мурманский арктический государственный университет, магистр; Полярно-альпийский ботанический сад-институт Кольского научного центра РАН, лаборант-исследователь лаб. экотерапии и образовательных программ.
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
История ботанических садов берет свое начало во времена античности. Первые упоминания приходятся на 371-289 гг. до н. э. об афинском саде грека Теофраста, которого часто называют «отцом ботаники». Первыми вклад в науку внесли сады при университетах в Лейпциге (1542 г.), Пизе (1543 г.) Падуе (1576 г.) и др. В России частные ботанические сады стали возникать еще в XVII веке [2].

Интродукционная работа и создание живых коллекций являются главными направлениями деятельности ботанических садов. Они предназначены не только для какого-то конкретного использования сегодня, но и для самого различного применения в будущем, в том числе и такого, какое сейчас предсказать нельзя [5].

До настоящего времени Полярно-альпийский ботанический сад-институт имени Н. А. Аврорина КНЦ РАН (ПАБСИ) является единственным ботаническим садом, расположенным в полярных широтах и одним из не многих альпийских (высокогорных) садов России [1]. Он был основан в августе 1931 года Николаем Александровичем Аврориным. За это время его сотрудниками было накоплено большое количество коллекций: базы данных, коллекция живых растений открытого грунта, дендрологическая коллекция, музей, инсектарий, гербарий, оранжерея тропических и субтропических растений.

В 2011 году на базе научно-просветительского отдела была сформирована лаборатория экотерапии и образовательных программ, в которой ведется работа по экологической и садовой терапии, а так же разработаны программы дополнительного эколого-биологического образования [4]. На протяжении многих лет в ПАБСИ ведется экскурсионная деятельность. Современная оранжерея тропических и субтропических растений сочетает научно-исследовательские функции с научно-просветительными. Она служит иллюстративным материалом к курсу ботаники студентов биологических факультетов, школьников, учителей-биологов, специалистов-озеленителей и цветоводов-любителей [1].

Таким образом, можно утверждать, что в ПАБСИ уже функционируют элементы эколого-образовательной среды, которая понимается нами как «специфическая образовательная среда, экологическое содержание которой и определяет ее границы» [3, с. 11].

Вместе с этим становится актуальным вопрос об изучении потенциала ПАБСИ как специально организованной эколого-образовательной среды и понимании ее возможностей в сфере экологического образования и образования для устойчивого развития в арктическом регионе.

Для решения данной проблемы необходимо выявить факторы, оказывающие влияние на реализацию образовательного потенциала ботанических садов; определить условия функционирования ботанических садов как эколого-образовательной среды в эколого-образовательной среде региона; определить структуру эколого-образовательной среды ботанического сада и охарактеризовать состояние ее компонентов в условиях ПАБСИ; разработать систему методического сопровождения образовательной деятельности ПАБСИ; обосновать критерии оценки и выявить влияние эколого-образовательной среды ПАБСИ на формирование экологического сознания различных групп населения.

Таким образом, изучение возможностей эколого-образовательной среды ботанических садов в арктическом регионе является актуальной задачей, как в теоретическом, так и прикладном значении. Решение данной проблемы позволит ПАБСИ эффективно реализовывать образовательный потенциал, придать системный характер образовательной деятельности и успешно включиться в эколого-образовательную среду регионального уровня.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Вирачева, Л. Л. Оранжерейные тропические и субтропические растения Полярно-альпийского ботанического сада [Текст] / Л. Л. Вирачева, Л. А. Иванова, О. И. Кунакбаева. – Апатиты: Изд. МУП «Полиграф», 2001. – С. 3-5.

  2. Лапин, П. И. Ботанические сады СССР [Текст] / П. И. Лапин. – М.: Колос, 1984. – С. 7.

  3. Митина, Е. Г. Эколого-образовательная среда региона [Текст] / Митина Е. Г. – Мурманск: МГПУ, 2010. – 100 с.

  4. Полярно-альпийский ботанический сад-институт имени Н. А. Аврорина КНЦ РАН [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.pabgi.ru.

  5. Скворцов, А. К. Интродукия растений в ботанические сады: размышления о прошлом, настоящем и будущем [Текст] / А. К. Скворцов. – М.: Изд. «Наука», 1996. – С. 4-16.

3

Просмотров работы: 519