МОДА СЕРЕДИНЫ XIX ВЕКА И ЕЕ ОТРАЖЕНИЕ (НА ПРИМЕРЕ РАССКАЗА А. А. ФЕТА "ДЯДЮШКА И ДВОЮРОДНЫЙ БРАТЕЦ" - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

МОДА СЕРЕДИНЫ XIX ВЕКА И ЕЕ ОТРАЖЕНИЕ (НА ПРИМЕРЕ РАССКАЗА А. А. ФЕТА "ДЯДЮШКА И ДВОЮРОДНЫЙ БРАТЕЦ"

Разживина А.А. 1, Божкова Г.Н. 1
1Елабужский институт КФУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Мода – явление довольно сложное, оно зависит от целого ряда факторов, однако моду всегда связывали с костюмом как наиболее ярким ее проявлением. «Русская литература вплоть до середины XIX века говорила на языке моды. Благодаря литературным произведениям, можно было узнать не только хронологические границы бытования в повседневной жизни традиционной или европейской одежды, но и представить себе некоторые обстоятельства жизни писателя. Костюм во все времена – одно из важнейших средств характеристики литературных персонажей»[3].

Следует отметить, что в рассказе «Дядюшка и двоюродный братец» А. А. Фета преобладают описания одежды, элементы костюма: все герои очень трепетно относятся к внешнему виду, судят о людях по вещам. Отрицательные герои (Аполлон, Павел Ильич, лакеи) безвкусны, не умеют подбирать цвета, смешивают различные стили, поэтому напоминают клоунов, шутов, кукол. Положительных героев не так и много (Соня, Ковалев, Палагея Николаевна), их внешность не столь ярка.

Известно, что материалом для данного рассказа послужили биографические факты, ранее описанные в мемуарах А. А. Фета («Ранние годы моей жизни»). Образ Аполлона Шмакова («двоюродного братца») изображен в развитии. Раскрыть характер позволяет сравнение героя с Ковалевым (прообразом Фета). В гости к Ковалевым приезжают Шмаковы: сестра главы семейства с мужем и сыном Аполлоном. Впоследствии вместе с дядей и двоюродным братом герой отправится на обучение в Москву.

Интересно даже использование автором значимого имени: Аполлон в древнегреческой мифологии покровитель света, искусства, обладатель безукоризненного вкуса. Данный приём усиливает иронию автора, поскольку герой, носящий подобное имя далёк от духовности. Внешний облик Аполлона постоянно меняется в зависимости от моды, ситуации, положения в обществе: мальчик во фраке – студент в мундире – «красавец» во фраке и в штатском платье для собрания – жених (молодой человек в плаще с широко развернутыми бархатными отворотами, в блестящей шляпе, надетой значительно набекрень, и в безукоризненных белых перчатках) – Аполлон-муж (господин в желтых перчатках, в красной александрийской рубашке с косым воротом, обшитым золотым галуном, на голове черный бархатный берет, в глазу стеклышко, зеленые шаровары в сапоги). Меняется статус молодого человека, изменяется и соответствующая ему одежда.

При первом знакомстве с Аполлоном мы видим мальчика во фраке бутылочного цвета, в галстуке, с огромным бантом и с огромными стальными очками на носу. При выходе в «свет» Аполлон требует от лакея вместо синего фрачека и желтой пикейной жилетки приготовить черный фрак с белыми брюками и белой жилеткой. Костюм младшего Ковалева (синий полуфрачек с ясными пуговицами и вышитым воротничком), по мнению автора, проигрывает и напоминает ему о неизбежном торжестве и превосходстве Аполлона, так как фрак, золотые очки, белый галстук и жилет придали герю вид взрослого, зрелого человека. Это стремление к внешнему совершенству очень часто раскрывает духовную ущербность героев.

Так и Аполлон-студент не проявляет интереса к учебе, предпочитая развлечения, в мельчайших подробностях дано описание костюма, предназначенного для бала в Собрании: статское платье с белыми штанами, чулками и башмаками. Наличие белого цвета у Фета – это не признак чистоты, а свидетельство лености и хвастовства. Несмотря на подготовку и пошив бальной формы, Аполлон не поехал на собрание вместе с генералом. Фет высмеивает слишком внимательное отношение к своей внешности, очередным разоблачением бедности духовных интересов Аполлона становится комичная сцена: «Увидев себя во всем блеске бальной формы, Аполлон в восторге стал вертеться и ломаться на столе самым живописным образом»[5]. Цель его стремлений – карьера, а одно из средств к достижению этого – быть всегда безупречно чистым и аккуратно одетым. Автор насмехается над Аполлоном, придавая описанию насмешливый тон, Ведь все его усилия направлены на то, чтобы быть одетым лучше других. А. А. Фет в произведении предвещает наступление нового времени: на смену деятельным героям приходят «изворотливые приспособленцы».

Автор сообщает нам, что, несмотря на то, что дядюшка платит виртуозу- музыканту «синенькие» (так в XIX веке называли «пять рублей») за обучение Аполлона музыке, тот считает его никчемным учеником.

Удивляет внешний лоск Аполлона-жениха: презентабельного молодого человека в плаще с широко развернутыми бархатными отворотами, в шляпе, надетой набекрень, – знак уверенности в себе - и в безукоризненных белых перчатках (вновь наличие белого цвета позволяет оттенить запятнанность души), открывается его истинное отношение к женитьбе, к своей будущей невесте. Герой хвастается костюмом, который сшил лучший в Москве портной – Занфлебен и не обращает никакого внимания на красоту будущей жены. Читатель понимает, что женитьба на княжне Софье – лишь способ разбогатеть, составить выгодную партию. Не жалеет кузен ради этого ни дорогих подарков, ни денег на апартаменты. Он равнодушен к будущей жене, её внешности, чувствам, мечтам. Аполлона больше интересует француженка в магазине на Кузнецком и то, как добиться ее расположения – ведь это тоже дань моды: у многих высокопоставленных личностей есть и жёны, и любовницы.

Повзрослевший Аполлон превращается в господина, предпочитающего желтые перчатки, красную александрийскую рубашку с косым воротом, обшитым золотым галуном, на голове ‑ черный бархатный берет – весь наряд дополняют зеленые шаровары в сапоги. Меняются цвета, но неизменной остается натура героя и отсутствие эстетического вкуса. Герой по-прежнему считает высшим проявлением внимания подарки (серебряная вазочка для княгини Натальи Николаевны), а высшим наказанием – порчу вещей, одежды (случай, когда в дождливую погоду он заставляет жену «гулять», одевшись в белое платье, белые атласные башмаки, а сам, верхом на лошади, норовит всю ее забрызгать, стремясь тем самым унизить, показать своё превосходство над провинившейся женщиной).

Ироничен психологический портрет героя, создать который позволяют вещи, цвета, манера поведения. К концу XIX века сформировался костюм фабричных рабочих: косоворотка навыпуск, жилет, пиджак, брюки, заправленные в сапоги и картуз. Среди интеллигенции появились так называемые славянофилы, которые хотели вернуться к традиционному русскому костюму допетровских времен. Они носили косоворотки навыпуск, брюки заправляли в сапоги по народному образцу. Славянофилов критиковали, однако такие одежды носили многие известные деятели, писатели, в том числе Л. Н. Толстой и С. Т. Аксаков. Например, Лев Толстой, находясь в решительной оппозиции к господствующим классам, выражал это и своим обликом – носил длинную рубаху в складку с поясом. Такая одежда соответствовала и образу жизни писателя, не гнушавшегося физической работы, простого крестьянского труда. Аполлон всегда интересовался модными новинками, и его преображение продиктовано скорее слепому следованию моды, чем принадлежностью к «славянофилам»[1].

В рассказе Аполлон назван «красным господином», можно было бы подумать, что это характеризует цвет как исконно русский (красный – красивый), относящийся к колориту русского народа, или же выделяет лидерские качества, к которым стремился Шмаков. Можно было бы истолковать красную косоворотку Аполлона как проявление протеста, но это в очередной раз всего лишь дань моде. Таким образом, Аполлон старается отнести себя к тому или иному классу лишь формально.

В отличие от Аполлона, ярким представителем веяний данного времени, «продуктом» революционных изменений в рассказе можно считать уездную акушерку Палагею Николаевну. Героиня представляет собой образ «эмансипированной женщины». Род ее занятий влияет на образ мыслей, резкость суждений – на внешний вид, одежду. Вертлявая женщина, лет тридцати, в сером бурнусе, с палевой шляпкой на затылке (впоследствии именно такие костюмы станут символами женской эмансипации). Темно-русые ее волосы были разделены пробором и по-мужски, ухарски приподняты вверх. Палагея курит, самостоятельно управляет дрожками, при встрече она, как равная, протягивает руку мужчине. Во всем ее облике проглядывается заимствование из мужской одежды, мужского стиля поведения. Именно Палагея Николаевна, второстепенная героиня, открыто поведает Ковалеву о том, как относится Аполлон к своей жене. Костюм, прическа, головной убор, элементы мужской одежды, манеры – все это лишь в очередной раз подтверждают ее взгляды на жизнь, на современное общество.

Интересен и образ дядюшки Павла Ильича – героя очень близкого Аполлону: «… седой старичок в коричневом сюртуке, круглой шляпе, белом галстуке, с огромной махровой манишкой, наподобие цветной капусты, и с синим клетчатым платком в правой руке»[5]. При выходе в свет он надевает щегольский черный фрак, в правой руке вместо синего клетчатого – белый платок. Домашний его образ в Мизинцеве иной, герой предпочитает – коричневый сюртук и белую манишку, утром и вечером дома – халат. И лишь для дам (второй своей страсти помимо сына), он готов был решиться на все лишения и жертвы, целый день не выходить из фрака. Дядюшка показывает его отношение к достижениям сына, в письме к своей жене Вере Петровне он сообщает лишь о том, какой Аполлон привлекательный, «… красавчик, да и только!». Описание одежды дядюшки, как и Аполлона, является для Фета фоном, на котором оттеняется его физическая непривлекательность. Чем параднее костюм дядюшки, тем очевиднее его несоответствие фигуре.

Как и во многих прозаических произведениях А.А. Фета большой интерес вызывает шляпа. Головной убор – это не просто дань моде, а портретная художественная деталь, позволяющая точнее раскрыть образ героев, которых, бесспорно, объединяет стремление к второстепенному: и сын, и отец внимательны к моде, но равнодушны к образованию, духовному наполнению. У дядюшки круглая широкополая шляпа, которая совершенно нелепо смотрится с огромной манишкой, напоминающей цветную капусту, а племянник надевает «блестящую шляпу» в дополнение к желтым или белым перчаткам.

Аполлону, несмотря на прекрасную одежду, всегда сопутствует портретная характеристика, частью природных данных становится низкий рост: всю роскошь костюма герой может лицезреть лишь с высоты стола, он постоянно носит обувь с вершковыми каблуками, автор не раз подчеркивает его небольшой рост и наделяет такими ироничными прозвищами: «… ростом с воробья». Одежду Павла Ильича, как и Аполлона, неизменно характеризует слово «щегольский».

Резкой противоположностью героям является тетушка – проворная старушка лет шестидесяти. Она живая, бойкая, подвижная, с большими быстрыми голубыми глазами. Костюм тетушки в отличие от Павла Ильича никогда не менялся. «Парадный» костюм ее состоял из серизового платья, красной кашемировой шали и бархатного зеленого ридикюля. Домашний костюм был еще проще: кашемировая шаль заменялась клетчатым платком, блондовый чепец – коленкоровым, шелковое платье – холстинковым, с совершенно гладкими рукавами, довершал весь образ уже ситцевый ридикюль. Но есть все-таки черта, объединяющая супругов – отсутствие вкуса.

Воспитание и характер другой героини – Сони, жены Аполлона тоже оттеняет одежда. Вначале мы видим маленькую Сонечку – ее образ не обременен еще деталями одежды, автор просто не обращает внимание на то, во что она одета, а отмечает лишь темно каштановые волосы, круглое личико, большие голубые глаза, длинные ресницы, вообще по описанию героиня напоминает куколку. Неслучайно при знакомстве с княжной фигурирует кукла, с которой княгиня запретила играть Соне. Княгиня-мать называет ее «непослушное дитя», и всячески оберегает предметы роскоши, расположенные в большом количестве в доме, чтобы Сонечка ничего не сломала и не разбила. Для матери Соня – это одна из дорогих вещиц, не желая заниматься дочерью, родительница отдает ее в воспитательное заведение. В юном, нежном возрасте Соня преобразилась, о чем говорит нам пышное, бледно-розовое платье, однако автор представляет ее читателю уже как княжну Софью Васильевну с дорогими серьгами и браслетами. Голубой, белый, розовый – цвета присущи юности, еще Толстой в своем романе «Война и мир» одевает Наташу и Сонечку в белые, розовые и голубые платья. Затем из полуребенка героиня превращается в милую женщину, о чем говорит нам ее белый пеньюар и крохотный чепец, которые воспринимаются как символ взросления. Белый – цвет женского начала, света, чистоты и совершенства, универсальный символ невинности души. И белый цвет именно благодаря своей традиционной символичности сопровождает княжну на протяжении всего рассказа: белый пеньюар, белая шляпка, платье, белые атласные башмаки. Совсем в иных ситуациях белый цвет становится олицетворением лжи, хитрости, позерства (белые перчатки Аполлона, батюшки). Нельзя не заметить симпатии Афанасия Афанасьевича к героине. Удивительное духовное богатство героини отражается в восприятии ее нарядов рассказчиком. Например, при появление героини в церкви, автор характеризует её как даму в легкой белой шляпе, державшуюся просто и грациозно и одетую со вкусом.

Таким образом, вещи в рассказе «Дядюшка и двоюродный братец» выполняют социально-психологическую функцию. Характер героев наиболее полно раскрывается через элементы их одежды. Читатель понимает, что главные герои – люди, имеют материальный достаток, но совершенно не стремятся к духовному преобразованию, поэтому так часто А. А. Фет сравнивает их с клоунами, шутами и куклами.

Литература

  1. Буровик К.А. Родословная вещей. – 2-е изд., перераб. М.: Знание, 1991. 232с.

  2. Бухштаб Б.Я. А. А. Фет. Очерк жизни и творчества. Л., 1974. 144 с.

  3. Разживина А.А., Божкова Г. Н. Функции образов предметного мира в рассказе А.А. Фета «Семейство Гольц»// Альманах современной науки и образования. – Тамбов: Грамота, 2015(РИНЦ). – №4. – с. 119-122. [Электронный ресурс]. URL: http://scjournal.ru/articles/issn_1993-5552_2015_4_29.pdf (дата обращения: 22/12.2015).

  4. Федосюк Ю.А. Что непонятного у классиков, или Энциклопедия русского быта XIXвека. М.: Флинта, Наука, 2001. 264 с.

  5. Фет А. А. Улыбка красоты. Избранная лирика и проза. М., 1995. 736 с.

  6. Фет А.А. Сочинения: в 2-х т. / подгот. текста, сост., коммент. А. Е. Тархова. М.: Худож. лит., 1982. Т. 1. 575 с.; Т. 2. 461 с.

8

Просмотров работы: 864