РАЗВИТИЕ МОЛОДЕЖНЫХ ИНИЦИАТИВ ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

РАЗВИТИЕ МОЛОДЕЖНЫХ ИНИЦИАТИВ ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

Костомарова А.В. 1
1ТГПУ им. Л.Н. Толстого
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Молодежные общественные инициативы, как форма проявления социальной активности молодого поколения, развиваются сегодня на качественно ином уровне. В связи с этим в последние годы принято много документов, направленных на развитие молодежных инициатив, социализацию молодежи, а так же, поддержку творчества в молодежной среде.

Государственная программа «Развитие образования на 2013 – 2020 годы» предусматривает вовлечение молодежи в социальную практику и ее информирование о потенциальных возможностях саморазвития, обеспечение поддержки научной, творческой и предпринимательской активности молодежи и формирование целостной системы поддержки обладающей лидерскими навыками, инициативной и талантливой молодежи [3]. Необходимость поддержки инициатив молодежи определена как одна из основных целей данного документа и заключается в обеспечении эффективной системы по социализации и самореализации молодежи, развитию потенциала молодежи. Кроме того, программа подразумевает конкурсную поддержку региональных и межрегиональных инициатив и проектов.

Одной из главных задач Основ государственной молодежной политики в РФ до 2025 года отмечается необходимость создания условий для реализации потенциала молодежи в социально-экономической сфере, а также внедрение технологии "социального лифта" [4]. Для реализации этой задачи в данном документе описаны основные принципы реализации государственной молодежной политики в РФ, основной целью которых является признание молодежи равноправным партнером в формировании и реализации государственной молодежной политики. Так же отмечается необходимость выявления и продвижения талантливой молодежи, использования продуктов ее инновационной деятельности на благо страны. Как правило, продуктом инновационной деятельности является некий проект, направленный на решение проблем в той или иной сфере жизни общества. Для талантливой молодежи важно овладеть навыками социального проектирования. Социальное проектирование – форма социального управления; научно обоснованное конструирование системы параметров будущего социального объекта или качественно нового состояния существующего объекта; конструирование индивидом, группой или организацией действия, направленного на достижение социально значимой цели и локализованного по месту, времени и ресурсам.

Термин «проектирование» (происходит от лат. «projectus» — брошенный вперед) — это процесс создания прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния, специфическая деятельность, результатом которой является научно-теоретически и практически обоснованное определение вариантов прогнозируемого и планового развития новых процессовㅤ иㅤ явлений.ㅤ

Луков В.А. определяет «социальное проектирование» как вид деятельности, которая имеет непосредственное отношение к развитию социальной сферы, организации эффективной социальной работы, преодолению разнообразных социальных проблем; а так же как конструирование индивидом, группой или организацией действия, направленного на достижение социально значимой цели и локализованного по месту, времени и ресурсам [2].

В понятийном справочнике специалиста сферы государственной молодежной политики дано определение термин «социальный проект» рассматривается как мероприятие, ограниченное во времени и направленное на создание принципиально нового, уникального продукта [5].

Социальноеㅤ проектированиеㅤ даетㅤ возможностьㅤ оценитьㅤ обоснованностьㅤ прогноза,ㅤ разработатьㅤ научноㅤ обоснованныйㅤ планㅤ социальногоㅤ развития.ㅤ Проектированиеㅤ учитываетㅤ иㅤ возможностьㅤ неудачногоㅤ экспериментаㅤ поㅤ проверкеㅤ идей,ㅤ такㅤ называемыйㅤ отрицательныйㅤ результат.ㅤ Приㅤ егоㅤ полученииㅤ необходимㅤ тщательныйㅤ анализㅤ причин,ㅤ чемㅤ вызваноㅤ несоответствиеㅤ вㅤ решенииㅤ поставленныхㅤ задач.ㅤ Процессㅤ социальногоㅤ проектированияㅤ такжеㅤ называютㅤ «социальнымㅤ конструированием».ㅤ

Целью социального проектирования является вовлечение молодежи в общественно-полезную социальную деятельность, основанную на принципах и ценностях гражданского общества. Через участие в социальном проектировании молодые люди получают возможность экспериментировать, брать на себя ответственность, реализовать себя, развивать креативное мышление, самоопределиться, личностно и профессионально. Участие в проектной деятельности способствует тому, что молодой человек учится действовать в соответствии с поставленной целью и задачами, находит способы реализации собственного проекта, анализирует полученные результаты, выделяет перспективы развития проекта. В процессе освоения проектной формы работы студент размышляет над своими результатами, изменяет целеполагание и способы работы, выстраивает программу профессионального саморазвития и самообразования [1]. Участие студента в проекте не только предполагает новую и полезную для него информацию, но и позволяет применить ее на практике.

Вㅤ качествеㅤ примераㅤ можноㅤ привестиㅤ молодежныйㅤ социальныйㅤ проектㅤ «Мояㅤ странаㅤ –ㅤ мояㅤ Россия»ㅤ.ㅤДанныйㅤ проектㅤ представляетㅤ собойㅤ конкурсноеㅤ соревнованиеㅤ молодыхㅤ авторов,ㅤ иㅤ межрегиональнаяㅤ образовательнаяㅤ площадка,ㅤ учебно-методическийㅤ центр,ㅤ интернет-площадкуㅤ дляㅤ обсужденияㅤ успешныхㅤ инновационныхㅤ проектовㅤ иㅤ ихㅤ дальнейшегоㅤ тиражированияㅤ вㅤ практику.ㅤ

Привлечениеㅤ молодежиㅤ кㅤ активномуㅤ участиюㅤ вㅤ социальномㅤ проектированииㅤ –ㅤ важнейшаяㅤ задачаㅤ современногоㅤ общества.ㅤ Данныеㅤ процессыㅤ позволяютㅤ молодымㅤ людямㅤ совершенствоватьㅤ образовательнуюㅤ практикуㅤ иㅤ методыㅤ обучения,ㅤ способствуютㅤ развитиюㅤ творческогоㅤ потенциала,ㅤ даютㅤ навыкиㅤ работыㅤ вㅤ команде,ㅤ помогаютㅤ обрестиㅤ уверенностьㅤ вㅤ себеㅤ иㅤ открытьㅤ новыеㅤ перспективыㅤ. Кромеㅤ того,ㅤ этоㅤ реальнаяㅤ возможностьㅤ претворитьㅤ вㅤ жизньㅤ лучшиеㅤ общественноㅤ значимыеㅤ проекты,ㅤ направленныеㅤ наㅤ повышениеㅤ качестваㅤ жизни.

Список использованной литературы:

  1. Декина Е. В. Технологии поддержки и развития неформального образования студенческой молодежи // Концепт. – 2014. – Современные научные исследования. Выпуск 2. – URL: http://e-koncept.ru.

  2. Луков В.А. Социальное проектирование [Текст]: Учеб. пособие / Луков В.А. - 7-е изд. – М. : Флинта, 2011, - 240 с.

  3. Официальный сайт Правительства РФ. Законы. Государственная программа российской федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы [Электронный ресурс]: распр. Правительства РФ: [принят 15 мая. 2013 г.]. – URL: http://www.минобрнауки.рф (дата обращения 15.04.15). – Загл. с экрана.

  4. Официальный сайт Правительства РФ. Законы. Об утверждении Основ государственной молодежной политики до 2025 года в РФ [Электронный ресурс]: распр. Правительства РФ: [принят 29 ноя. 2014 г.]. – URL: http:// http://www.government.ru (дата обращения 15.04.15). – Загл. с экрана.

  5. Понятийный справочник специалиста сферы государственной молодежной политики: Учеб.-метод. пособие [Текст] / Сост.: З. Н. Калинина, Е. Ю. Ромашина, Е. В. Декина. – 2-е изд., испр. и доп. – Тула: Изд-во: ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2012 – 130 с.

Просмотров работы: 16517