В статье раскрываются формирование и проблемы осуществления деятельности благотворительных организаций в сфере культуры и искусства России, особенность развития спонсорства и меценатства, а так же факторы, приведшие к угасанию меценатской деятельности в России.
Целью данной работы является анализ современных тенденций в России, в сфере корпоративно социальной ответственности, исследование основных благотворительных проектов, реализуемых социальноответственными компаниями, а также разработка рекомендация, стимулирующих благотворительную деятельность России.
КСО или Корпоративно – социальная ответственность - добровольное внесение средств сверх установленных налоговым и другими законодательствами. Ежегодно в России публикуется рейтинг социальноответственных компаний, который составляется на основе интегрального показателя открытости социальной политики и информативности социальной отчетности. Оценка проводится по четырем блокам показателей:
- «Социальный отчет как инструмент диалога с обществом»;
- «Направления и объемы социальных инвестиций»;
- «Системность в управлении КСО»;
- «Активность и системность в сфере благотворительности и меценатства»
Сущность последнего сводится к следующему: систематическая работа компании с благотворительными и общественными организациями, а так же реализация проектов по одному или нескольким направлениям: культура и искусство, наука и образование, социальная сфера, экология, спорт. [3]
В таблице 1 представлен рейтинг социальной активности крупнейших предприятий России. Первую строчку рейтинга заняла компания «Роснефть» которая осуществляет ряд масштабных социальных и благотворительных проектов, а также вносит значительный вклад в социальное и экономическое развитие регионов. Второе место занимает «Группа ВТБ» она на постоянной основе оказывает поддержку здравоохранению, спорту, образованию и науке, культуре и искусству, социально незащищенным слоям населения на территориях присутствия ВТБ. Далее, третью строчку заняла компания «Лукойл» она выстраивает свою деятельность по двум стратегическим направления: социальные инвестиции и программа спонсорства и традиционной благотворительности: поддержка детских домов и детских образовательных учреждений, программы в области образования, поддержка музеев и творческих коллективов, издательские проекты, поддержка религиозных конфессий. |
Таблица 1.- Интегральный рейтинг активности Российских предприятий в сфере КСО [1]:
Наименование компании |
Оценка деятельности |
Оценка медиа-активности |
Итоговая оценка |
|
1. |
РОСНЕФТЬ |
12 |
10 |
11,4 |
2. |
ГРУППА ВТБ |
11 |
12 |
11,3 |
3. |
ЛУКОЙЛ |
11 |
10 |
10,7 |
4. |
НОРИЛЬСКИЙ НИКЕЛЬ |
11 |
10 |
10,7 |
5. |
СБЕРБАНК РОССИИ |
10 |
11 |
10,3 |
6. |
ГАЗПРОМ |
10 |
10 |
10 |
7. |
РЖД |
10 |
10 |
10 |
8. |
СЕВЕРСТАЛЬ |
10 |
10 |
10 |
9. |
ТАТНЕФТЬ |
11 |
5 |
9,2 |
10. |
АФК «СИСТЕМА» |
9 |
8 |
8,7 |
11. |
НЛМК |
10 |
4 |
8,2 |
12. |
ЕВРАЗ ГРУП |
9 |
4 |
7,5 |
13. |
ИНТЕР РАО |
9 |
4 |
7,5 |
14. |
РОССЕТИ |
8 |
5 |
7,1 |
15. |
СУРГУТ НЕФТЕГАЗ |
7 |
5 |
6,4 |
16. |
ТРАНСНЕФТЬ |
6 |
5 |
5,7 |
17. |
X5 RETAIL GROUP |
6 |
4 |
5,4 |
18. |
СТРОЙГАЗ КОНСАЛТИНГ |
5 |
4 |
4,7 |
19. |
МЕЧЕЛ |
5 |
4 |
4,7 |
20. |
МАГНИТ |
2 |
4 |
2,6 |
Согласно «Федеральному закону от 4 ноября 2014 г. № 327 «О меценатской деятельности» меценатская деятельность - деятельность по безвозмездной передаче имущества, в том числе денежных средств, или прав владения, пользования, распоряжения имуществом и (или) безвозмездное выполнение работ и оказание услуг в сфере культуры и образования в области культуры и искусства, направленные на сохранение культурных ценностей и развитие деятельности в сфере культуры и образования в области культуры и искусства. [2]
Основополагающим в данной сфере является понятие благотворительной программы – комплекса благотворительных мер, направленных на решение задач, соответствующих уставным целям благотворительных организаций.
Благотворительный менеджмент на предприятии имеет системный характер, схожий с формированием бизнес-идеи. В рисунке 1 представлена разработка благотворительного проекта на основе потребностей и ожиданий общества.
Исследование наиболее острых проблем и потребностей общества.
Консультации с профильными уполномоченными органами.
Определение конкретных направлений благотворительной помощи.
Получение партнерскими организациями-экспертами списка возможных получателей помощи.
Непосредственный прямой контакт с каждым адресатом благотворительной деятельности.
Реализация благотворительной программы.
Рис.1. - Этапы формирования и осуществления благотворительного проекта.
На сегодняшний день современное отечественное меценатство стимулируется государством в недостаточной степени, существуют некоторые проблемы в связи с которыми целевая благотворительная деятельность и социальные программы не вызывают большого энтузиазма у представителей бизнеса. К этим проблемам относятся: несовершенное законодательство, фактическое отсутствие льгот по налогообложению спонсоров, благотворителей и меценатов, завышенные административные барьеры, а также бытующие в некоторых слоях общества потребительское отношение к культуре и многое др.
Одним из приоритетных направлений государственной поддержки благотворительной деятельности и меценатства должно стать эффективное использование налоговых стимулов, которые могут рассматриваться как выражение признания государством меценатства и благотворительности. В условиях мирового финансового кризиса все большее значение приобретает введение общепринятой в мировой практике льготы по налогу на прибыль для организации, осуществляющих благотворительную деятельность, а также освобождение негосударственных некоммерческих организаций от налога на прибыль. [4]
Для меценатов и благотворителей физических лиц – необходимо расширить налоговые стимулы через распространение права на социальный налоговый вычет по подоходному налогу в отношении пожертвований организациям культуры и образовательным организациям, готовящим специалистов для этой области деятельности. Необходимо установление возможности льгот на федеральном уровне по налогу на прибыль и НДС в отношении пожертвований организациям культуры и её системы подготовки кадров. Следует пересмотреть налоговый режим финансирования культуры из бюджета страны через соответствующие фонды, так как при проведении бюджетных средств через фонды в настоящее время теряется налоговая льгота, и получатели этих средств попадают под двойное налогообложение.
В целом отечественный бизнес с пониманием относится к проблемам некоммерческого сектора. Немаловажен и такой факт: несмотря на отсутствие налоговых послаблений, многие российские бизнесмены продолжают заниматься меценатством. Все это свидетельствует о духовном потенциале, который заложен в российском обществе. Однако без существенного изменения самосознания всех представителей бизнеса, без формирования настоящей «бизнес элиты», становление которой в нашей стране находится ещё в «зародышевой» фазе, невозможно возрождение данного явления в тех масштабах, в которых оно существовало в дореволюционный период.
Меценатство, стимулируемое законодательством, может стать элементом его дальнейшего нравственного совершенствования. В связи с этим важно осознавать, что в нынешних российских условиях роль государства в области развития меценатства остается ведущей. На наш взгляд, именно государство должно определять приоритеты благотворительной деятельности меценатов, создавая при этом оптимальное правовое, налоговое и информационное пространство для обеспечения её эффективности.
Таким образом, благотворительность и меценатство как основной компонент корпоративной социальной ответственности бизнеса находится только на стадии зарождения и не имеет систематического характера. Меценатство, стимулируемое законодательством, может стать элементом его дальнейшего нравственного совершенствования. В связи с этим важно осознавать, что в нынешних российских условиях роль государства в области развития меценатства остается ведущей. На мой взгляд, именно государство должно определять приоритеты благотворительной деятельности меценатов, создавая при этом оптимальное правовое, налоговое и информационное пространство для обеспечения её эффективности.
Список использованной литературы.
Социальная ответственность предприятия [Электронный ресурс]. – М., – Режим доступа: http: // monitornews.ru/.
Учет денежных средств [Электронный ресурс]. – М.,– Режим доступа: информационно-правовая справочная система ГАРАНТ.
Роль социальных инвестиций [Электронный ресурс]. – М., Режим доступа: http: // cyberleninka.ru/.
Формирование системы института благотворительности в России [Электронный ресурс]. – М., – Режим доступа: http: // scienceforum.ru/.