СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ БИЗНЕС И МЕЦЕНАТСТВО - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ БИЗНЕС И МЕЦЕНАТСТВО

Акимов К.А. 1
1ФГБОУ ВО Омский ГАУ им. П. А. Столыпина
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Современный этап развития социально ориентированного государства в России актуализирует проблему взаимодействия государства и бизнеса. Мы попробуем все же разобраться, что такое социально-ориентированный бизнес и меценатство, какого их значение для России и ее общества.

В статье раскрываются формирование и проблемы осуществления деятельности благотворительных организаций в сфере культуры и искусства России, особенность развития спонсорства и меценатства, а так же факторы, приведшие к угасанию меценатской деятельности в России.

Целью данной работы является анализ современных тенденций в России, в сфере корпоративно социальной ответственности, исследование основных благотворительных проектов, реализуемых социальноответственными компаниями, а также разработка рекомендация, стимулирующих благотворительную деятельность России.

КСО или Корпоративно – социальная ответственность - добровольное внесение средств сверх установленных налоговым и другими законодательствами. Ежегодно в России публикуется рейтинг социальноответственных компаний, который составляется на основе интегрального показателя открытости социальной политики и информативности социальной отчетности. Оценка проводится по четырем блокам показателей:

- «Социальный отчет как инструмент диалога с обществом»;

- «Направления и объемы социальных инвестиций»;

- «Системность в управлении КСО»;

- «Активность и системность в сфере благотворительности и меценатства»

Сущность последнего сводится к следующему: систематическая работа компании с благотворительными и общественными организациями, а так же реализация проектов по одному или нескольким направлениям: культура и искусство, наука и образование, социальная сфера, экология, спорт. [3]

В таблице 1 представлен рейтинг социальной активности крупнейших предприятий России. Первую строчку рейтинга заняла компания «Роснефть» которая осуществляет ряд масштабных социальных и благотворительных проектов, а также вносит значительный вклад в социальное и экономическое развитие регионов. Второе место занимает «Группа ВТБ» она на постоянной основе оказывает поддержку здравоохранению, спорту, образованию и науке, культуре и искусству, социально незащищенным слоям населения на территориях присутствия ВТБ. Далее, третью строчку заняла компания «Лукойл» она выстраивает свою деятельность по двум стратегическим направления: социальные инвестиции и программа спонсорства и традиционной благотворительности: поддержка детских домов и детских образовательных учреждений, программы в области образования, поддержка музеев и творческих коллективов, издательские проекты, поддержка религиозных конфессий.

Таблица 1.- Интегральный рейтинг активности Российских предприятий в сфере КСО [1]:

 

Наименование компании

Оценка деятельности

Оценка медиа-активности

Итоговая оценка

1.

РОСНЕФТЬ

12

10

11,4

2.

ГРУППА ВТБ

11

12

11,3

3.

ЛУКОЙЛ

11

10

10,7

4.

НОРИЛЬСКИЙ НИКЕЛЬ

11

10

10,7

5.

СБЕРБАНК РОССИИ

10

11

10,3

6.

ГАЗПРОМ

10

10

10

7.

РЖД

10

10

10

8.

СЕВЕРСТАЛЬ

10

10

10

9.

ТАТНЕФТЬ

11

5

9,2

10.

АФК «СИСТЕМА»

9

8

8,7

11.

НЛМК

10

4

8,2

12.

ЕВРАЗ ГРУП

9

4

7,5

13.

ИНТЕР РАО

9

4

7,5

14.

РОССЕТИ

8

5

7,1

15.

СУРГУТ НЕФТЕГАЗ

7

5

6,4

16.

ТРАНСНЕФТЬ

6

5

5,7

17.

X5 RETAIL GROUP

6

4

5,4

18.

СТРОЙГАЗ КОНСАЛТИНГ

5

4

4,7

19.

МЕЧЕЛ

5

4

4,7

20.

МАГНИТ

2

4

2,6

Согласно «Федеральному закону от 4 ноября 2014 г. № 327 «О меценатской деятельности» меценатская деятельность - деятельность по безвозмездной передаче имущества, в том числе денежных средств, или прав владения, пользования, распоряжения имуществом и (или) безвозмездное выполнение работ и оказание услуг в сфере культуры и образования в области культуры и искусства, направленные на сохранение культурных ценностей и развитие деятельности в сфере культуры и образования в области культуры и искусства. [2]

Основополагающим в данной сфере является понятие благотворительной программы – комплекса благотворительных мер, направленных на решение задач, соответствующих уставным целям благотворительных организаций.

Благотворительный менеджмент на предприятии имеет системный характер, схожий с формированием бизнес-идеи. В рисунке 1 представлена разработка благотворительного проекта на основе потребностей и ожиданий общества.

 

Исследование наиболее острых проблем и потребностей общества.

 

 

 

Консультации с профильными уполномоченными органами.

 

 

 

Определение конкретных направлений благотворительной помощи.

 

 

 

Получение партнерскими организациями-экспертами списка возможных получателей помощи.

 

 

 

Непосредственный прямой контакт с каждым адресатом благотворительной деятельности.

 

 

 

Реализация благотворительной программы.

 

Рис.1. - Этапы формирования и осуществления благотворительного проекта.

На сегодняшний день современное отечественное меценатство стимулируется государством в недостаточной степени, существуют некоторые проблемы в связи с которыми целевая благотворительная деятельность и социальные программы не вызывают большого энтузиазма у представителей бизнеса. К этим проблемам относятся: несовершенное законодательство, фактическое отсутствие льгот по налогообложению спонсоров, благотворителей и меценатов, завышенные административные барьеры, а также бытующие в некоторых слоях общества потребительское отношение к культуре и многое др.

Одним из приоритетных направлений государственной поддержки благотворительной деятельности и меценатства должно стать эффективное использование налоговых стимулов, которые могут рассматриваться как выражение признания государством меценатства и благотворительности. В условиях мирового финансового кризиса все большее значение приобретает введение общепринятой в мировой практике льготы по налогу на прибыль для организации, осуществляющих благотворительную деятельность, а также освобождение негосударственных некоммерческих организаций от налога на прибыль. [4]

Для меценатов и благотворителей физических лиц – необходимо расширить налоговые стимулы через распространение права на социальный налоговый вычет по подоходному налогу в отношении пожертвований организациям культуры и образовательным организациям, готовящим специалистов для этой области деятельности. Необходимо установление возможности льгот на федеральном уровне по налогу на прибыль и НДС в отношении пожертвований организациям культуры и её системы подготовки кадров. Следует пересмотреть налоговый режим финансирования культуры из бюджета страны через соответствующие фонды, так как при проведении бюджетных средств через фонды в настоящее время теряется налоговая льгота, и получатели этих средств попадают под двойное налогообложение.

В целом отечественный бизнес с пониманием относится к проблемам некоммерческого сектора. Немаловажен и такой факт: несмотря на отсутствие налоговых послаблений, многие российские бизнесмены продолжают заниматься меценатством. Все это свидетельствует о духовном потенциале, который заложен в российском обществе. Однако без существенного изменения самосознания всех представителей бизнеса, без формирования настоящей «бизнес элиты», становление которой в нашей стране находится ещё в «зародышевой» фазе, невозможно возрождение данного явления в тех масштабах, в которых оно существовало в дореволюционный период.

Меценатство, стимулируемое законодательством, может стать элементом его дальнейшего нравственного совершенствования. В связи с этим важно осознавать, что в нынешних российских условиях роль государства в области развития меценатства остается ведущей. На наш взгляд, именно государство должно определять приоритеты благотворительной деятельности меценатов, создавая при этом оптимальное правовое, налоговое и информационное пространство для обеспечения её эффективности.

Таким образом, благотворительность и меценатство как основной компонент корпоративной социальной ответственности бизнеса находится только на стадии зарождения и не имеет систематического характера. Меценатство, стимулируемое законодательством, может стать элементом его дальнейшего нравственного совершенствования. В связи с этим важно осознавать, что в нынешних российских условиях роль государства в области развития меценатства остается ведущей. На мой взгляд, именно государство должно определять приоритеты благотворительной деятельности меценатов, создавая при этом оптимальное правовое, налоговое и информационное пространство для обеспечения её эффективности.

Список использованной литературы.

  1. Социальная ответственность предприятия [Электронный ресурс]. – М., – Режим доступа: http: // monitornews.ru/.

  2. Учет денежных средств [Электронный ресурс]. – М.,– Режим доступа: информационно-правовая справочная система ГАРАНТ.

  3. Роль социальных инвестиций [Электронный ресурс]. – М., Режим доступа: http: // cyberleninka.ru/.

  4. Формирование системы института благотворительности в России [Электронный ресурс]. – М., – Режим доступа: http: // scienceforum.ru/.

Просмотров работы: 891