ТРУДОВАЯ МОТИВАЦИЯ МОЛОДЕЖИ В РАМКАХ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ТРУДОВАЯ МОТИВАЦИЯ МОЛОДЕЖИ В РАМКАХ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

Суханова М.Э. 1
1ФГБОУ ВПО «НГПУ им. К.Минина»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Мотивация молодежи – один из главных вопросов современности. За молодежью стоит будущее любого государства. Молодежь придет на смену уже опытным, но более взрослым людям, и будет стараться достичь большего, чем, к примеру, их предки. Любой молодой человек хочет быть успешным. В наше время залог успеха – хорошая, высокооплачиваемая работа. Но молодежь, не всегда в состоянии определиться с выбором профессии. Часто это связано с отсутствием мотивации к труду у подростка.

Нынешняя молодежь привыкла «потреблять» и жить на всем «готовеньком». Часто именно родители «выбирают» будущую профессию своему ребенку. Именно они делаю расчеты на актуальность профессии в будущем и уровень конкурентоспособности на рынке труда, но так бывает не всегда. Будущий студент неохотно задумывается о своей будущей профессии, не рассматривая дальнейших перспектив. Излишняя обеспеченность всем необходимым, у большинства молодежи, слишком поздно подводит к осознанию того, что успешность напрямую зависит от выбора профессии и уровня образованности, а так же от личных качеств будущего работника. Часто в реальных условиях молодежь не готова к успешному выходу на рынок труда, среди причин можно назвать: недостаток профессиональных знаний и отсутствием опыта работы, низкая квалификация выпускников, не соответствующая уровню необходимой квалификации, затраты на стажировку и обучение

Но одной из определяющих причин можно назвать отсутствие мотивации к труду. Именно этот процесс тормозит трудоустройства молодежи.

Мотивацию к труду учащимся начинают прививать еще в школе в рамках воспитательной и профориентационной работы. Но на достаточном ли уровне сейчас проводится такая работа? Судя по тому, как обстоят дела на «молодежном» рынке труда этой работы не достаточно. Привить любовь к труду, осознание его ценности сейчас не достаточно лишь точечными усилиями. Для целостного формирования личностных качеств и ценностей ребенка-подростка необходимо создать все условия для успешного его развития.

На помощь приходит сформулированное Л.И. Новиковой понятие «Воспитательное пространство» - педагогически целесообразно организованная и интегрированная среда, окружающая отдельного ребёнка или множество детей (класса, школы, дома, двора, микрорайона, села, малого или большого города, области).[3, с.134]

Воспитательное пространство включает систему взаимосвязанных образовательных и воспитательных учреждений, детских и юношеских организаций, функционирующих на его территории, социальных педагогов, психологов, профориентаторов тех предприятий, которые по своему замыслу реализуют определенные воспитательные функции по отношению к детям, средства массовой информации, общественные организации.

Все эти институты дополняют друг друга, и направлены на развитие детей. Школьники и педагоги полностью включены в процесс создания единого воспитательного пространства. Дети - не только объекты влияния такого пространства, но и субъектыего создания и совершенствования. [3, с.138]

Д. В. Григорьев характеризует научно-педагогическое понятие «воспитательное пространство» как динамическую сеть взаимосвязанных педагогических событий, создаваемую усилиями социальных субъектов различного уровня (коллективных и индивидуальных), выступающих интегрированным условием личностного развития человека - и взрослого, и ребёнка. В структуру воспитательного пространства педагог-исследователь включает коллективные субъекты - профессиональные общества, занимающиеся воспитанием детей. Механизм создания воспитательного пространства (организация среды) - встреча, со-бытие детей и взрослых, в котором ключевым моментом служит их совместная деятельность.[1, с.66]

Одним из вопросов воспитательного пространства можно считать трудовое воспитание.

В трудах педагога-новатора А.С. Макаренко мы можем увидеть проблему трудового воспитания через понятие о «производственном воспитании». По мнению Илалтдиновой Е.Ю. И Кушнира А.М. в понятии производственное воспитание интегрируются трудовое и производственное обучение и воспитание на принципиально новой методологической основе связи воспитания и обучения при доминировании воспитания как целенаправленного и активного формирования производящей мощности личности… рассматривают в логике жизни и производства производственное воспитание осуществляющееся на основе специализированной воспитательно-производственной инфраструктуры воспитания, созданной в учебно-воспитательном учреждении. Прямое назначение производственного воспитания — вводить человека в мир и процесс труда, воспитывать отношение к труду как к общечеловеческой ценности, а также элементарную трудоспособность.

Производственное воспитание — это «воспитание делом», непосредственный жизненный опыт, мотивация практических действий и их «переживание», формирование потребностей и привычек, волевая и эмоциональная, духовно-нравственная насыщенность. [2, с.71-72]

Для того чтобы привить школьникам интерес к получению в будущем профессии или специальности, необходимы полноценные практические занятия по современным технологиям, начиная со школы. Решение этой задачи могут взять на себя школьные технопарки. Предлагаемое направление позволит школьникам ознакомиться с новыми технологиями, определяющими вектор развития страны, найти приложение своим способностям, значительно расширить кругозор. Появляется шанс на раннем этапе выявить способность к овладению профессией и дать им возможность развить способности, полноценно осваивать современное производство.

Одним из вариантов модели функционирующей в воспитательном пространстве может стать «школьный мини-технопарк» в образовательной программе школы может быть организована работа школьников с примером реальных высокотехнологичных предприятий, в исследовательских лабораториях, учебных конструкторских бюро и испытательных полигонах. Жизнь и работа школьного мини-технопарка это специфическая профессиональная проба, соединение коллективных интересов и реального производства.

Таким образом, воспитываясь в рамках «реального» производства молодежь получает некоторые преимущества, помогающие как можно быстрее попасть на рынок конкурентоспособного труда, а именно: наличие опыта работы, возможность повышения квалификации во время обучения, ответственное отношение к труду, формирование положительных качеств личности, умение работать в коллективе, многофункциональность, достаточный уровень заинтересованности к успеху.

Литература

  1. Григорьев Д. В. Создание воспитательного пространства: событийный подход // Современные гуманитарные подходы в теории и практике воспитания: Сб. науч. ст. – Пермь, 2001. – С. 66-76.

  2. Илалтдинова Е.Ю. Школьный мини-технопарк и детско-взрослое образовательное производство: понятийно-сущностный аспект/А. М. Кушнир, Е. Ю. Илалтдинова // Народное образование, 2012,N № 4.-С.70-75.

  3. Новикова Л. И., Соколовский М. В. «Воспитательное пространство» как открытая система // Общественные науки и современность. – 1998. – №. 1. – С. 132-143.

Просмотров работы: 1095