НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ СУЩНОСТИ ПОНЯТИЯ «АДАПТАЦИЯ» - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ СУЩНОСТИ ПОНЯТИЯ «АДАПТАЦИЯ»

Дедкова Н.С. 1
1ТГПУ им. Л.Н. Толстого
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В современной психологической науке все чаще используется такое понятие, как «адаптация». Сложившаяся социально-экономическая ситуация в обществе и возрастающий интерес к вопросу адаптации личности требует обращения к рассмотрению этого понятия.

Проблема адаптации относится к той области научных знаний, где представлены самые разнообразные подходы и теоретические направления. Это связано с тем, что феномен адаптации характеризуется междисциплинарностью, т.е. вопросы, посвященные этому феномену рассматриваются на периферии различных наук. Тем не менее, существующие методологические и теоретические проблемы адаптации позволяют говорить о недостаточной изученности этого процесса.

Современная наука располагает несколькими аспектами рассмотрения явления адаптации. В широком смысле слова адаптацию следует понимать как особое свойство объекта, направленное на сохранение его целостности вследствие произошедших изменений в окружающей среде[5].

В зависимости от акцента на определенную сторону явления адаптации, в науке выделяют несколько трактовок данного термина. Адаптация рассматривается

- как процесс приспособления организма к разнообразным изменениям среды (позитивного или негативного свойства);

- как состояние динамического равновесия между средой и организмом;

- как результат оптимального взаимодействия организма и среды [6].

Термин «адаптация» возник на базе биологической области знания, где определялся как механизм приспособления и нахождения равновесия любого живого организма к изменениям, происходящим в окружающей среде. Понятие адаптации как биологического процесса было заложено Ч. Дарвиным и его последователями. В этом случае адаптация трактуется как совокупность изменений, положительно влияющих на организм и представляющих собой более или менее верное отражение сложившихся условий. Согласно теориям таких ученых, как И. М. Сеченов и И. П. Павлов, адаптацию следует рассматривать как меру единства противоположных процессов, происходящих с организмом в изменяющихся условиях, а также результат и средство разрешения внутренних и внешних противоречий [7].

В общем, рассматривая «адаптацию» с биологической и физиологической точки зрения следует выделить два основных подхода к её определению: адаптация может трактоваться как механизм эволюции биологического вида в целом и как механизм приспособления отдельных индивидов к воздействию окружающей среды.

Акцентируя внимание на принадлежность человека к биосоциальному, следует рассмотреть еще одну сторону «адаптации», а именно её социальную обусловленность. Так, А.Г. Мороз определяет социальную адаптацию как «многофакторный и многомерный процесс вхождения личности в новое социальное окружение с целью совместной деятельности в направлении прогрессивного изменения личности и среды» [2].

М.В. Ромм под социальной адаптацией личности понимает «инновационный по природе процесс/результат активной (реактивной) гармонизации внешней (внутренней) настройки (самонастройки) личности с помощью адекватных адаптивным ситуациям стратегий приспособления, оптимальность которых проверяется в процессе инфовзаимодействия с помощью информационной обратной связи» [3].

В рамках социальных наук также существуют несколько точек зрений на феномен адаптации и его особенности. «Адаптация» (от лат. adaptatio - приспособлять, устраивать) - приспособление организма, личности, их систем к характеру отдельных воздействий или к изменившимся условиям жизни в целом. Компенсация недостатков сложившего поведения в новых условиях характеризует сущность адаптации. Благодаря ей человек наиболее оптимально реагирует в необычной обстановке [1].

Другой точки зрения на термин «адаптация», в своих исследованиях придерживается С.Л. Рубинштейн. По его мнению, сущность данного термина заключается в эффективной деятельности защитных механизмов психики, снижающих эмоциональный и психологический дискомфорт. [4].

Разнообразие взглядов на феномен адаптации представлено и в зарубежных исследованиях. Так, П. Делор отождествляет «адаптацию» с одной из защитных форм приспособления человека к требованиям социума, Т. Парсон – процесс понимания и осуществления ролей в социуме, Г. Селье – способ выхода ситуации стресса.

Таким образом, проанализировав различные научные подходы к определению сущности понятия «адаптация», рассмотрев её содержательные компоненты и характеристики, можно сделать вывод, что с одной стороны, «адаптацию» следует трактовать как общее взаимодействие организма со средой, с другой стороны, как специфичное взаимодействие индивида и социума, подразумевающее понимание и принятие ценностей, норм новой группы, а также формирование его отношения к ним и освоение системы деятельности и межличностных отношений.

Литература

1. Кузнецов, П. С. Адаптация как функция развития личности / П. С. Кузнецов. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2008. – 73 с.

2. Мороз, А. Г. Профессиональная адаптация выпускника педагогического вуза: Автореф. дисс. д-ра пед. наук / А. Г. Мороз. – Киев: КГУ, 2006. – 50 с.

3. Ромм, М. В. Адаптация личности в социуме: Теоретико методологический аспект / М. В. Ромм. – Новосибирск: Наука. Сиб. издательская фирма РАН, 2010. – 173 с.

4. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2000. – 712 с.

5. Степанов, С. С. Популярнаяпсихологическаяэнциклопедия / С. С. Степанов. – М.: Эксмо, 2005. – 672 с.

6. Царегородцев, Г. И. Философские проблемы теории адаптации / Г. И. Царегородцев. – М.: Мысль, 2005. – 277 с.

7. Фролов, А. Г., Хомочкина, С. А., Матушанский, Г. У. Адаптация преподавателя к профессионально-педагической деятельности в высшей школе / А. Г. Фролов, С. А. Хомочкина, Г. У. Матушанский. – Казань, 2006. – 10 с.

Просмотров работы: 2402