ОСНОВЫ ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ОСНОВЫ ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

Старкова Ж.С. 1
1Алтайский Государственный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Изучение инновационных процессов в сфере образования связано, в первую очередь, с анализом их текущего состояния, качественного и количественного содержания, иерархией и видов их взаимодействия, и особенностей инновационного потенциала среды и творческого потенциала участников нововведений. Инновации сами по себе не возникают, они являются итоговым этапом научных трудов, передового педагогического опыта отдельных сотрудников сферы образования и их союза. Этот процесс не может быть спонтанным, он, определенно, нуждается в грамотном управлении. Главным звеном, на наш взгляд, связанным с управлением инновациями в образовании, является выделение четкого алгоритма, связанного с воплощением инновационной «задумки» в жизнь.

Выделим типовую систему действий, связанную с выявлением потребности и последующим внедрением инноваций в образовательный процесс. В ней выделяют следующие действия:

• определение потребности в изменениях в образовательном учреждении;

• сбор информации и анализ ситуации, связанный с определенным образовательным процессом;

• предварительный выбор или самостоятельная разработка нововведения и построение модели реализации инноваций;

• принятие решения о внедрении (освоении) инноваций в образовательный процесс;

• собственно само внедрение, включая пробное использование новшества;

  • институализация или длительное использование новшества, в процессе которого оно становится элементом повседневной практики.

Совокупность всех этих этапов образует единичный инновационный цикл.

Для того, чтобы упростить понимание системы действий, связанных с выявлением потребности и последующим внедрением инноваций в образовательный процесс, приведем схему, которая наглядно показывает, как именно взаимодействует между собой инновационная и образовательная деятельность.

Схема 1 – «Взаимодействие инноваций и образовательной деятельности»

В настоящий момент главный акцент государственной политики связан с кардинальным решением проблем модернизации содержания и структуры образования. Решение проблем модернизации образования невозможно без углубления и расширения фронта научных исследований и комплексных инновационных разработок.

Данное утверждение легко подтвердить, ссылаясь на основные положения Федеральной Целевой программы (ФЦП) развития образования на 2011-2015 годы. Целью Прог­раммы яв­ля­ет­ся обес­пе­чение дос­тупнос­ти ка­чест­вен­но­го об­ра­зова­ния, со­от­ветс­тву­юще­го тре­бова­ни­ям ин­но­ваци­он­но­го со­ци­аль­но ори­ен­ти­рован­но­го раз­ви­тия Рос­сий­ской Фе­дера­ции.

За­дача­ми прог­раммы, в рамках развития высшего профессионального образования, касающиеся внедрения инноваций в образовательный процесс, яв­ля­ют­ся: при­веде­ние со­дер­жа­ния и струк­ту­ры про­фес­си­ональ­но­го об­ра­зова­ния в со­от­ветс­твие с пот­ребнос­тя­ми рын­ка тру­да и раз­ви­тие сис­те­мы оцен­ки ка­чест­ва об­ра­зова­ния и вост­ре­бован­ности об­ра­зова­тель­ных ус­луг, как таковых.

В итоге осуществления данной программы, ожидается достичь целого комплекса результатов, связанных с улучшением образовательной сферы регионов и страны в целом, таких как:

  • соз­да­ние и внед­ре­ние но­вых об­ра­зова­тель­ных прог­рамм на всех уров­нях сис­те­мы об­ра­зова­ния;

  • внед­ре­ние и эф­фектив­ное ис­поль­зо­вание но­вых ин­форма­ци­он­ных сер­ви­сов, сис­тем и тех­но­логий обу­чения, элект­рон­ных об­ра­зова­тель­ных ре­сур­сов но­вого по­коле­ния;

  • внед­ре­ние про­цедур не­зави­симой оцен­ки де­ятель­нос­ти об­ра­зова­тель­ных уч­режде­ний всех уров­ней и об­ра­зова­тель­ных про­цес­сов;

  • соз­да­ние ре­сур­сов и прог­рамм для ода­рен­ных де­тей;

  • под­держ­ка ре­ги­ональ­ных комп­лек­сных прог­рамм раз­ви­тия про­фес­си­ональ­но­го об­ра­зова­ния, нап­равлен­ных на дос­ти­жение стра­теги­чес­ких це­лей ин­но­ваци­он­но­го раз­ви­тия и сти­мули­рова­ние вза­имо­дей­ствия ор­га­низа­ций на­уки, выс­ше­го, сред­не­го и на­чаль­но­го про­фес­си­ональ­но­го об­ра­зова­ния, рос­сий­ских и за­рубеж­ных ком­па­ний в рам­ках об­щих про­ек­тов и прог­рамм раз­ви­тия;

  • под­го­тов­ка кад­ров по при­ори­тет­ным нап­равле­ни­ям мо­дер­ни­зации и тех­но­логи­чес­ко­го раз­ви­тия эко­номи­ки Рос­сии (энер­го­эф­фектив­ность, ядер­ные тех­но­логии, стра­теги­чес­кие компьютер­ные тех­но­логии и прог­рамм­ное обес­пе­чение, ме­дицинс­кая тех­ни­ка и фар­ма­цев­ти­ка, кос­мос и те­леком­му­ника­ции);

  • ос­на­щение сов­ре­мен­ным учеб­но-про­из­водс­твен­ным, компьютер­ным обо­рудо­вани­ем и прог­рамм­ным обес­пе­чени­ем об­ра­зова­тель­ных уч­режде­ний про­фес­си­ональ­но­го об­ра­зова­ния, внед­ря­ющих сов­ре­мен­ные об­ра­зова­тель­ные прог­раммы и обу­ча­ющие тех­но­логии, ор­га­низа­цию ста­жиро­вок и обу­чение спе­ци­алис­тов в ве­дущих рос­сий­ских и за­рубеж­ных об­ра­зова­тель­ных цент­рах, с прив­ле­чени­ем к этой ра­боте объеди­нений ра­бото­дате­лей, ком­мерчес­ких ор­га­низа­ций, предъяв­ля­ющих спрос на вы­пуск­ни­ков уч­режде­ний про­фес­си­ональ­но­го об­ра­зова­ния;

  • фор­ми­рова­ние се­ти экс­пер­тно-ана­лити­чес­ких и сер­ти­фика­ци­он­ных цент­ров оцен­ки и сер­ти­фика­ции про­фес­си­ональ­ных ква­лифи­каций, в том чис­ле для ин­но­ваци­он­ных от­раслей эко­номи­ки; по­выше­ние по­каза­телей ака­деми­чес­кой мо­биль­нос­ти сту­ден­тов и пре­пода­вате­лей, поз­во­ля­ющей обес­пе­чить но­вые уров­ни вза­имо­дей­ствия раз­личных об­ра­зова­тель­ных и эко­номи­чес­ких сис­тем, прив­ле­чение ву­зами для пре­пода­вания спе­ци­алис­тов из ре­аль­но­го сек­то­ра эко­номи­ки;

  • ко­опе­риро­вание уч­режде­ний про­фес­си­ональ­но­го об­ра­зова­ния с внеш­ней сре­дой для фор­ми­рова­ния ус­той­чи­вых двус­то­рон­них свя­зей по тру­до­уст­рой­ству вы­пуск­ни­ков и под­держа­нию про­цес­сов неп­ре­рыв­но­го об­ра­зова­ния для сот­рудни­ков предп­ри­ятий;

  • внед­ре­ние и под­держ­ка ме­ханиз­мов го­сударс­твен­но-част­но­го парт­нерс­тва, обес­пе­чива­ющих эф­фектив­ное фи­нан­си­рова­ние сис­те­мы об­ра­зова­ния; внед­ре­ние и под­держ­ка ме­ханиз­мов и мо­делей хо­зяй­ствен­ной са­мос­то­ятель­нос­ти об­ра­зова­тель­ных уч­режде­ний.

Результаты, ожидаемые от программы, полностью соответствуют требованиям и нуждам сложившейся ситуации, касающейся функционирования образовательного процесса сегодня. Но, нужно добавить, то, что они в каком-то смысле слишком амбициозны, если рассматривать их с точки зрения возможностей реализации. Ведь, прежде, чем, внедрять инновации, мы уже выяснили, необходимо создать благоприятную почву для их «рождения» и реализации. Даже, несмотря на то, что все вышеперечисленные цели подкреплены материально (объем выделенных финансовых средств на реализацию ФЦП составляет 140778,3 млн. руб­лей) и обоснованы с точки зрения назначения в рамках вложения в соответствующий пункт реализации целевой программы, отсутствуют некоторые важные пункты, связанные с:

  • психологической и этической подготовкой кадров к изменениям;

  • возможностям технологической переориентации;

  • организационной составляющей внедрения инноваций;

  • особенностями функционирования объекта внедрения и тонкостями реализации инноваций в конкретную предметную область

  • и т.д.

Все это может в той, или иной степени повлиять не только на целевые положения Программы, но и на ожидаемый результат от ее реализации. В рамках этого вывода, параллельно с разработкой и утверждением ФЦП инновационного развития образовательной среды регионов России и страны в целом, необходимо:

  •  
    1. На проектной основе создавать соответствующее подразделение, ответственное за контроль реализации данной программы, в рамках неосвещенных вопросов, не входящих в положения ФЦП, перечисленных выше;

    2. Включить в статьи затрат на реализацию данной Программы расходы на содержание «Коррективно-контролирующего» подразделения;

    3. Повсеместно вносить необходимые изменения в ФЦП, если будут выявлены какие-либо расхождения, связанные с невозможностью в той, или иной мере, однозначно реализовать пункты, касающиеся ее целей и конечных результатов

Все это позволит нам производить непрерывный мониторинг, в первую очередь «Слабых мест» Программы и самое главное, корректировать и исправлять план инновационного развития образовательного процесса, применительно к определенному объекту исследования.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Мильнер Б. З. Инновационное развитие: экономика, интеллектуальные ресурсы, управление знаниями: Учебник. / Б. З. Мильнер. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 624 с.

  2. Баранчеев В. П. Управление инновациями : Учебник. / В. П. Баранчеев – М. : Юрайт , 2013. - 711 с.

  3. Трачук, А. Инновационная стратегия компании / А. Трачук // Проблемы теории и практики управления. – 2013. – № 9. – С. 75-83.

  4. Фасхиев, Хакимзян Амирович. Системный подход к управлению инновационной деятельностью предприятий / Х. Фасхиев // Проблемы теории и практики управления. - 2015. - № 4. - С. 44-53. - (Инновации и инвестиции).

  5. ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ «О Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 годы» от 07.02.2011г. № 61

  6. Официальный сайт компании МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ [Электронный ресурс]. – М.: сор. 2015. – Режим доступа: http://минобрнауки.рф/ - Заглавие с экрана

Просмотров работы: 645