ДИАГНОСТИКА ОСОБЕННОСТЕЙ КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ДИАГНОСТИКА ОСОБЕННОСТЕЙ КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Иванищева Л.Ю. 1
1ТГПУ им. Л.Н. Толстого
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Необходимость исследования конфликтности детей определена существенными проблемами общественной жизни. Рост конфликтности в школе отражает одну из самых острых социальных проблем нашего общества, где в последние годы резко увеличились случаи с применением физических и эмоциональных отрицательных воздействий. При этом волнует факт увеличения агрессии против личности, влекущей за собой тяжкие последствия, как для агрессора, так и для его жертвы.

Многие психологи изучали конфликты и их проявления. Например, исследования по проблемам конфликтов А.Я. Анцупова, Н.В. Гришиной, А.А. Ершова, Л.А. Петровской, А.И. Шипилова, А.Н. Сухова. В работах Л. И. Божович, Л.С. Славиной, Б.С. Волкова, конфликтное поведение рассматривается как результат внутренних и внешних противоречий между обществом, микросредой и самим человеком.

Как для любой социальной группы, для общеобразовательной школы характерны различные конфликты. Педагогическая деятельность направлена на формирование личности, ее цель – передача школьникам определенного социального опыта, более полное освоение ими этого опыта.

Именно в общеобразовательной, школе закладываются основы поведения человека в последующих предконфликтных и конфликтных ситуациях. Поэтому именно в школе необходимо создать благоприятные социально-психологические условия, обеспечивающие душевный комфорт педагогу, ученику и родителям.

Конфликты в младшем школьном возрасте в пределах школы, класса чаще всего основаны на эмоциях и личной неприязни. Конфликт обостряется и охватывает все больше людей.

Конфликты между учениками негативно влияют как на самих конфликтующих, так и на весь класс. В классе, где сложился неблагоприятный социально-психологический климат, дети плохо усваивают программный материал, простая обида может, в итоге, привести к проявлению жестокости по отношению к своим противникам и т.д.

Заниматься своевременной диагностикой и профилактикой конфликтов в школьных коллективах необходимо. Конфликты оказывают отрицательное влияние на психическое состояние и настроение конфликтующих. Стресс, возникающий в ходе конфликтов, может стать причиной десятков серьезных заболеваний. Поэтому профилактические меры должны положительно влиять на психологическое и физическое здоровье учеников и учителей.

Актуальным в настоящее время является изучение особенностей конфликтного поведения у младших школьников.

Исследование было проведено на базе на базе МБОУ «Центр образования №56» г. Тулы и выборке исследования: учащихся 4 класса, в количестве 20 человек 10-11 лет

Диагностическая программа включала следующие методики: методика оценки психологической атмосферы в коллективе (по А.Ф.Фидлеру), тест описания поведения К.Томаса (адаптация Н.В.Гришиной), диагностика функционального лидерства в малых группах, экспресс-диагностика устойчивости к конфликтам.

Диагностическая программа показала, что большая часть коллектива считает атмосферу в классе благоприятной, меньшая часть удовлетворена, но хотела бы улучшить атмосферу; у большинства детей определенный способ поведения в конфликте четко не выражен, это говорит о том, что они обладают плавной стратегией поведения в конфликтах (16 учащихся). Остальной часть класса обладает четко выраженной стратегией поведения в конфликтах (3 учащихся). Выбравшие лишь компромисс (2) призывают к солидарности одноклассников, стараются держаться особняком от всех, в удобном для них случае поддерживая сторону сильнейшего; «непредпочитаемых» в данном коллективе нет, «предпочетаемых» – 16 из 20; «аутсайдеры» – 2 ;«лидеры» в коллективе 2 из 20; так же выяснили, что у половины детей высокий уровень конфликтоустойчивости. Часть учащихся имеют средний уровень, и несколько человек обладают выраженной конфликтностью. В данном коллективе высокого уровня конфликтности не выявлено.

Младший школьный возраст - период жизни ребенка от 6-7 до 10 лет, когда он проходит обучение в начальных классах (I – IV классы) современной школе. Психическое развитие происходит внутри взаимоотношений ребенка и общества, в процессе усвоения общественного опыта человечества.

Для этого возраста характерно, что в качестве ведущей у ребенка формируется учебная деятельность, в которой происходит усвоение человеческого опыта, представленного в форме научных знаний, важно сформировать познавательную мотивацию.

Мышление от наглядно-образного переходит к словесно-логическому, а затем и к абстрактному. Развитие мышления детей в этот период – ключ к умственному развитию в целом. Это возраст интенсивного интеллектуального развития. Интеллект опосредует развитие всех остальных функций, происходит интеллектуализация всех психических процессов, их осознание и произвольность.

Формируется способность сосредотачивать внимание на малоинтересных вещах, эмоциональные переживания приобретают более обобщенный характер. Для детей этого возраста характерны следующие проблемы: конфликтность, показушность, хвастовство и самокопание.

Просмотров работы: 2613