Необходимым и важнейшим условием создания в крае конкурентоспособной и устойчиво развивающейся экономики является повышение уровня инновационности экономики края. Одно из приоритетных направлений в системе господдержки инновационной деятельности - создание и развитие объектов инновационной инфраструктуры (центр кластерного развития, региональный центр инжиниринга, центр инноваций социальной сферы, бизнес-инкубаторы, технопарк, центры коллективного пользования инновационных кластеров) [1].
На сегодняшний день, по разным оценкам, доля малых инновационных предприятий в Алтайском крае составляет от 1 до 2 %. Для увеличения количества малых инновационных предприятий необходимо формирование благоприятного климата для развития инновационного предпринимательства, грамотное привлечение инвесторов и устранение барьеров, препятствующих эффективному развитию малого инновационного бизнеса [2].
До настоящего времени в стране не созданы условия для эффективного развития субъектов малого и среднего предпринимательства в инновационной сфере. Отсутствие внутреннего рынка инновационных продуктов и наличие традиционно рентабельных сырьевых отраслей снижают инвестиционную привлекательность инновационной деятельности. Практика показывает, что многие российские предприятия отдают предпочтение адаптации уже изобретенных товаров и технологий, нежели собственным инновационным разработкам. В силу низкого спроса на научные разработки и сложности реализации перспективной инновационной идеи из России происходит утечка высококвалифицированных кадров за рубеж, это также не способствует увеличению количества малых инновационных предприятий и усиливает отставание от развитых стран в сфере инноваций. Эмигранты из России, которые проживают на территории США, по разным оценкам, обеспечивают 20-25 % американской индустрии высоких технологий в сфере медицины, IT, освоения космоса и др. [3].
К основным проблемам в сфере малого инновационного бизнеса в нашей стране следует отнести следующие ключевые моменты:
несовершенство законодательства, в том числе, налогообложения, регулирующего инновационную деятельность и деятельность малых инновационных предприятий;
недостаточная поддержка институтами развития инновационной деятельности (по сравнению с развитыми странами), в частности, определенная сложность в получении бюджетных инвестиций;
неумение грамотно донести и раскрыть потенциал проекта до инвесторов и, как следствие, отсутствие внебюджетного финансирования для развития инновационных проектов.
Выявленные проблемы негативно влияют и на развитие среднего и крупного инновационного бизнеса. Однако на малом инновационном бизнесе эти проблемы отражаются намного острее. В связи с этим в настоящее время повышается значимость государственной инновационной политики в области поддержки малого инновационного бизнеса.
Администрация Алтайского края уделяет поддержке молодежного предпринимательства самое серьезное внимание. Не случайно регион выступает площадкой проведения масштабных мероприятий для молодежи – управленческого форума «АТР», Слета сельской молодежи, Всероссийского студенческого форума. Поддержка предприятий, осуществляющих инновационную деятельность на территории края, в долгосрочной перспективе будет осуществляться в рамках действующих региональных государственных программ: «Экономическое развитие и инновационная экономика на 2015-2020 годы», «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Алтайском крае на 2014-2020 годы», «Развитие инновационного территориального кластера «АлтайБио на 2014-2016 годы». Мероприятия указанных программ ориентированы как на прямую финансовую, так и на организационную помощь субъектам инновационной деятельности. В числе финансовых инструментов поддержки – субсидирование затрат по приобретению высокотехнологичного оборудования, части лизинговых платежей и процентов по кредитам, организация и проведение региональных конкурсов научно-технической и инновационной тематики, финансовое обеспечение затрат, связанных с созданием центров молодежного инновационного творчества, предоставление грантов Губернатора Алтайского края для поддержки инновационной деятельности машиностроительных предприятий края и другие меры. В 2015 году на эти цели планируется направить порядка 200 млн. рублей за счет средств краевого и федерального бюджетов.
Основным фактором, сдерживающим развитие инновационной деятельности в Алтайском крае, является недостаток инвестиций как непосредственно в инновационную сферу, так и в предприятия традиционных отраслей, что определяет недостаточный уровень их инновационной активности.
В крае недостаточно развиты инновационная инфраструктура и механизмы распространения передовых технологий. В то же время те элементы инновационной инфраструктуры, которые в крае уже созданы, функционируют в условиях слабого взаимодействия друг с другом. Развитие инновационной деятельности также сдерживается отсутствием взаимосвязи научно-исследовательских организаций с конкретными промышленными предприятиями, опыта коммерциализации высоких технологий: большая часть инноваций, реализуемых в крае, носит характер продуктовых, маркетинговых или организационных, производимых своими силами без поддержки научных и конструкторских организаций.
Активное участие в развитии производственных предприятий (включающих в себя и инновационные), субъектов малого и среднего предпринимательства принимает Алтайский центр кластерного развития.
В сентябре 2010 года было создано КАУ "Алтайский центр кластерного развития". Учредителем выступило Главное управление экономики и инвестиций Алтайского края. В сентябре 2011 года в соответствии с Постановлением Администрации Алтайского края "Об изменении типа краевого автономного учреждения "Алтайский центр кластерного развития" № 495 от 09.09.2011 г. АЦКР был преобразован в краевое государственное бюджетное учреждение "Алтайский центр кластерного развития"
Алтайский центр кластерного развития – объект инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, осуществляющий решение важнейших проблем реализации региональной кластерной политики и содействие формированию экономических условий, способствующих технологическому и экономическому развитию участников кластеров на территории Алтайского края.
В настоящее время на территории Алтайского края существует четыре инновационных территориальных кластера:
- «Алтайский кластер аграрного машиностроения»;
- «Алтайский биофармацевтический кластер»;
- «Алтайский кластер энергомашиностроения и энергоэффективных технологий»;
- «Алтайский полимерный композитный кластер».
Приоритетное направление имеет программа развития Алтайского биофармацевтического кластера. Появляются новые направления и проекты, совместные кластерные инициативы. Важно достичь показателей, заложенных в программе, получить реальные результаты, ощутимые как для отдельных предприятий, так и для региона в целом. Для развития кластера аграрного машиностроения также сложилась благоприятная конъюнктура, потому что цены на импортную технику значительно возросли, а на российскую остались практически такими же. За счет этого алтайская техника стала конкурентоспособной, а благодаря своим техническим характеристикам, практически не уступающим зарубежным аналогам, даже начала выигрывать. К этому долго шли, и сейчас у предприятий появились дополнительные возможности для развития. Они хотят расти, осваивать новые рынки, новую продукцию, более технологичную, наукоемкую. Для этого нужны совместные усилия, потому что существует ряд проблем, которые не решить в одиночку.
Дополняет своими услугами по поддержке производственных предприятий уникальный проект Министерства экономического развития РФ по созданию на территории России центров инжиниринга.
Региональный центр инжиниринга Алтайского края создан в конце 2014 года в виде структурного подразделения КГБУ «АЦКР», основной задачей которого является поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в вопросах их развития, модернизации и внедрения новых технологий. Специфика работы центра заключается в том, что организациям оказываются различного вида услуги (разработка программ модернизаций, маркетинговые исследования, консультирование иностранных экспертов, проведение управленческого (финансового) аудитов, составление бизнес-планов, ТЭО, инвестиционных меморандумов), за счет средств федерального и краевого бюджетов. Заказчик, которым выступает субъект малого и среднего предпринимательства, в конечном итоге получает готовый продукт (услугу).
В 2015 году планируется оказать поддержку порядка 350 предприятиям, с приглашением иностранных экспертов, разработкой программ модернизации, что позволит предприятиям выйти на новый уровень развития, оптимизировать свою работу и оставаться конкурентоспособными на рынке в условиях кризиса, провести различные маркетинговые исследования, проанализировав рынки других регионов для наших предприятий, и возможность реализовывать свою продукцию за территорией региона. На всё это планируется привлечь около 50 млн. рублей. Можно выделить два ключевых направления работы РЦИ: поддержка в модернизации субъектов малого и среднего предпринимательства и развитие рынка инжиниринговых услуг. По оценкам экспертов рынок инжиниринговых услуг как в России, так и в крае слабо развит, хотя мировой опыт подсказывает значимость данного сегмента экономики в повышении эффективности производства и инновационного развития региона.
Решение проблемы повышения эффективности региональной экономики тесно связано с активизацией инновационных процессов в производственной и социальной сферах, расширением инновационной инфраструктуры, усилением кооперации и интеграции. Высокотехнологичные и наукоемкие отрасли формируют около 20% валового регионального продукта.
Уровень инновационной активности крупного и среднего бизнеса Алтайского края в настоящее время превысил 11%, годовой объем отгруженной ими инновационной продукции составил около 9 млрд. рублей. Общую картину инновационных процессов в крае определяют промышленные предприятия – на их долю приходится 96% объема инновационной продукции. По уровню инновационной активности малого бизнеса (13%) Алтайский край занимаем первое место в России. Удельный вес инновационных товаров в общем объеме отгруженной продукции малых предприятий составил 9% [4].
В тоже время предприятия сталкиваются с рядом проблем, помочь решить которые и призваны инструменты государственной поддержки.
Для создания и эффективного функционирования механизмов и инструментов развития в крае инновационной деятельности, инновационного предпринимательства и способствования переходу экономики края на инновационный путь развития, на наш взгляд, необходимо реализовать следующие стратегические действия:
Во-первых, создавать сеть региональных инновационных центров по Алтайскому краю. В дополнение к имеющимся центрам в городах Барнаула, Бийска и Рубцовска, открыть инновационные центры в городах Яровое и Белокуриха. Это позволит предприятию ОАО «Алтайхимпром» включиться в продуктовые цепочки биофармацевтического кластера, разрабатывать и производить высококачественные субстанции для фармацевтических препаратов, а так же позволит г.Белокуриха развиваться как центру исследований и разработок в сфере курортологии.
Во-вторых, формировать в экономике края конкурентоспособные кластеры, имеющие существенную инновационную составляющую, такие как биофармацевтический кластер.
В-третьих, создавать благоприятный инновационный климат в Алтайском крае.
В-четвертых, укреплять межрегиональные и международные связи в инновационной сфере. В частности, необходимо наладить постоянный обмен информацией и организацию взаимодействия с зарубежными инновационными центрами.
Алтайский край имеет огромный потенциал и все возможности, чтобы решить задачи модернизации и инновационного роста. Вместе с тем, до сих пор развитие Алтайского края опиралось в основном на ранее накопленный потенциал, а многие программы не давали требуемых результатов. Поэтому акцент в новых программах развития инновационного сектора необходимо делать на решение основных проблем, мешающих эффективному функционированию малых инновационных предприятий.
Список литературы
Алексеев А.Н. Развитие инновационной среды на федеральном и региональном уровне // Транспортное дело России. – 2013. – № 6-2.
Шумаев В.А., Морковкин Д.Е., Незамайкин В.Н., Юрзинова И.Л. Организационно-экономические аспекты управления инновационным развитием промышленности // Механизация строительства. – 2015. – № 3 (849).
Удальцова Н.Л., Беляева А.О., Попова Е.О. Барьеры, препятствующие развитию малого инновационного бизнеса в России. - Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, 2014.
Постановление Администрации Алтайского края от 24.01.2014 № 20 «Об утверждении государственной программы Алтайского края «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Алтайском крае » на 2014 – 2020 годы.
Закон Алтайского края « Об утверждении стратегия социально-экономического развития Алтайского края до 2025 года». – 2012. – № 86-ЗС.