Одно из проявлений отражательной психической деятельности человека - формы переживания человеком своего отношения к различным объектам - это чувства и эмоции. Чувства и эмоции возникают в процессе деятельности и влияют на ее протекание. Чем старше человек, тем более сложны и своеобразны формы их выражения. Человек научается управлять своими переживаниями и их проявлениями. Чувства и эмоции выполняют регулирующую, сигнальную функцию, функцию оценки хода и результатов деятельности, мобилизационную, интегративно-защитную функции.
В возрастной и педагогической психологии младший школьный возраст занимает особое место: в этом возрасте осваивается учебная деятельность, формируется произвольность психических функций, возникают рефлексия, самоконтроль, а действия начинают соотноситься с внутренним планом. Такие достижения связаны с изменениями в потребностно-мотивационной сфере, развитием психических процессов (особенно в интеллектуально-познавательной сфере), что ведёт и к изменениям в эмоциональной сфере.
В психолого-педагогических исследованиях обобщены научные данные изучения эмоционального поведения у младших школьников (Г. Мюнстерберг, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский и др.).
Изучением особенностей эмоционального поведения детей младшего школьного возраста занимались такие учёные, как К. Бюлер, Ф. Гудинаф, А.М. Прихожан, А.В. Запорожец.
Проблема эмоциональных нарушений рассматривается с различных позиций у Л.И. Божович, В.В. Лебединского, Ю.М. Миланич, В.С. Мухиной, О.С. Никольской, В.А. Прокофьевой.
Учёные доказали, что начало обучения в школе порождает существенные изменения в эмоциональной жизни детей. У младших школьников постепенно развивается умение владеть своими эмоциями, хотя они ещё не могут сдерживать проявления своих эмоций. В связи с этим вопрос изучения и диагностики эмоционального поведения детей младшего школьного возраста актуален и требует постоянного развития, что находит своё отражение в поиске новых диагностических методов и приёмов по коррекции эмоционального поведения у младших школьников.
Возросший в последнее время интерес к изучению эмоциональной сферы обусловлен тем, что выяснение закономерностей эмоционально-волевого развития может значительно углубить и понимание механизмов развития интеллекта и личности в целом.
Учитывая важность воспитания эмоциональных качеств у младшего школьника, а также роль эмоций в формировании сознательного управления поведение на последующих этапах развития, можно говорить об актуальности исследования данной проблемы для педагогов-психологов, работающих в школах.
В связи с актуальностью темы была сформулирована цель исследования: изучение особенностей эмоционального поведения у младших школьников.
База исследования: ЦО Школы №28 г. Тулы. Выборка исследования: учащиеся 4 класса в количестве 19 человек, в возрасте 9-10 лет.
Практическая значимость исследования состоит в изучении особенностей эмоционального поведения у младших школьников и составлении рекомендаций для родителей и педагогов.
Диагностическая программа включала следующие методики: шкала явной тревожности CMAS (адаптация А.М. Прихожан), методика «Домики» О.А. Ореховой, тест Сонди, Проективная методика для диагностики школьной тревожности (А.М.Прихожан).
Диагностическая программа показала, что эмоциональное поведение у младших школьников находится на стадии формирования и является неустойчивой. Необходимо правильно найти подход к ребенку и создать необходимые условия для формирования нормального эмоционального поведения.
В ходе исследования было установлено:
- связь между полом и высоким уровнем личностной тревожности отсутствует;
- тревожность относительно устойчивое личностное образование;
- младшие школьники отличаются эмоциональной неустойчивостью, частой сменой настроений;
- у учащихся с высоким и повышенным уровнем тревожности чаще всего преобладают такие эмоциональные состояния, как напряженность, настороженность, тревога, растерянность, страх; им свойственны постоянный пониженный фон настроения и сильные перепады настроения;
- у детей с нормальным уровнем школьной тревожности преобладают такие эмоциональные состояния, как спокойное, ровное, расслабленное состояние или деловое эмоциональное возбуждение.
Эмоциональное поведение у младших школьников находится на стадии формирования и является неустойчивой.
Развитие эмоциональное поведение у учащихся младшего школьного возраста невозможно без использования специально подобранных методов и приемов, способствующих развитию эмоционально волевой сферы, без учета психологических особенностей развития младших школьников и без создания условий для развития эмоциональной сферы у детей.
По результатам исследования были составлены рекомендации для родителей и педагогов по теме «Воспитание эмоционального поведения в младшем школьном возрасте»: родителям рекомендуется знать несколько правил в воспитании ребенка школьного возраста:
Малыш должен знать, что его любят не за достижения, а за то какой он есть;
Необходимо терпеливо и по возможности честно отвечать на вопросы ребенка;
Нельзя говорить школьнику, что он хуже других;
Каждый день, хотя бы понемногу, проводить время наедине с малышом;
Научить ребенка непринужденно и свободно общаться не только со взрослыми, но и сверстниками;
Почаще подчеркивать, что родителя гордятся малышом;
Ребенку нужно всегда говорить правду, чтобы он смог доверить. Хуже будет, если малыш узнает правду от других;
Оцениваются только поступки ребенка, а не он сам;
Нельзя добиваться успеха силой. Так создается атмосфера разрушения личности малыша;
Стоит признавать права школьника на ошибки;
Дети относятся к себе так, как к ним относятся взрослые.
В воспитании ребенка должны участвовать не только родители, но и учителя. Только слаженная работа поможет добиться успеха. Учителю следует найти к каждому ребенку свой подход. Ведь дети индивидуальные. Оставить свои амбиции, не искать в классе любимчиков и изгоев. Все дети хорошие, только в них нужно развивать способности пока они маленькие