РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ АПК НА ПРИМЕРЕ ООО «КОНСТАНТИНОВСКОЕ» ТАТАРСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ АПК НА ПРИМЕРЕ ООО «КОНСТАНТИНОВСКОЕ» ТАТАРСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

Новгородцева М.Е. 1
1ФГБОУ ВО Омский ГАУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Аграрный сектор экономики - один из крупнейших в национальном хозяйстве. Тенденция сосредоточения основной товарной массы сельскохозяйственной продукции в ограниченной группе развитых стран и проведение экономической политики мировых организаций на расширение рынков сбыта продовольствия вынуждает аграрный сектор экономики России участвовать в жесткой конкуренции.  

Конкуренция в рыночной системе хозяйствования требует использования в управлении целевого подхода. Изучение конъюнктуры рынка, оценка продукции по критериям конкурентоспособности позволяют субъектам использовать различные стратегии конкуренции и концентрироваться на отдельных сегментах рынка. Многообразие природных, экономических, социальных факторов в сельском хозяйстве усложняет хозяйственное управление. В связи с этим исследование конкуренции в аграрном секторе, определение критерия, показателей, факторов и систем обеспечения конкурентоспособности на основе интеграции и диверсификации производства, раскрытия внешних и внутренних условий функционирования предприятий, сельскохозяйственной продукции и организационно-производственных структур является весьма актуальным направлением. Важность и актуальность этих проблем определяют выбор темы статьи.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что разработанные рекомендации могут быть использованы как в дальнейших теоретических исследованиях данной проблемы, так и в работах прикладного характера, направленных на решение актуальных задач, стоящих перед системой организационно-экономического обеспечения конкурентоспособности хозяйствующих субъектов.

Практическая значимость работы состоит в том, что разработанные методические подходы и обоснованные теоретические положения по совершенствованию организационно-экономического обеспечения конкурентоспособности предприятий доведены до уровня практических рекомендаций, могут быть использованы субъектами хозяйствования и способствуют укреплению рыночных позиций предприятия, повышению конкурентоспособности продукции и предприятия

Целью статьи является разработка проекта обеспечения конкурентоспособности ООО «Константиновское» Татарского района Новосибирской области.

В соответствии с поставленной целью были определены следующие основные задачи:

1. Изучить теоретические основы конкуренции сельскохозяйственных предприятий;

2. Проанализировать современный уровень производства и факторы, влияющие на конкурентоспособность ООО «Константиновское» Татарского района Новосибирской области;

3. Разработать проект повышения конкурентоспособности ООО «Константиновское» Татарского района Новосибирской области;

Объектом исследования являются экономические и организационные проблемы ООО «Константиновское» Татарского района Новосибирской области, связанные с обеспечением конкурентоспособности.

Предметом исследования является разработка проекта повышения конкурентоспособности ООО «Константиновское» Татарского района Новосибирской области.

Осуществление предложенных мероприятий обеспечит получение значительного социально-экономического эффекта, выраженного, в частности, в росте прибыли на, увеличении числа рабочих мест и сокращении транспортных издержек.

В настоящее время основным экономическим рычагом выхода аграрного производства из кризиса является интенсификация производства, совершенствование системы взаимодействия хозяйствующего субъекта с рыночной средой, что является основой роста его конкурентоспособности.

Конкурентоспособность как экономическая категория может рассматриваться на нескольких уровнях: страны, региона, отрасли, предприятия, товара (продукции - отрасли предприятия), используемых ресурсов. М. Портер утверждает, что конкурентоспособность страны (отрасли) - это способность открытых для международной конкуренции компаний, отраслей и регионов страны обеспечить сравнительно высокий уровень доходов и заработной платы, т.е. качество жизни населения [8].

В современной экономической литературе можно встретить еще два термина: конкурентоспособность предприятия и конкурентоспособность продукции [2].

Конкурентоспособность предприятия - конкурентоспособность его продукции.

Рыночная экономика, не управляемая коллективной волей, не подчиненная единому замыслу, тем не менее, следует строгим правилам поведения на рынке. В соответствии с этими правилами свободная конкуренция выступает в качестве силы, обеспечивающей взаимодействие спроса и предложения, уравновешивающей рыночные цены. В результате соперничества продавцов и покупателей устанавливается общая цена на однородные товары и конкретный вид кривых спроса и предложения. Таким образом, конкуренция обеспечивает функционирование рыночного механизма ценообразования. Вместе с тем, конкуренция – механизм регулирования пропорций общественного производства, поскольку благодаря конкуренции происходит перераспределение капиталов между отраслями. Конкуренция – та самая "невидимая рука", которая координирует деятельность участников рынка, [14].

Уровень конкурентоспособности предприятия зависит от множества факторов, которые условно можно сгруппировать в два блока: конкурентной среды и базирования [15]. Сущность и характер влияния факторов конкурентной среды могут быть представлены в виде модели пяти сил конкуренции (рис.1.): угроза вторжения новых конкурентов; угроза появления продуктов-заменителей; экономический потенциал поставщиков; экономический потенциал покупателей; соперничество среди существующих конкурентов.

Рис. 1. Факторы конкурентной среды, влияющие на деятельность предприятия

Указанные силы, в конечном счете, формируют условия, в которых функционирует конкретный рынок и составляющие его единицы. Состояние каждой силы и их совместное воздействие определяют возможности предприятия в конкурентной борьбе и его конкурентный потенциал. С другой стороны, значение каждой из пяти сил определяется структурой отрасли, ее производственными, технологическими, экономическими и другими характеристиками. Кратко рассмотрим каждую из представленных сил [6].

Угроза вторжения новых конкурентов. Новые конкуренты привносят на рынок новые производственные мощности, чтобы войти в рынок, занять свою долю рынка и получить доступ к существенным ресурсам.

Угроза появления продуктов-заменителей. Подобно угрозе вторжения новых конкурентов продукты-заменители ограничивают потенциал отрасли.

Экономический потенциал поставщиков. Поставщики могут оказывать давление при заключении сделок, увеличивая цены или снижая качество предлагаемых товаров и услуг.

Экономический потенциал покупателей. Потребители, подобно поставщикам, "выжимают" прибыль из отрасли, снижая цены, требуя высшего качества продукции и большего обслуживания, настраивая производителей, друг против друга – в ущерб прибыли всей отрасли.

Соперничество среди существующих конкурентов. Соперничество среди существующих конкурентов сводится к стремлению всеми средствами добиться выгодного положения, используя тактику ценовой и неценовой конкуренции, продвижения товаров на рынок и интенсивную рекламу.

Помимо факторов конкурентной среды, уровень конкурентоспособности предприятия во многом зависит и от факторов его базирования [9]. Влияние данного блока факторов может быть представлено в виде следующей системы детерминантов:

- Условия спроса. Предприятия добиваются конкурентного преимущества в тех отраслях или сегментах рынка, где спрос дает им представление о потребностях покупателей раньше и точнее, чем конкурентам.

- Родственные, поддерживающие и смежные предприятия. Третьим детерминантом, определяющим конкурентоспособность предприятия, является наличие родственных, поддерживающих и смежных предприятий. Если говорить о роли поставщиков, то дело не только в том, что они поставляют качественные материалы. Их тесный контакт с потребителем позволяет обоим быстро развиваться.

- Стратегия и структура предприятия. Данная группа факторов отражает специфику управления предприятием и его соперничества с имеющимися конкурентами.

- Условия факторов производства. Условия факторов производства включают в себя обеспеченность факторами производства, иерархию между факторами производства, создание факторов производства, а также отдельные недостатки факторов производства.

Более того, отдельные недостатки в большинстве базовых факторов могут побуждать предприятие к инновациям и обновлению технологий, что превращает эти недостатки в источник конкурентных преимуществ. [13]

Именно технологии являются наиболее быстрым и прогрессивным методом развития предприятия, т.к. с помощью технологий в первую очередь можно достичь выпуска большего количества продукции, повышения качества производимой продукции, экономии производственных ресурсов, что играет очень важную роль на современном этапе развития человечества. В настоящее время первооткрыватели технологий получают очень большую прибыль, а это в свою очередь является, чуть ли не определяющим показателем высокой конкурентоспособности предприятия.

Таким образом, основной вывод, который можно сделать в целях нашего исследования, состоит в том, что рыночная конкуренция есть динамичное, комплексное и весьма сложное явление. В условиях конкуренции на предприятие оказывают воздействие сразу же несколько групп факторов, формируя и постоянно видоизменяя конкурентную среду его деятельности.

Что же касается сельскохозяйственной продукции, то, как нам представляется, так называемые технические параметры отражают в основном качественные характеристики продукции, а экономические параметры, применяемые при оценке конкурентоспособности, также характеризуются структурой полных затрат потребителя (ценой потребления) по приобретению и потреблению продукции, которая сводится в основном к цене предложения (реализации). [10]

В настоящее время, для того чтобы предприятие АПК было конкурентоспособным, требуются совершенно новые подходы к организации производства и управления, чем те, на которые руководители ориентировались в прошлом. И прежде всего новые подходы нужны в инвестиционной политике, при проведении на предприятии технической реконструкции, в процессе внедрения новой техники и технологии.

В рамках исследований конкурентоспособности на международном уровне чаще всего экономисты сосредоточивают свое внимание на анализе макроэкономических условий деятельности предприятий на уровне национальной экономики. При этом делается вывод, что указанные макроэкономические условия, в конечном счете, и обуславливают степень конкурентоспособности предприятий, базирующихся в соответствующих странах, в ходе международной торговли. [18]

Таким образом, конкурентоспособность предприятия является емким понятием и включает в себя множество аспектов деятельности помимо производимой продукции: менеджмент, маркетинг, финансовая политика, операционная эффективность и прочее. В силу этого, особое внимание следует уделять развитию данных направлений в хозяйствующих субъектах АПК.

ООО «Константиновское» расположено в лесостепной зоне Новосибирской области. Удаление от города Новосибирска – 457 км, в 36 километрах к юго-западу от города Татарска, в 22 километрах к востоку от границы с Омской областью.

Основным видом деятельности является: "Выращивание зерновых, технических и прочих сельскохозяйственных культур, не включенных в другие группировки" – "Выращивание зерновых и зернобобовых культур". Отрасль по ОКОНХ: "Производство зерновых".

Предприятие специализируется на производстве зерновых и производстве молока и мяса.

Общая площадь земельных ресурсов составляет 12242 га, из них 12242 га сельскохозяйственных угодий. В ООО «Константиновское» вся площадь земельного фонда пригодна для сельскохозяйственного производства. Сельскохозяйственные земли составляют 100% от общей земельной площади. В структуре сельскохозяйственных угодий 68,2% занимают пашни. Это говорит о том, что на предприятии развито сельскохозяйственное производство, а именно отрасль растениеводства.

ООО «Константиновское» занимается производством товарного зерна в растениеводстве и молочно-мясным животноводством. К основным видам растениеводческой продукции относятся: пшеница, ячмень, горох. Также предприятие производит молоко и мясо КРС на реализацию.

Для расчета коэффициента специализации сведём необходимые данные в таблицу.

Таблица 1 – Состав и структура товарной продукции в ООО «Константиновское» Татарского района Новосибирской области

Вид продукции и отрасль

Выручка от реализации продукции, тыс. руб.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

Среднее значение за 3 года

тыс. руб.

% к итогу

Пшеница

10434

50080

37175

32563

45,23

Ячмень

13892

21702

10457

15350,3

21,32

Горох

2041

2345

388

1591,33

2,21

Овес

598

-

-

-

-

Рапс

1441

-

-

-

-

Итого по растениеводству

27808

74127

48020

49985

69,43

Мясо КРС

3606

1119

1028

1917,67

2,66

Молоко цельное

13150

19849

25026

19341,7

26,87

Продукция животноводства собственного производства, реализованная в переработанном виде

601

342

342

428,333

0,59

Итого по животноводству

17357

22270

26396

22007,7

30,57

Всего по хозяйству

45165

96397

74416

71992,7

100,00

Исходя из данных таблицы 1, определим коэффициент специализации. Он рассчитывается по формуле (1): [1]

, (1)

где – удельный вес конкретной отрасли, % к стоимости товарной продукции; i – порядковый номер отрасли в ранжированном ряду.

Если коэффициент специализации меньше 0,2, то уровень специализации низкий. Коэффициент в промежутке от 0,2 до 0,4 – уровень специализации средний. От 0,4 до 0,6 – высокий. Выше 0,6 - очень высокий (углубленная специализация).

Кспец = 100 / (45,23*(2*1-1) + 30,57*(2*2-1) + 21,32*(2*3-1) + 2,66*(2*4-1) + 2,21*(2*5-1) + 0,59*(2*6-1) = 100 / 45,23*1 + 30,57*3 + 21,32*5 + 2,66*7 + 2,21*9 + 0,59*11 = 100 / 45,23 + 91,71 + 106,6 + 18,62 + 19,89 + 6,49 = 100 / 288,54 = 0,34

Коэффициент специализации ООО «Константиновское» равен 0,34. Это свидетельствует о том, что на предприятии средний уровень специализации, направление – растениеводческо-животноводческое, тип – зерно-молочный. 69,43% от общей выручки составляет реализация продукции растениеводства, 30,57% от общей выручки - реализация продукции животноводства.

Для того чтобы разработать проект обеспечения конкурентоспособности, необходимо проанализировать современное состояние организации.

Данные, представленные в таблице 1, позволяют оценить состав и структуру товарной продукции в ООО «Константиновское».

В 2012 г. общий объем выручки от реализации продукции составил 45165 тыс. руб. Из него на отрасль растениеводства приходится 27808 тыс. руб., на отрасль животноводства приходится 17357 тыс. руб. Наибольшую выручку от реализации предприятие получило от продажи пшеницы – 10434 тыс. руб., молока цельного – 13150 тыс. руб., ячменя – 13892 тыс. руб.

В 2013 г. общий объем выручки от продажи продукции был равен 96397 тыс. руб. На отрасль растениеводства от общего объема выручки приходилось 74127 тыс. руб.; на отрасль животноводства пришлось 22270 тыс. руб. Наибольшее количество выручки принесла продажа такой продукции, как пшеница – 50080 тыс. руб., молоко цельное – 19849 тыс. руб., ячмень – 21702 тыс. руб.

В 2014 году наблюдается уменьшение общего объема выручки от реализации продукции, который составил 74416 тыс. руб. Из этого объема на отрасль растениеводства приходится 48020 тыс. руб.%; на отрасль животноводства приходится 26396 тыс. руб. Наибольший вклад в формирование общего объема выручки внесла продажа такой продукции, как пшеница – 37175 тыс. руб., молоко цельное – 25026 тыс. руб., ячмень – 10457 тыс. руб.

Таким образом, можно сделать вывод, что наибольший вклад в формирование прибыли организации приносит такой вид продукции как пшеница.

Таблица 2 – Уровень рентабельности производства продукции, отраслей и сельскохозяйственного производства в целом в ООО «Константиновское» Татарского района Новосибирской области

Отрасль, вид продукции

2012 год

2014 год

Выручка, тыс.руб.

Полная себестоимость, тыс.руб.

Прибыль(+),

убыток (-), тыс.руб.

Рентабельность , %

Окупаемость, руб.

Выручка, тыс.руб.

Полная себестоимость, тыс.руб.

Прибыль(+),

убыток (-), тыс.руб.

Рентабельность , %

Окупаемость, руб.

Зерновые и зернобобовые - всего

26367

19531

6836

35,00

-

74127

56148

17979

32,02

-

из них: пшеница

10434

9177

1257

13,70

-

50080

41452

8628

20,81

-

Ячмень

13892

6461

7431

115,01

-

21702

13263

8439

63,63

-

Горох

2041

3893

-1852

-

52,43

2345

1433

912

63,64

-

Рапс

1441

5439

-3998

-

26,49

-

-

-

-

-

Итого по растениеводству

27808

24970

2838

11,37

-

74127

56148

17979

32,02

-

Мясо КРС

3606

5131

-1525

 

70,28

2079

3243

-1164

-

64,11

Молоко цельное

13150

10984

2166

19,72

-

19849

12763

7086

55,52

-

Продукция животноводства собственного производства, реализованная в переработанном виде

601

672

-71

-

89,43

342

526

-184

-

65,02

Итого по животноводству

17357

16787

570

3,40

-

22270

16532

5738

34,71

-

Всего по хозяйству

45165

41757

3408

8,16

-

96397

72680

23717

32,63

-

Данные из таблицы 2 позволяют оценить уровень рентабельности производства продукции, отраслей и сельскохозяйственного производства в целом.

В 2012 г. уровень рентабельности всего сельскохозяйственного производства составил 8,6%. При этом рентабельность отрасли растениеводства составила 11,37%, отрасль животноводства – 3,40%.

Наибольший уровень рентабельности имеет производство следующих видов продукции: ячмень – 115,01%, молоко цельное – 19,72%. Из продукции растениеводства убыточны горох и рапс, рентабельность составила -47,57% и -73,51% соответственно. Также убыточным является производство мяса КРС и продукции животноводства собственного производства, реализованной в переработанном виде. Уровень рентабельности равен -29,72% и -10,57% соответственно.

В 2014 г. уровень рентабельности всего сельскохозяйственного производства составил 32,63%, что превышает показатели 2012 г. При этом рентабельность отрасли растениеводства составила 32,02%, отрасль животноводства – 34,71%.

Наибольший уровень рентабельности имеет производство следующих видов продукции: ячмень – 63,63%, горох – 63,64%, молоко цельное – 55,52%. Убыточным является производство мяса КРС, а также продукции животноводства собственного производства, реализованной в переработанном виде. Уровень рентабельности производства этих видов продукции составил -35,89% и -34,98% соответственно.

Данные, представленные в таблице 3, позволяют оценить финансовые результаты деятельности ООО «Константиновское»

Таблица 3 – Финансовые результаты деятельности ООО «Константиновское» Татарского района Новосибирской области

Показатель

2012 г.

2013 г.

2014 г.

2014 г. к

2012 г., %

Выручка от реализации, тыс. руб.

47840

106383

100152

209,35

Себестоимость продаж, тыс. руб.

33948

52642

75457

222,27

Прибыль до налогообложения, тыс. руб.

13945

25382

21550

154,54

Чистая прибыль, тыс. руб.

13945

23008

21550

154,54

Рентабельность, %

41,08

43,71

28,56

69,53

В 2012 г. общий уровень рентабельности деятельности предприятия составил 41,08%. Выручка от реализации товаров и услуг составила 47840 тыс. руб. Себестоимость при этом оказалась равна 33964 тыс. руб. В результате, предприятие получило чистую прибыль в размере 13945 тыс. руб.

В 2013 г. наблюдается небольшое увеличение уровня рентабельности деятельности предприятия. На тот период он составил 43,71%. Выручка от реализации товаров и услуг составила 106383 тыс. руб. Себестоимость при этом оказалась равна 75457 тыс. руб. В результате, предприятие получило чистую прибыль в размере 23008 тыс. руб.

В 2014 г. уровень рентабельности резко сократился. Его величина составила 28,56%. Выручка от реализации товаров и услуг составила 100152 тыс. руб. Себестоимость при этом оказалась равна 75457 тыс. руб. В результате, предприятие получило чистую прибыль в размере 21550 тыс. руб.

Рассмотрим ассортимент выпускаемой продукции ООО «Константиновское».

ООО «Константиновское» реализует широкий ассортимент продукции: товарное зерно, корма, мясо и мясопродукты, молочные продукты, полуфабрикаты.

ООО «Константиновское» стремится использовать все доступные каналы распределения. Первый и основной канал - это работа через дистрибьюторов - крупных оптовиков, которые забирают с предприятия до 50% продукции и реализуют ее через свои каналы распределения. Трехуровневый канал: Предприятие - Дистрибьютор - Региональный оптовик - Розничный торговец.

Второй канал - это собственные продажи предприятия со склада в регионы, региональным оптовикам. Двухуровневый канал: Предприятие - Региональный оптовик - Розничный торговец.

Третий канал распределения - это одноуровневый канал. Предприятие через свой городской отдел продает товар розничным торговцам.

Основные покупатели ООО «Константиновское»:

  • ООО «Татарский мясокомбинат» – мясо КРС;

  • Татарский маслокомбинат – молоко;

  • Калачинский элеватор – зерно;

  • СПК «КОЛОС» – КОЛХОЗ Татарский район – зерно;

  • СПК «Дружба» Горьковский район Омской области – зерно;

  • ООО «Зернотэк» Алтайский край – зерно;

Основными поставщиками ООО «Константиновское» являются следующие организации:

  • ООО «Новая продовольственная компания» – семена

  • ООО «Агропромкомплекс» – семена;

  • ОАО «База снабжения «Сибирская» – запчасти;

  • ООО «Агрос» - запчасти;

  • Газпромнефть-Новосибирск – дизельное топливо;

  • Ростсельмаш – техника (комбайны, трактора);

  • ООО «АгроПарк» – хранение;

  • ООО «Сибирский терминал» - отгрузка;

  • ООО «Химмаш» – химическая обработка.

Далее рассмотрим конкурентов ООО «Константиновское».

В качестве конкурентов исследуемого предприятия нами выбраны следующие хозяйствующие субъекты Татарского района Новосибирской области.

Таблица 4 – Доля рынка предприятий конкурентов ООО «Константиновское»

Название предприятия

Доля рынка, %

СХПК-К им. Ленина

7,33

Колхоз Заря

5,45

ООО «Константиновское»

4,77

ЗАО «Неудачино»

2,76

СПК «Зубовский»

0,33

СХПК-К им. Ленина является лидером на рынке. ООО «Константиновское» занимает третью позицию по доле рынка. Основными конкурентами являются СХПК-им. Ленина и Колхоз Заря [16].

Следующим этапом оценки современного состояния предприятия является анализ внешних и внутренних факторов. Для анализа воспользуемся методом SWOT [4].

SWOT – анализ позволяет выявить и структурировать сильные и слабые стороны фирмы, а также потенциальные возможности и угрозы. Достигается это за счет сравнения внутренних сил и слабостей компании с возможностями, которые дает им рынок. Исходя из качества соответствия, делается вывод о том, в каком направлении организация должна развивать свой бизнес, и в конечном итоге определяется распределение ресурсов по сегментам. Основные положительные и отрицательные стороны деятельности предприятия представлены в приложении А.

Сильные стороны:

ООО «Константиновское» хорошо известно в Татарском районе и является одним из наиболее крупных предприятий в районе, которое занимается производством зерна, имея для этого все необходимые условия.

Повышение заработной платы работников, их квалификации увеличивает заинтересованность персонала в результатах труда.

Предприятие в своей хозяйственной деятельности использует новую сельскохозяйственную технику и оборудование. С помощью собственного транспорта предприятие имеет возможность производить транспортировку зерна для покупателя.

Большая часть семенного и посадочного материала, используемого в растениеводстве, хозяйство производит само.

Предприятие получает государственные субсидии на поддержку программ и мероприятий по развитию растениеводства в размере 4272 тыс.руб. в 2014 г. на посев элитных семян, обработку средствами химической защиты.

Продукция предприятия экологически чистая. Это обусловлено тем, что она производится при экологически благоприятных условиях.

Производство зерна является для предприятия прибыльным (в 2014 г. было получено 18230 тыс. руб. прибыли от его реализации).

Слабые стороны:

В ООО «Константиновское» не проводится исследование рынков сбыта и поиск возможных покупателей.

В предприятии не развита переработка зерна, ее развитие позволило бы увеличить рентабельность предприятия.

Производство мяса скота убыточно и за последний год предприятие понесло убытки от производства данного вида продукции в размере 1,53 млн. руб.

Возможности:

Развитие новых технологий в хранении или переработке сельскохозяйственной продукции (зерна), что даст возможность снизить издержки обращения и освоения новых рынков сбыта производимой продукции. Также наблюдается развитие и внедрение ресурсосберегающих технологий.

Выведение и использование в производстве более продуктивных сортов сельскохозяйственных культур.

ООО «Константиновское» практикует использования краткосрочных займов и кредитов. Снижение банковских процентов позволило бы предприятию сэкономить деньги на развитие производства.

Более эффективная поддержка государством сельских товаропроизводителей на местном и региональном уровнях, повысит мотивацию сельскохозяйственных производителей в расширении своей деятельности и внедрении инновационных технологий в производство и даст уверенность в завтрашнем дне и возможность привлечения молодых кадров в структуру управления.

Угрозы:

Увеличение налоговых ставок и рост уровня инфляции отрицательно повлияют на финансовые результаты предприятия.

Неблагоприятные погодные условия могут привести к снижению урожайности и ухудшению качества посевов.

Ограниченное количество рынков сбыта сельскохозяйственной продукции отрицательно сказывается на поиске новых каналов ее реализации.

Изменение законодательства и усиление регулятивных мер в области аграрного хозяйства ограничивают хозяйственную и сбытовую деятельность сельскохозяйственных производителей.

Таким образом, в результате SWOT-анализа, можно сделать вывод, что предприятие достаточно успешно действует на рынке. Так как, на предприятии довольно успешно развивается производство зерна, а именно пшеницы, при выборе направлений развития предприятия можно выделить: освоение производства новой продукции, внедрении инноваций, освоение рынка новой продукции.

Исходя из результатов анализа внешних и внутренних факторов, для ООО «Константиновское» целесообразно освоить производство новой продукции и получить выход на новый рынок.

В ходе исследования было определено, что в ООО «Константиновское» производство зерна является рентабельным и приносит большую долю прибыли, объёмы производства довольно велики. Однако, для повышения эффективности производства, по мнению автора, руководству предприятия следует рассмотреть варианты выхода на рынок переработки зерна. В частности автор предлагает проект по переработке зерна в муку.

Целесообразность данного проекта можно обосновать, тем, что по последним статистическим данным, самое большие показатели падения пищевого производства в Новосибирской области в 2014 году наблюдались по муке и крупам, они составили больше 30%. Основной причиной аналитики называют банкротство «Новосибирского мелькомбината №1». [17]

Основными конкурентами на рынке муки выступят: ОАО «Авангард», КФХ «Немов», ООО «Злак». [18].

В рамках разработки проекта и ситуации на рынке автором предлагается переработка зерна пшеницы с использованием сырья собственного производства, а также принятого от сельскохозяйственных производителей Татарского района и Новосибирской области.

Рекомендуется приобретение агрегатно-вальцевой мельницы Р6-АВМ-7, предназначенной для переработки зерна в муку высшего и первого сортов.

Мельница Р6-АВМ-7 представляет собой комплекс малогабаритного зерноочистительного, размольного, просеивающего и транспортного оборудования, а также необходимого вспомогательного и электрооборудования, смонтированного на сборной металлической станине в два этажа, в результате чего отпадает необходимость в строительстве специального здания. Габаритные размеры мельницы (без загрузочного бункера, лестницы, трапов и технологической рамы), мм.: длина – 7000, ширина – 3400, высота - 5000. Характеристики мельницы представлены в таблице 5. [5]

Таблица 5 – Техническая характеристика мельницы Р6 – АВМ - 7

Показатель

Значение

Производительность по зерну (при выходе муки 72 %) т / сут

7

В том числе: муки высшего сорта, %

48 - 50

муки первого сорта, %

22 - 24

Длина вальцовой линии, см

102

Просеивающая поверхность, м. кв.

14,1

Привод индивидуальный групповой

x

Количество электродвигателей, шт.

10

Установленная мощность электродвигателей, кВт

1,1 - 7,5

Суммарная мощность электродвигателей, кВт, не более

27

Масса мельницы, кг, не более

6400

Для управления мельницей требуется два человека, прошедших специальную подготовку, машинист и его помощник, в обязанности которых входит пуск и остановка агрегата, контроль над технологическим процессом обработки зерна, выявление и устранение неисправностей, возникших в процессе работы, проведение ежемесячного технического обслуживания.

Кроме того, в обслуживающий персонал входят два разнорабочих, выполняющих вспомогательные операции: погрузка – разгрузка и приемка зерна, расфасовка продукции (муки) в мешки, отпуск.

Данный мельничный комплекс можно приобрести в Омске или в Новосибирске: ООО База снабжения «Агромаш», ОмПО ФГУП Иртыш и т.д. Балансовая стоимость Р6-АВМ-7 составляет 1174 тыс.руб., годовая норма амортизации на полное восстановление – 15%, срок полезного использования – 15 лет.

Для оценки эффективности использования оборудования на исследуемом предприятии необходимо определить коэффициент загрузки оборудования, излишек и недостаток машино-часов.

Таблица 6 – Производственная мощность мельницы Р6-АВМ-7

Квартал

Количество календарных дней в квартале

Нерабочие дни

Итого рабочих дней

Выходные

Праздничные

1-й квартал

92

26

-

66

2-й квартал

92

24

3

65

3-й квартал

89

26

2

61

4-й квартал

92

24

3

65

Итого

365

100

8

257

В отчетном году количество выходных и праздничных дней составляет 100 и 8 соответственно, следовательно, рабочих – 257. При установленной продолжительности времени смены режим работы оборудования в одну смену составляет 7 часов.

Расчетные данные, представленные в приложении Б, показали, что расчетной фонд машинного времени составляет 1673 часа и за это время возможно, переработать 2392 тонны зерна в муку.

За 2014 г. предприятие получило 12671,4 т. зерна, значит, при внедрении в производство мельничного комплекса Р6-АВМ-7 данные объемы позволят ООО «Константиновское» в год осуществляться переработку 2392 тонн собственного сырья.

Амортизационные отчисления составят 49 тыс.руб.;

Затраты на электроэнергию (при полной загрузке мощностей мельничного комплекса) 132,943 тыс.руб.;

Расход воды на технические нужды 11 тыс.руб.

Далее необходимо провести экономическое обоснование предложенного проекта.

По договору, организация – продавец мельничного комплекса осуществляет монтаж мельницы Р6-АВМ-7, а также консультацию персонала по его эксплуатации. Данные услуги обойдутся предприятию в 21200 руб.

Для того чтобы вычислить себестоимость помола зерна пшеницы на мельнице в год, необходимо определить также оплату труда с отчислениями.

На мельнице должны работать четыре человека: машинист, помощник машиниста и два разнорабочих. Для этого ООО «Константиновское» должно осуществить дополнительный наем четырех работников на постоянной основе. Расчет фонда оплаты труда машиниста и рабочих представлен в приложении В.

В таблице 7 представим расчет совокупных затрат на заработную плату сотрудникам мельницы.

Таблица 7 – Затраты на заработную плату работникам мельницы

Работник

Заработная плата в месяц, руб.

Годовой фонд заработной платы, тыс.руб.

1. Машинист

5750

69

2. Помощник машиниста

5175

62,1

3. Разнорабочий №1

5175

62,1

4. Разнорабочий №2

5175

62,1

Итого

21275

255,3

Таким образом, совокупные затраты на заработную плату сотрудникам мельницы составят 255,3 тыс. руб.

В ООО «Константиновское» в 2014 г. затраты на производство 1 тонны зерна равны 4362 руб., следовательно себестоимость производства 2392 тонн сырья, используемого мельничным комплексом за год составит:

4362*2392 = 10433,9 тыс.руб.

Согласно техническим характеристикам мельницы Р6-АВМ-7: при двухсортном помоле зерна базисных кондиций общим выходом муки составляет 72%, из них 48% - муки высшего сорта и 24% - первого сорта.

Следовательно, от 2392 т. переработанного зерна пшеницы предприятие получит 1722 т. муки, из которых 1148 т. – высшего сорта и 574 т. – 1 сорта.

Мельница Р6-АВМ-7 имеет выбойные бункера, представляющие собой накопители вместимостью около 1т., куда направляется полученная от переработки зерна пшеницы мука. В нижней части каждого бункера расположены шнек и выбойный патрубок под стандартный мешок (50кг). Кроме того, выбойное отделение укомплектовано весовыми дозаторами. Поэтому предприятие будет на месте осуществлять фасовку полученной продукции в мешки весом 25 кг. и 50 кг. по 50% от произведенной за год муки (т.е. по 1722/2 = 861 т.). [7]

Полипропиленовые мешки для расфасовки муки ООО «Константиновское» может приобретать на крупных снабженческих базах области или же предприятиях, занимающихся их производством.

В таблице 8 представим расчет затрат предприятия на полипропиленовые мешки для муки.

Таблица 8 – Затраты на мешки для муки объемом 1722 т. в год

Наименование

Стоимость за шт, руб.

Расчет необходимого количества мешков

Количество, шт.

Затраты,

тыс. руб.

Мешок 25 кг (с ручкой и логотипом)

6,55

861000 кг. / 25 кг.

34440

225,6

Мешок 50 кг (с вкладышем и швом)

10,20

861000 кг./50 кг.

17220

175,6

Итого

x

x

51660

401,2

В таблице 9 представим общую сумму затрат на помол зерна.

Таблица 9 – Себестоимость помола зерна на мельничном комплексе

Статья затрат

Сумма, тыс.руб. в год

Стоимость сырья и материалов

6876,2

Расход электроэнергии

132,9

Плата за использованную воду

11,0

Амортизационные отчисления

176,0

Отчисления на текущий ремонт

49,0

Оплата труда с начислениями

255,3

Итого

7500,4

В результате внедрения проекта мельничного комплекса в ООО «Константиновское» производственные затраты увеличатся в плановом году на 7500,4 тыс. руб.

Исследуемое предприятие установит цены реализации ниже цен конкурентов в среднем на 5%. В связи с небольшими объемами производства муки, ООО «Константиновское» будет ее реализовать в пределах Татарского района на пекарни, хлебозаводы, в кулинарии и магазины.

На реализуемую продукцию предприятие установит следующие цены:

- на муку высшего сорта –16,8 (17,75-5%) тыс. руб.;

- на муку первого сорта –10,8 (11,4-5%) тыс. руб.

Далее рассчитаем годовой экономический эффект. Формулы для расчета представлены в приложении Г. В планируемом году цена на реализацию зерна составит – 6,2 тыс.руб. за тонну. При этом цена за тонну муки высшего сорта равна 16,8 руб./т. и 10,8 руб./т. – первого сорта.

Выручка ООО «Константиновское» от реализации 2392 т. зерна составит:

2392 * 6,2 = 14830,4 тыс. руб.

В 2014 г. полная себестоимость реализованного зерна предприятия составила 4,362 тыс.руб., тогда себестоимость реализованных 2392 т. равна:

СБ = 2392 * 4,362 = 10433,9 тыс. руб.

П0 = 14830,4 - 10433,9 = 4396,5тыс. руб.

Выручка от продажи муки составит:

- высшего сорта – 1148*16,8 = 19286,4 тыс.руб.;

- первого сорта – 574*10,8 = 6199,2 тыс.руб.

Итого ООО «Константиновское» от реализации произведенной муки получит выручку в размере 19286,4+6199,2 = 25485,6 тыс.руб.

Величина прибыли от реализации муки составит:

Пм = 25485,6 - 7500,4 - 1174 - 21,2 = 16790 тыс.руб.

Гэ = 16790 –4396,5 = 12393,5 тыс.руб.

Также рассчитаем срок окупаемости предложенного мероприятия:

О = (7500,4 +1174+21,2) / 16790 = 0,5 года.

В результате проведенных расчетов эффективности производства от внедрения в деятельность ООО «Константиновское» переработки зерна пшеницы в муку за счет приобретения мельничного комплекса и ее реализации выигрыш предприятия (годовой экономический эффект) составит 12393,5 тыс. руб. в плановом году, при этом срок окупаемости проекта равен 0,5 года. То есть хозяйству выгодно заниматься данным видом деятельности.

Целевая аудитория сбыта муки – хлебокомбинаты, цеха по производству мучных изделий – макарон, полуфабрикатов (вареников, пельменей, замороженного теста, пиццы), кондитерские и булочные, столовые муниципального сектора, а также частные домохозяйства.

Реализация муки может производиться по таким каналам сбыта:

  • посредникам (дистрибьюторам) – оптовыми партиями;

  • в розничные сети, которые самостоятельно расфасовывают муку в целлофановые пакеты;

  • сектор муниципальных учреждений;

  • сектор HoReCa (рестораны, кафе, блинные, пиццерии, кондитерские).

Осуществление предложенного проекта обеспечит получение значительного социально-экономического эффекта, выраженного, в частности, в росте прибыли на 16,7 млн. руб., росте конкурентоспособности, а так же в увеличении числа рабочих мест.

На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

1. Конкурентоспособность предприятия АПК – это совокупность качественных и количественных параметров, характеризующих составляющие предприятие факторы производства (труд, земля, капитал и предпринимательские способности), взаимодействие которых может приносить определённое количество экономических благ их собственнику. Конкурентоспособность предприятия может быть повышена при улучшении качества производимой продукции, увеличении объемов ее производства, сокращении издержек, а также диверсификации своей деятельности.

2. ООО «Константиновское» обладает всеми необходимыми средствами производства. Имеет прибыль и рентабельность.

3. Анализ конкурентной среды предприятия показал, что на территории Татарского района СХПК-К им. Ленина является лидером на рынке. ООО «Константиновское» занимает третью позицию по доле рынка. Основными конкурентами являются СХПК-им. Ленина и Колхоз Заря. В целом предприятие достаточно успешно действует на рынке. Однако имеется рад недостатков производственной и рыночной деятельности. Предприятию следует уделить внимание поиску новых каналов сбыта продукции, или заняться ее переработкой.

В работе были рассмотрены основные повышения конкурентоспособности ООО «Нива»:

1. Предлагается разработать проект с направлением на развитие нового продукта. Целесообразность данного проекта можно обосновать, тем, что по последним статистическим данным, самое большие показатели падения пищевого производства в Новосибирской области в 2014 году наблюдались по муке и крупам, они составили больше 30%. Основной причиной аналитики называют банкротство «Новосибирского мелькомбината №1».

2. В рамках разработанного проекта и ситуации на рынке автором предлагается переработка зерна пшеницы с использованием сырья собственного производства.

Рекомендуется приобретение агрегатно-вальцевой мельницы Р6-АВМ-7, предназначенной для переработки зерна в муку высшего и первого сортов.

В результате обоснования проекта внедрения в деятельность ООО «Константиновское» переработки зерна пшеницы в муку за счет приобретения мельничного комплекса и ее реализации было выяснено, что выигрыш предприятия (годовой экономический эффект) составит 12393,5 тыс.руб. в плановом году, при этом срок окупаемости проекта равен 0,5 года. То есть хозяйству выгодно заниматься данным видом деятельности.

Осуществление разработанного проекта обеспечит получение значительного социально-экономического эффекта, выраженного, в частности, в росте прибыли на 16,7 млн. руб., в повышении конкурентоспособности предприятия, а так же в увеличении числа рабочих мест.

Список используемых источников

  1. Азоев Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика // – М.: Центр экономики и маркетинга, 2011. – 234 с.

  2. Амбарцумов А.А. 1000 терминов рыночной экономики: Справочное учебное пособие // – М.: Крон–Пресс, 2011. – 312 с.

  3. Барнгольц С.Б., Мельник, М.Б. Методология экономического анализа деятельности хозяйствующего субъекта // – М: Финансовая статистика, 2012. – 240 с.

  4. Беспятых В.И. Управление качеством и конкурентоспособностью продукции в АПК // – Киров: ВГСХА. – 2013. – 200 с.

  5. Бурцева Т.А. Управление конкурентоспособностью продукции в условиях рынка: Диссертация канд. экон. наук // – Киров, 2013. –178 с.

  6. Буторин С.Н., Пахтусов З.Е. Экономическая природа предприятия и его конкурентоспособность в современных условиях хозяйствования // Экономика АПК Предуралья. – 2011. – №6. – 48 с.

  7. Коваленко Н.Я. Экономика сельского хозяйства с основами аграрных рынков // – М.: ЭКМОС, 2013. – 372 с.

  8. Портер М. Международная конкуренция // Пер. с англ.; Под. ред. В.Д. Щетинина. – М.: Международные отношения, 2012.

  9. Роман М. И. Научные основы управления конкурентоспособностью: учеб. –метод. Пособие // – Владимир, 2014. – 296 с.

  10. Рыбалкин П., Нечаев В. Сельское хозяйство Российской Федерации в 2010 – 2013 гг. (экономический обзор) // АПК: экономика и управление. №11. 2014 г.

  11. Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности АПК // -М.:Новое знание, 2011. – 696 с.

  12. Середина Н.С. Конкурентоспособность АПК региона: сущность, методика оценки, механизмы повышения // Проблемы теории и практики управления. – 2012. – №10. – С. 45–49.

  13. Торгунаков Е.А., Сорвина Т. А. Разработка стратегии управления конкурентоспособностью // – 2014. – №2. – С. 11-16

  14. Чепурной И.П. Конкурентоспособность продовольственных товаров // – М.: Маркетинг. – 2013. – 120 с.

  15. Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика: Учебное пособие. 2-е изд. // – М.: Гном-Пресс, 2011. – 150 с.

  16. http://www.aris.ru – сайт Аграрной российской информационной системы.

  17. http://www.cri.mcx.ru – сайт Центра рыночной информации АПК Министерства сельского хозяйства РФ.

  18. http://www.mcx.ru – сайт Министерства сельского хозяйства РФ.

Приложение А – SWOT – Анализ ООО «Константиновское»

Сильные стороны:

1. ООО «Константиновское» хорошо известно в Татарском районе

2. Увеличение заинтересованности персонала в результатах труда за счет повышения заработной платы и его квалификации

3. Наличие собственного автопарка

4. Использование в хозяйственной деятельности новой техники

5. Семена и посадочный материал, используемые в растениеводстве, собственного производства

6. Предприятие получает государственные субсидии

7. Использование кормов собственного производства

9. Продукция предприятия экологически чистая

10. Производство зерна является прибыльным для хозяйства

Слабые стороны:

1. Отдаленность предприятия от областного центра

2. Не проводится исследование рынков сбыта и поиск возможных покупателей

3. В предприятии не развита переработка зерна

4.Не используются все возможные каналы сбыта

5.Низкая экономическая эффективность производства продукции животноводства

Возможности:

1. Развитие и использование новых технологий в хранении или переработке сельскохозяйственной продукции

2. Развитие и эффективное применение ресурсосберегающих технологий

3. Выведение и использование более продуктивных сортов растений

4. Использование произведённой продукции растениеводства в качестве сырья для производства биоэтанола

5. Снижение банковских процентов при кредитовании

6. Более эффективная поддержка государством сельских товаропроизводителей

7. Повышение закупочных цен на произведенную продукцию

Угрозы:

1. Увеличение налоговых ставок

2. Неблагоприятные погодные условия

3. Увеличение числа конкурентов

4. Рост уровня инфляции

5. Ограниченное количество рынков сбыта сельскохозяйственной продукции

6. Изменение законодательства и усиление регулятивных мер

7. Большой процент кредитных ресурсов

Приложение Б – Расчёт использования производственной мощности мельницы
  1. 1. 1. РКоэффициент сменности: Ксм = ( MC1 + MC2 + МС3)/ Nуст,

где: MC1, MC2, МС3 — сумма фактически отработанных машино-смен за сутки;

Nуст — общее количество установленного оборудования.

Ксм = 1/1 = 1;

2. Режимный (номинальный) фонд машинного времени:

Фреж = Др*Тсм*См*Ксм

где: Др- количество рабочих дней за отчетный период, дн.;

Тсм- продолжительность смены, час;

См- количество смен;

Ксм- коэффициент сменности.

Фреж = 257*7*1*1 = 1799 часов;

3. Технически неизбежные потери времени:

Тп.н. = (Фреж * 7%)/100.

Тп.н. = (1799*7%)100 = 126 часов;

4. Расчетный (прогнозный) фонд машинного времени:

Фпр = 1799 – 126 = 1673 часов;

5. Коэффициент загрузки оборудования:

Кз = 1673 / 1799 = 0,92;

6. Максимально возможный объем переработки зерна потребителям:

Vмах = 1673*1,43 = 2392 тонн

7. Амортизационные отчисления. Т.к. годовая норма амортизации мельничного комплекса составляет 15%, а балансовая стоимость – 1174 тыс.руб., то:

А = (1174 * 15)/100 = 176 тыс.руб.;

8. Отчисления на текущий ремонт и технический уход:

R = (1174*10*1000)/(100*2392) = 49 тыс.руб.;

9. Затраты на электроэнергию. По техническим характеристикам суммарная мощность девяти двигателей мельницы составляет 26,4 кВт, стоимость 1 кВт/час = 4,3 руб., коэффициент использования оборудования = 0,7:

Зэл = 1*26,4*1673*4,3*0,7 = 49467 руб. = 132,943 тыс.руб.;

10. Расход воды на технические нужды. Из технических характеристик – расход воды на охлаждение вальцов мельницы составляет 0,35 м.куб./час:

Рв = 0,35*1673*25*0,7 = 11 тыс.руб.

Приложение В – Расчёт фонда оплаты труда

Фонд оплаты труда машиниста составит:

- 5000 руб. – оклад;

- 5000*15/100 = 750 руб. – районный коэффициент 15%;

- 5000+750 = 5750 руб. – заработная плата;

- 5750*12 = 69000 руб. – годовой фонд заработной платы;

Фонд оплаты труда трех рабочих (помощника машиниста и двух разнорабочих):

- 4500 руб. – оклад одного рабочего;

- 4500*15/100 = 675 руб. – районный коэффициент 15%;

- 4500+675 = 5175 руб. – заработная плата;

- 5175*12 = 62100 руб. – годовой фонд заработной платы;

Приложение Г – Формулы расчета годового экономического эффекта

Годовой экономический эффект (Гэ) от предложенного проекта:

Гэ= Пм – П0;

П0 = В0 – С0;

Пм = Вм – См

где: Пм – прибыль о предложенного мероприятия, тыс.руб.;

П0 – прибыль предприятия до внедрения мероприятия, тыс.руб.;

В0, Вм – выручка до проведенного мероприятия и после него соответственно, тыс.руб.;

С0, См – себестоимость реализованной продукции до проведения мероприятия и после него соответственно, тыс.руб.

24

Просмотров работы: 1954