Существует множество взаимодействий ребенка в коммуникационной среде, в результате которых происходит его социально-личностное развитие, в том числе и развитее экологии речи. В первую очередь, это взаимодействие «Ребенок-родитель». Общение ребенка со взрослым родным человеком мамой, папой оказывает огромное влияние на развитее его речи. Когда родители разговаривают со своими детьми, они передают им нечто гораздо большее, чем просто слова, предложения и правила синтаксиса. Они демонстрируют им, как нужно выражать свои мысли и обмениваться идеями с другими людьми.
А теперь давайте представим, что у ребенка молодые родители, которые не стремятся следить за своей речью, и в общении с ребенком использую сленг (присущий их социально группе), и, может быть, даже позволяют себе употреблять нецензурную лексику. В таком случае не будет никакой экологии речи у малыша, ведь он будет полностью копировать поведение своих родителей и понимать мир в соответствии с тем, как дают ему это его самые близкие взрослые. Именно поэтому очень важно стараться говорить с ребенком правильно, чтобы его мировоззрение формировалось в нужном направлении, а речь была чистой и понятной.
Второе взаимодействие — это «ребенок-ребенок». Его наиболее ярко можно наблюдать в детском саду, где малыши обмениваются своими знаниями и опытом. Даже если родители очень тщательно подходят к вопросу о развитии культуры речи своего ребенка, это не значит, что он не «нахватается» плохих слов у сверстников, которые, в свою очередь, несут весь этот «словесный мусор» из своей семьи. И здесь главенствующую роль играет взаимодействие «ребенок-педагог» [1]. Именно он способен не допустить пагубного влияния детей друг на друга. Речевое и коммуникативное развитее осуществляется во всех видах деятельности, когда малыши общаются друг с другом. При проведении непосредственно образовательной деятельности, во время проведения экскурсий, наблюдений. И в это время воспитатель является образцом коммуникативного общения: умеет разрешать детские конфликты, способствует объединению детей по интересам, обращает внимание на застенчивых и малообщительных. Поэтому педагог должен быть профессионалом в своем деле, ведь именно его речь, так же, как и речь родителей, является примером для маленького ребенка.
Еще хотелось бы обратить внимание на эмоциональность речи. Вы когда-нибудь задумывались о том, почему ребенок не может запомнить, какое-нибудь одно безобидное слово, а стоит ему услышать нецензурное выражение, так он потом бегает и повторяет его, как попугай. А ответ на этот вопрос прост. Чаще всего эти выражения произносят с невероятной эмоциональной окраской, и они моментально фиксируются в памяти ребенка. Их этого можно сделать вывод: если вы хотите, чтобы ребенок быстрее запоминал информацию, украсьте свою речь эмоциями, только не переусердствуйте и не позволяйте себе лишнего.
К сожалению, наблюдая за современными детьми и их родителями, невольно убеждаешься в том, что проблема экологии речи в наше время стоит очень остро. Если обратить внимание на статистику, то мы увидим, что уровень культуры наших малышей напрямую зависит от социально-экономического статуса их опекунов. Именно поэтому нам нужны национальные герои, на которых бы хотели ровняться дети, невзирая на то, каково материальное положение их родителей и как они их воспитывают[2]. А самое главное в воспитании экологии речи да и в воспитание в целом, это знать одну простую вещь, что ребенок может не запомнить, что вы ему сказали, но он всегда будет помнить, как вы жили.
Библиографический список
1. Учебник для студ. высш. учеб. заведений / В. С. Мухина. — 10-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 608 с.
2. Цейтлин С.Н. Язык и ребёнок: Лингвистика детской речи: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений. – М.: ВЛАДОС, 2000