ИННОВАЦИИ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ИННОВАЦИИ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Ковалевская А.А. 1, Соколова О.Н. 2
1Алтайский Государственный Университет
2Алтайский государственный университет, Международный институт экономики, менеджмента и информационных систем
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время в России активно развивается социальное предпринимательство. Это направление не только помогает вовлекать в бизнес слабо защищённые социальные слои населения за счёт расширения границ платёжеспособного спроса, но и создаёт новые объекты экономической инфраструктуры. Развитие данного сегмента бизнеса происходит медленными темпами из-за отсутствия нормативного регулирования, недостаточного количества информации о деятельности в социальной сфере, а так же малый масштаб внедрения инноваций, что предполагает необходимость в выстраивании целенаправленной государственной политики, которая способствовала бы активизации инновационных процессов в социальной сфере.

По данным Росстата, в современной России по итогам 2014 года осуществляют свою деятельность около 6 млн. субъектов малого и среднего предпринимательства, из которых 2136 тыс. - субъекты социального предпринимательства, что составляет 35,6 %. По данным Алтайкрайстата, по состоянию на 1 января 2015 года в регионе осуществляют деятельность более 88 тыс. субъектов малого и среднего предпринимательства, из них 30,8 тыс. - представители социального бизнеса.

Социальное предпринимательство берет свое начало в России 19 века, тогда отец Иоанн Сергиев в Кронштадте создал дома трудолюбия, которые являлись примером российской комплексной трудовой помощи. «Дом трудолюбия» представлял собой центр, одновременно занимающийся благотворительностью, трудоустройством и учебно-воспитательной работой.

Впервые понятие «социальный предприниматель» стало употребляться в 60-х годах 20-го века в Великобритании. В это время там функционировали кооперативы, которые являлись средством финансирования социальных потребностей населения. Но более устойчивое и широкое употребление термин «социальное предпринимательство» получил в 70-80-х годах 20-го века. Так же большую известность социальное предпринимательство получило благодаря таким личностям, как Грегори Диз, Билл Драйтон, Мухамед Юнус и другим [1].

Очевидно, что социальное предпринимательство существовало всегда, но носило иной характер. В условиях современности, когда развитие технологий не стоит на месте, с каждым годом все сильнее возрастает зависимость экономических, социальных, политических и иных процессов от инновационного подхода в решении возникающих проблем. Совершенствуясь вместе с обществом, социальный бизнес приобретает новые формы и интерпретации.

Рассматривая термин «предпринимательство» в целом, следует вспомнить утверждение Йозефа Шумпетера о том, что предприниматель – это инноватор, который применяет привычные способы и методы производства, используя новейшие технологии, тем самым двигая экономику страны вперед и выводя на новый уровень.

В современной трактовке социальное предпринимательство – это предпринимательская деятельность, направленная на улучшение жизни, удовлетворение потребностей населения, решения проблем, возникающих в социуме [2].

Критерии социального предпринимательства:

  1. социальная миссия – направленность на смягчение социальных проблем, устойчивость положительного социального результата;

  1. предпринимательский подход – способность социального предпринимателя предвидеть изменения рыночной ситуации, находить возможности и ресурсы, разрабатывать и применять новые решения, оказывающие позитивное влияние на общество в долгосрочной перспективе;

  2. инновационность – применение принципиально новых методов и ресурсов в решении социальных проблем;

  1. тиражируемость – распространение положительного опыта с целью увеличения социального воздействия;

  2. самоокупаемость и финансовая устойчивость – способность социального предприятия решать социальные проблемы за счет доходов, получаемых от собственной деятельности [3].

Применение новых, уникальных подходов, способствующих увеличению социального воздействия, позволяет рассматривать социальное предпринимательство как субъект инновационной деятельности. Этот аспект регламентируется Федеральным законом от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике». В Алтайском крае инновационная деятельность социального предпринимателя регулируется Законом Алтайского края от 4 сентября 2013 года № 46-ЗС «О государственной поддержке инновационной деятельности в Алтайском крае».

В качестве примера реализации инновационного подхода в деятельности социальных предпринимателей, можно рассмотреть результаты отбора победителей ежегодного краевого конкурса инновационных проектов, в котором Администрацией Алтайского края были поддержаны следующие заявки социального бизнес-сообщества: «Лазерные технологии в комбинированном методе лечения зубов у больных, страдающих гемофилией», «Линия Жизни», «Сенсорная комната развития для детей с ограниченными возможностями на базе детского центра развития «Киндерландия», «Шаг из круга» и другие. Данные проекты демонстрируют разносторонность и многообразие проблем, возникающих в обществе, требующих индивидуального подхода с применением новейших разработок.

Как уже было отмечено ранее, внедрение инноваций в социальный бизнес имеет положительную динамику роста, но не достаточную, чтобы вывести социальное предпринимательство на лидирующие позиции. Это обусловлено слабой нормативно-правовой базой, низкой тиражируемостью положительного опыта инновационной деятельности, недостаточным участием молодых людей в инновационной деятельности.

Для достижения более прогрессивного развития социальной отрасли Алтайского края и внедрения инноваций в предпринимательскую деятельность нам представляется целесообразным:

- разработать и принять правовые акты, регламентирующие деятельность социальных предпринимателей как субъектов инновационной инфраструктуры региона, определяющих их права и обязанности;

- активнее использовать социальную рекламу как для пропаганды идей и значения социального предпринимательства, особенно среди молодежи, так и для информирования потребителей о новых для них возможностях в получении социальных услуг;

- ежегодно проводить региональные конкурсы поддержки социального бизнеса с целью выявления наиболее эффективных и перспективных инновационных проектов, распространения положительного предпринимательского опыта, а также содействия развитию социального предпринимательства в Алтайском крае.

Список литературы

  1. Обзор опыта и концепции социального предпринимательства с учетом возможностей его применения в современной России [Электронный ресурс]. http://www.hse.ru/data/502/962/1236/report.pdf

  2. Портал «Новый бизнес: Социальное предпринимательство» [Электронный ресурс]. http://www.nb-fund.ru/

  3. Журнал «Новые технологии» [Электронный ресурс]. http://novtex.ru/jorn.htm

Просмотров работы: 1452