Аннотация: в статье рассматриваются различные жанры детского музыкального фольклора, его воспитательно-обучающие возможности, разнообразные формы работы по приобщению подрастающего поколения к миру прекрасного.
Ключевые слова: детский фольклор, детские песни, потешки, приговорки, дразнилки.
Abstract: the article discusses the various genres of children's folk music, its educational and training opportunities, various forms of work to involve the younger generation to this beautiful world.
Key words: children's folklore, children's songs, nursery rhymes, pregovori, teasers.
История русского народа свидетельствует об исключительно развитой музыкальной среде его, в которой воспитывались многие поколения людей, складывалась национальная музыкальная культура.
Заметным вкладом в развитие «детской фольклористики» явился сборник П. А. Бессонова «Детские песни» (1968) - первый сборник детской поэзии, в котором представлены жанры детского фольклора от колыбельных и пестушек до развернутых песен и игр для подростков. Из других изданий следует отметить известный сборник П. В. Шейна «Русские народные песни», где имеется особый раздел детских песен (122 названия), а также работы А.Е.Грузинского, Я. Ф. Головацкого, И. Голышева, Е. Добрынкиной, В. Ф. Кудрявцева, Ф. Д. Нефедова, Д. Н. Садовникова, В. Секретова, П. П. Чубинского и др.
Многие газеты сочли возможным отводить целые полосы для публикаций детского фольклора. Однако, если собирательская работа велась весьма интенсивно, но теоретическое его осмысление началось значительно позже. Здесь можно отметить работы В.Ф. Кудрявцева, К. Рябинского, П.С. Ефименко, А.Ф. Можаровского и особенно А.Е. Покровского. А.Е. Покровский рассматривал детскую игру как школу физического, умственного и нравственного воспитания.
Впервые вопрос о народном искусстве в системе музыкально-эстетического воспитания подрастающего поколения поднят на принципиальную высоту деятелем народного просвещения конца XIX в., педагогом - методистом С. И. Миропольским, который доказывал в своей книге «О музыкальном образовании народа в России и Западной Европе»: «...В нашей народной песне... сказались глубокие художественные элементы богато одаренного поэтическим чутьем славянского племени. В этом смысле народная песня в педагогии есть носительница живых индивидуальных основ национального воспитания. При этом народная наша песня служит незаменимым средством для образования здорового вкуса, понимания изящного и способности им наслаждаться…» [2;50-51].
Исследование показало, что у современных детей сохраняется потребность в фольклоре как одном из развивающих личность факторов и как особой, художественной форме самовыражения. Здесь лежат истоки того, что называется «этническим самосознанием», «национальным характером». Именно игровая форма способствует успешному освоению фольклора детьми. Народные традиционные игры - есть та азбука, с которой начинается обучение детей специфическому языку фольклора; «они - первая ступень великой лестницы наук и образованности!» [4].
В детском фольклоре кроются ключи к пониманию возрастной психологии, в нем отражается возрастное психическое особенность детского видения мира, которое отличается чувственным восприятием. Специфическая детская психика объясняется выбором конкретных музыкально-поэтических образов, обладающих своей функциональностью и имеющая свое содержание и художественный строй.
Детские песни разнообразны по характеру исполнения, содержанию, музыке, композиции. Это песенка-миниатюра в четыре стиха, диалогические и кумулятивные песни, припевки и перегудки. Некоторые из них создавались детьми, другие заимствовались из художественной литературы и исполнялись на знакомый мотив. Большое распространение получили заклички, приговорки, дразнилки. Колыбельные (от колыбать, колыхать, качать) в народе называли также байками (от байкать, баюкать). Потешки, песенки-приговоркипомогали взрослым организовать свои забавы с детьми. Главное их назначение - приготовление ребенка к познанию окружающего мира в процессе забавной игры, которая станет для него незаменимой школой физической и умственной тренировки, нравственного и эстетического воспитания. В потешках содержится гораздо больше информации об окружающем мире, чем в колыбельных. Благодаря этому пополняются знания ребенка, в образной форме преподается урок нравственности (вспомним известные поучительные потешки «Сорока-белобока», «Ладушки», «Идет коза рогатая»).
Теоретические занятия должны быть до предела насыщены практическим материалом, дающим ребенку возможность прежде всего увидеть и услышать произведения народного искусства и национальной культуры. В свою очередь практические занятия инструментальной музыкой, прикладными искусствами предполагают включение бесед о народных музыкальных инструментах, локальных хореографических и певческих традициях, одежде, жилище, утвари, промыслах. Органично входит и календарный обрядовый фольклор, изучение и исполнение произведений которого необходимо приурочить к соответствующим временам года. Введение каждого игрового и обрядового произведения в репертуар должно сопровождаться запоминающимся ярким рассказом о генезисе и назначении жанра, к которому оно принадлежит, а там, где это возможно, о динамике развития отдельного произведения (например, от обряда «Похороны Костромы» до детской игры «Кострома»; от игровой святочной «А я редочку спотяну» до детской игры «В редьку»).
Живой и поныне «детский» жанр фольклора - считалки - незаменим в ходе любого практического занятия; использовать его нужно так же, как в естественном бытовании: для регулирования взаимоотношений детей в процессе разучивания и исполнения игры, обряда. При этом нужно опираться на активный репертуар ребенка как носителя фольклора. Кроме того, большой интерес у детей вызывает даже краткий экскурс в «историю» той или иной старой, в их среде не функционирующей считалки, они ее с удовольствием разучивают.
Знакомство с народными инструментами (их звучанием, внешним видом, историей) состоится на практических занятиях фольклориста-музыканта, часть которых будет в данном случае не индивидуальными, а групповыми.
Трудно переоценить значение музыки и поэзии пестования для развития и воспитания ребенка, вызванные к жизни «едва ли не исключительно педагогическими надобностями» [1;9], а может быть именно поэтому, произведения материнской заботы, как правило, являются высоко художественными творениями. На протяжении многих веков они не только учат, совершенствуют разум дитяти, нравственно воспитывают его, но и доставляют ни с чем не сравнимую радость, эстетическое наслаждение ребенку. В этом убеждают наблюдения за поведением детей в обстановке пестования [3;16].
Многое в детском фольклоре заимствовано из фольклора взрослых. Однако это не механический процесс, ибо все заимствованное гибко приспосабливается к детской среде, перестраивается по законам детской психологии и эстетики. В результате образуется особая область народного творчества, объединяющая мир взрослых и детей, включающая целую систему музыкально-поэтических жанров.
Как известно, фольклор - это традиционное поэтическое, музыкальное и танцевальное искусство народа. И сейчас еще многочисленные фольклорно-этнографические экспедиции, предпринимаемые различными научными, творческими организациями и учебными заведениями страны, постоянно открывают сохранившееся искусство там, где оно считалось исчезнувшим, выявляют очаги живых фольклорных традиций.
Литература
1.Виноградов Г.С. Народная педагогика // Сибирская живая старина, - Иркутск.-1926;-Вып. 5.-С. 9.
2.Миропольский С. И. О музыкальном образовании народа в России и Западной Европе. - СПб., 1882,-С. 50-51.
3.Мельников М. П. Указ, соч.-С. 16.
4.Цнт. по: Мельников М. Н. Русский детский фольклор.- М., Просвещение.-1987.