ДЕТСКИЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР И ЕГО ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБУЧАЮЩИЕ ВОЗМОЖНОСТИ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ДЕТСКИЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР И ЕГО ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБУЧАЮЩИЕ ВОЗМОЖНОСТИ

Беседина И.В. 1, Селюкова Т.А. 1
1Белгородский государственный институт искусств и культуры
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Аннотация: в статье рассматриваются различные жанры детского музыкального фольклора, его воспитательно-обучающие возможности, разнообразные формы работы по приобщению подрастающего поколения к миру прекрасного.

Ключевые слова: детский фольклор, детские песни, потешки, приговорки, дразнилки. 

Abstract: the article discusses the various genres of children's folk music, its educational and training opportunities, various forms of work to involve the younger generation to this beautiful world.

Key words: children's folklore, children's songs, nursery rhymes, pregovori, teasers.

История русского народа свидетельствует об исключительно развитой музыкальной среде его, в которой воспитывались многие поколения людей, складывалась национальная музыкальная культура.

Заметным вкладом в развитие «детской фольклористики» явился сборник П. А. Бессонова «Детские песни» (1968) - первый сборник детской поэзии, в котором представлены жанры детского фольклора от колыбельных и пестушек до развернутых песен и игр для подростков. Из других изданий следует отметить известный сборник П. В. Шейна «Русские народные песни», где имеется особый раздел детских песен (122 названия), а также работы А.Е.Гру­зинского, Я. Ф. Головацкого, И. Голышева, Е. Добрынкиной, В. Ф. Кудрявцева, Ф. Д. Нефедова, Д. Н. Садовникова, В. Секретова, П. П. Чубинского и др.

Многие газеты сочли возможным отводить целые полосы для публикаций детского фольклора. Однако, если собирательская работа велась весьма интенсивно, но теоретическое его осмысление началось значительно позже. Здесь мож­но отметить работы В.Ф. Кудрявцева, К. Рябинского, П.С. Ефименко, А.Ф. Можаровского и особенно А.Е. Покровского. А.Е. По­кровский рассматривал детскую игру как школу физического, умственного и нравственного воспитания.

Впервые вопрос о народном искусстве в системе музыкально-эстетического воспитания подрастающего поколения поднят на принципиальную высоту деятелем народного просвещения конца XIX в., педагогом - методистом С. И. Миропольским, который доказывал в своей книге «О музыкальном образовании народа в России и Западной Европе»: «...В нашей народной песне... сказались глубокие художественные элементы богато одаренного поэтическим чутьем славянского племени. В этом смысле народная песня в педагогии есть носительница живых ин­дивидуальных основ национального воспита­ния. При этом народная наша песня служит незаменимым средством для образования здорового вкуса, понимания изящного и способности им наслаждаться…» [2;50-51].

Исследование показало, что у современных детей сохраняется потребность в фольклоре как одном из развивающих личность факторов и как особой, художественной форме самовыражения. Здесь лежат истоки того, что называется «этническим самосознанием», «национальным характером». Именно игровая форма способствует успешному освоению фольклора детьми. Народные традиционные игры - есть та азбука, с которой начинается обучение детей специфическому языку фольклора; «они - первая ступень великой лестницы наук и образованности!» [4].

В детском фольклоре кроются ключи к пониманию возрастной психологии, в нем отражается возрастное психическое особенность детского видения мира, которое отличается чувственным восприятием. Специфическая детская психика объясняется выбором конкретных музыкально-поэтических образов, обладающих своей функциональностью и имеющая свое содержание и художественный строй.

Детские песни разнообразны по характеру исполнения, содержанию, музыке, композиции. Это песенка-миниатюра в четыре стиха, диалогические и кумулятивные песни, припевки и перегудки. Некоторые из них создавались детьми, другие заимствовались из художественной литературы и исполнялись на знакомый мотив. Большое распространение получили заклички, приговорки, дразнилки. Колыбельные (от колыбать, колыхать, качать) в народе называли также байками (от байкать, баюкать). Потешки, песенки-приговоркипомогали взрослым организовать свои забавы с детьми. Главное их назначение - приго­товление ребенка к познанию окружающего мира в процессе забавной игры, которая станет для него незаменимой школой физической и умственной тренировки, нравственного и эстетического воспитания. В потешках содержится гораздо боль­ше информации об окружающем мире, чем в колыбельных. Благодаря этому пополняются знания ребенка, в образной фор­ме преподается урок нравственности (вспомним известные по­учительные потешки «Сорока-белобока», «Ладушки», «Идет коза рогатая»).

Теоретические занятия должны быть до предела насыщены практическим материалом, дающим ребенку возможность прежде всего увидеть и услышать произведения народного искусства и национальной культуры. В свою очередь практические занятия инструментальной музыкой, прикладными искусствами предполагают включение бесед о народных музыкальных инструментах, локальных хореографических и певческих традициях, одежде, жилище, утвари, промыслах. Органично входит и календарный обрядовый фольклор, изучение и исполнение произведений которого необходимо приурочить к соответствующим временам года. Введение каждого игрового и обрядового произведения в репертуар должно сопровождаться запоминающимся ярким рассказом о генезисе и назначении жанра, к которому оно принадлежит, а там, где это возможно, о динамике развития отдельного произведения (например, от обряда «Похороны Костромы» до детской игры «Кострома»; от игровой святочной «А я редочку спотяну» до детской игры «В редьку»).

Живой и поныне «детский» жанр фольклора - считалки - незаменим в ходе любого практического занятия; использовать его нужно так же, как в естественном бытовании: для регулирования взаимоотношений детей в процессе разучивания и исполнения игры, обряда. При этом нужно опираться на активный репертуар ребенка как носителя фольклора. Кроме того, большой интерес у детей вызывает даже краткий экскурс в «историю» той или иной старой, в их среде не функционирующей считалки, они ее с удовольствием разучивают.

Знакомство с народными инструментами (их звучанием, внешним видом, историей) состоится на практических занятиях фольклориста-музыканта, часть которых будет в данном случае не индивидуальными, а групповыми.

Трудно переоценить значение музыки и поэзии пестования для развития и воспитания ребенка, вызванные к жизни «едва ли не исключительно педагогическими надобностями» [1;9], а может быть именно поэтому, произведения материнской заботы, как правило, являются высоко художественными творениями. На протяжении многих веков они не только учат, совершенствуют разум дитяти, нравственно воспитывают его, но и доставляют ни с чем не сравнимую радость, эстетическое наслаждение ребенку. В этом убеждают наблюдения за поведением детей в обстановке пестования [3;16].

Многое в детском фольклоре заимствовано из фольклора взрослых. Однако это не механический процесс, ибо все заимствованное гибко приспосабливается к детской среде, перестраивается по законам детской психологии и эстетики. В результате образуется особая область народного творчества, объединяющая мир взрослых и детей, включающая целую систему музыкально-поэтических жанров.

Как известно, фольклор - это традиционное поэтическое, музыкальное и танцевальное искусство народа. И сейчас еще многочис­ленные фольклорно-этнографические экспедиции, предпринимаемые различными научными, творческими организациями и учебными заведениями страны, постоянно открывают сохранившееся искусство там, где оно считалось исчезнувшим, выявляют очаги живых фольклорных традиций.

Литература

1.Виноградов Г.С. Народная педагогика // Сибирская живая старина, - Иркутск.-1926;-Вып. 5.-С. 9.

2.Миропольский С. И. О музыкальном образовании народа в России и Западной Европе. - СПб., 1882,-С. 50-51.

3.Мельников М. П. Указ, соч.-С. 16.

4.Цнт. по: Мельников М. Н. Русский детский фольклор.- М., Просве­щение.-1987.

Просмотров работы: 1122