ПЕСЕННЫЕ ТРАДИЦИИ ЯКОВЛЕВСКОГО РАЙОНА В СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ПЕСЕННЫЕ ТРАДИЦИИ ЯКОВЛЕВСКОГО РАЙОНА В СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ

Стёпочкина М.В. 1, Селюкова Т.А. 1
1Белгородский государственный институт искусств и культуры
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Аннотация: в статье рассматривается традиционная песенная культура и процесс освоения и трансляции песенных традиций Яковлевского района любительскими коллективами, а также приобщение к ней всех возрастных категорий населения.

Ключевые слова: народная культура, песенная традиция, фольклор, этнография. 

Abstract: the article considers the traditional song culture and the process of development and transmission of singing traditions Yakovlevsky district Amateur collectives, as well as admission to all age groups.

Key words: folk culture, singing tradition, folklore, еthnography.

Социокультурный процесс по освоению и транслированию народно-песенных традиций Яковлевского района и его содержательная наполняемость во многом зависит от наличия в районе специалистов среднего и высшего звена, их количества и качества профессионально-образовательного уровня. В Белгородском регионе подготовку руководителей народно-певческих и фольклорных коллективов осуществляют БГИИК и его филиалах. Народная культура и ее синкретизм, создает предпосылки для тесной связи всех входящих в этот комплекс элементов, что обусловило обеспеченность учебных планов и заложило теоретические основы традиционной культуры в области мифологических представлений, религии, истории, быта, празднично-обрядовой жизни.

С одной стороны, ориентирование Яковлевского района на освоение региональных образцов диктует практические задачи применения эмпирического экспедиционного материала в качестве репертуара. С другой стороны, руководитель со стажем народно-певческом коллективе, деятельность которого проходила в основном в советский период самодеятельного творчества, не знаком с региональной спецификой местного фольклора. Включение регионального материала в репертуар коллективов может вызывать сложности, поскольку для руководителя открывается фактор отсутствия единообразия фольклорных традиций Белгородского региона, а именно: научного познания региональной фольклористики, многообразие бытования фольклорных традиций на территории края, а также наличие локальной этнокультурной группы населения со свойственной каждой из них исполнительской традицией, наличием репертуара и спецификой его фольклорно-этнографического обрамления. Данная особенность и диктует соответствующие требования к освоению песенных традиций.

Мы разделяем точку зрения Ф.Ф. Болонева о важности поисковой, экспедиционной работы. В частности, он отмечает, что «полевые сборы для этнографа (равно как и для фольклориста) должны быть на первом месте, ибо в наш век стремительного разрушения традиционной культуры они вскоре окажутся невосполнимы и неповторимы» [1;16-38].

Поражает обилие в сёлах этого региона карагодных и таночных пе­сен, которые носили сезонный характер, то есть разные песни были приурочены к разным временам года. Традиция эта сложилась ещё в дохристианский период, когда наши предки поклонялись природе и её законам. Основой музыкального стиля хороводных песен этого района является гетерофония. Протяжные песни здесь распеваются на двухго­лосной основе, когда большая часть певцов исполняет нижний голос. Этот голос заключает в себя основное мелодическое зерно напева и варьируется певцами в зависимости от степени одарённости. Верхний голос чаще ноют один или два исполнителя, надстраивая его над основ­ным напевом. Народные певцы называют это «подголашивать песню», «тянуть на голос» или просто «тянуть» [1;38].

Большое место в приобщении к местной традиционной культуре всех возрастных категорий населения здесь занимают народные праздники и обряды, которые проходят очень часто. На таких праздниках есть замечательная возможность собрать вместе сразу несколько поколений, где им будет очень интересно, так как их объединяет чувство любви к народному творчеству, проводимые мероприятия несут в себе воспитательную, познавательную и развлекательную функции. Но самое главное все эти праздники проходят через непосредственный контакт общения, который не только дает творческую нужную информацию, но и лечит души людей своей простотой, доступностью, добротой и той невидимой силой, которая называется любовь к родной земле.

Большим успехом у сельчан пользуются народные праздники: Рождественские с традиционными обрядами Колядования, Щедрования и Посевания, бытующими в данной местности; проводы Русской Зимы или Масленица с угощением всех присутствующих варениками и блинами, с зимними игрищами и забавами, с катанием на тройках и на санках, с плясками и песнями под гармонь; встреча Весны с весенними закличками, выпеканием «жаворонков», с детскими играми и забавами; зеленые Святки или Троицин день с завиванием березки, плетением венков, кумлением, собиранием цветов и трав для гадания.

Таким образом, опыт сценического освоения традиционной песенной культуры края, участники коллективов обретают через концертные выступления, участвуя в фольклорных праздниках и фестивалях, в совместных выступлениях с аутентичными коллективами области, занимаясь серьезной, на наш взгляд музыкально-просветительской деятельностью. Требуется постоянная подпитка через непосредственное общение с подлинными носителями традиций. Только во время таких общений, коллективы получают уникальную возможность услышать и записать народную речь, песню, сказание, увидеть своими глазами не имитацию, а подлинный народный праздник, танец, обряд.

В наши дни происходит сближение любительского и профессионального искусства (но не срастание, и не слияние их!) - для того и для другого нужен репертуар, который позволил бы каждому исполнителю ярче и полнее проявить свои возможности.

Литература

1.Болонев, Ф.Ф. Из опыта этнографического изучения русского населения Сибири / Ф.Ф. Болонев // Русские Сибири: культура, обычаи, обряды. – Новосибирск : Институт археологии и этнографии СО РАН, 1998.

Просмотров работы: 609