ВЛИЯНИЕ СОВРЕМЕННЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ТЕЧЕНИЙ НА ТРАДИЦИОННУЮ МУЗЫКАЛЬНУЮ КУЛЬТУРУ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ВЛИЯНИЕ СОВРЕМЕННЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ТЕЧЕНИЙ НА ТРАДИЦИОННУЮ МУЗЫКАЛЬНУЮ КУЛЬТУРУ

Генш Н.С. 1, Селюкова Т.А. 1
1Белгородский государственный институт искусств и культуры
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Аннотация: в статье рассматривается проблема влияния различных музыкальных стилей на традиционную песенную культуру и ее трансформация.

Ключевые слова: традиционная культура, песенный фольклор, музыкальный фольклор, этнография.

THE INFLUENCE OF MODERN MUSICAL TRENDS WITH TRADITIONAL MUSICAL CULTURE 

Abstract: in the article the problem of influence of various musical styles on traditional song culture and its transformation.

Keywords: traditional culture, folk songs, folk music, Ethnography.

На протяжении веков песенный фольклор оставался частью устного народного творчества и передавался из уст в уста от старшего поколения к младшему. Такой вид передачи информации является весьма эффективным за счёт своей преемственности и простоты, но и имеет ряд исторических и идеологических проблем. К примеру, XX век был ознаменован падением интереса к народной культуре из-за внедрения советской идеологии. Создавались коллективы, подчиняющиеся политическим интересам Коммунистической партии, постепенно затмив традиционную песенную культуру, которая считалась неактуальной и изжитой в светском обществе. Таким образом, немалая часть традиционной культуры была попросту утеряна. Однако с начала 60-х годов вновь стал возвращаться интерес к народной культуре. В 1966 в Государственном музыкально-педагогическом институте им. Гнесиных, году было открыто первое отделение по подготовке руководителей народных хоров [1:6]. Благодаря этнографическим экспедициям сохраняются аудио и видеозаписи песенного фольклора, собиратели традиционной культуры выпускают всё больше нотных изданий расшифрованных песен, что, безусловно, ведёт к более качественному и тщательному сохранению и пропаганде традиционной культуры.

Сегодня можно назвать время расцвета и возрождения народной культуры. Открыты фольклорные отделения на разных уровнях образовательных организаций от музыкальных школ до консерваторий. Всё больший интерес к народной культуре проявляется в сценической сфере. Но вместе с тем, это дало толчок для рождения множества «творческих» обработок, аранжировок и переложений народных песен.

Современная культура состоит из множества музыкальных стилей и жанров, а так же существующей тенденции к смешению различных стилей. Таким образом, появляются такие понятия, как «Этно» и «Фолк» в сочетании с множеством стилей рок, поп, электро-музыки и т.п., и только жесткий отбор может помочь обнаружить действительно сочетающийся стиль, который не вредит народной песне. Например, С.Н. Старостин, музыкант, собиратель и аранжировщик народных песен, не только исполняет лучшие собранные образцы песенного фольклора, но и находится в постоянном поиске возможности сочетания традиционной музыкальной культуры с другими музыкальными жанрами, сотрудничая с такими коллективами как «Волков Трио» и «Moscow Art Trio». Ценность его работ заключается не только в вариативности жанров и открытии новых музыкальных стилей, но и, в первую очередь, бережное отношение к народной песне.

Однако, в большинстве же своём, на сцене мы слышим некий суррогат обработок народных песен и наигрышей, в корне изменен текст, ладовая структура, темп, размер и, что самое главное, «душа» песни. Причиной тому является недостаточное музыкальное образование в этой области, а так же поверхностный анализ песен: их жанра, стилистической трактовки и текста.

В 1866 году на торжественном заседании, посвящённом открытию Московской консерватории, В.Ф. Одоевский сказал: «Будем надеяться, что со временем Московская консерватория не оставит без художественно-исторической обработки и наших народных мирских напевов, рассеянных по всему пространству великой Руси. Народные напевы суть народная святыня, к которой надлежит приступать не мудрствуя лукаво - записывать народную песню, как она слышится в голосе и слухе народа, - и затем должно будет постараться извлечь из самих напевов, как они есть, их теорию» [2:306].

По нашему мнению, эти слова определяют всю суть изучения и пропаганды традиционной культуры в современной жизни общества. Современное транслирование песенного фольклора возможно и необходимо, но делать это нужно очень бережно, вникая в суть. В настоящее время внимание музыкантов всё больше сосредотачивается на углублённом детализированном изучении локальных местных манер. Подобные исследования очень важны, поскольку раскрывают наиболее глубинные характерные, оригинальные проявления узко местного в общерусском музыкальном фольклоре.

Литература

  1. Кабинет народной музыки / И. К. Свиридова (сост.). - М.: 1966. с. 6

  2. В.Ф. Одоевский. «Музыкально-литературное наследие» -Государственное музыкальное издательство. - М.: 1956 г. с. 306

Просмотров работы: 800