На современном этапе развития науки и практики ранняя предупреждающая помощь детям на основе своевременного выявления нарушений в развитии является одним из самых актуальных направлений. Ценность раннего возраста заключается в том, что можно использовать в полной мере возможности сензитивного периода становления высших психических функций, эффективно корригировать темп психоречевого развития ребенка и предупреждать возникновение вторичных нарушений. Чем раньше выявляются индивидуальные проблемы в раннем речевом развитии ребенка, тем больше времени будет у родителей и педагогов для их коррекции.
Наше исследование направлено на решение проблем психолого-педагогического сопровождения коррекционного формирования интонационных процессов у детей раннего возраста с отклонениями в овладении речью.
Усвоение ребенком родного языка происходит со строго определенной закономерностью и характеризуется рядом общих аспектов. Исследователи Н.М. Аксарина, М.И. Кольцова, Р.В. Тонкова-Ямпольская, О.И. Яровенко связывают речевое развитие ребенка с процессом овладения интонационной системой языка. Интонация принадлежит к «базовым характеристикам структуры языковой способности» и появляется на более раннем этапе развития речи в предречевых вокализациях, основу которых составляет прирожденная, унаследованная программа голосовой активности младенца [5].
Интонационные процессы – это совокупность звуковых средств языка, которые фонетически организуют речь, устанавливают смысловые отношения между частями фразы, сообщают о фразе повествовательное, вопросительное или восклицательное значение, а также позволяют говорящему выражать различные чувства.
Активное овладение интонационной системой языка рассматривается в работах Р.В. Тонковой-Ямпольской. Анализируя звуковую активность детей с рождения до 5 лет, она утверждает, что становление интонации начинается с крика и к началу 2-го года жизни ребенок усваивает интонационную систему языка в целом, а на более поздних этапах развития идет процесс ее совершенствования и дифференцирования [5].
Автор считает возможным говорить о том, что со второго месяца жизни в доречевой стадии в вокализациях ребенка дифференцируются интонации, сопоставимые с интонациями у взрослых, формирующиеся в следующей последовательности:
– со второго по седьмой месяц жизни появляется интонация, сопоставимая с повествовательной у взрослых;
– с девятого месяца жизни – «настойчивая» интонация, сопоставимая с повелительной у взрослых;
– с двух лет – интонация вопроса, сходная с вопросительной у взрослых.
Интересны результаты исследования интонации Н.И. Лепской. Она утверждает, что интонация появляется в возрасте 1 года 4 месяцев – 1 года 6 месяцев и в течение полугода остается основой детской коммуникации [3].
Говоря об интонации нельзя не сказать о ее компонентах, таких как: ритм, темп, тембр и мелодика речи.
Темп речи важнейший компонент интонации. Темп – это скорость произнесения речевых элементов. А. И. Максаков изучил возможности детей в регуляции темпа речи и установил, что они легче ускоряют темп речи, чем замедляют его.
Тембр речи – индивидуальный компонент интонации. Речевой тембр – это колорит голоса. В психологии установлено, что дети имеют возможность анализировать тембровые особенности звуков в раннем возрасте, на 2-м году жизни (В.И. Бельтюков, 1973; Л.Е. Журова, Д.Б. Эльконин, 1963). Уже к 2 годам дети хорошо дифференцируют слова, отличающиеся друг от друга только одной фонемой (Н.X. Швачкин, 1948; А.Н. Гвоздев, 1961).
Речевой ритм в широком смысле присущ непосредственно целому ряду природных явлений и человеческому организму. В основе ритмической организации человеческой речи лежит тот естественный, первичный ритм, который характеризует деятельность человеческого организма и в частности человеческое дыхание. Процесс дыхания относительно ритмичен. Необходимость периодических вдохов и выдохов вызывает соответствующие остановки голоса – паузы, которые разбивают речь на единицы, называемые речевыми тактами. Таким образом, единицей речевого ритма становится слово или группа слов, ограниченные от последующих при помощи паузы.
Мелодика речи фиксирует повышение и понижение тона. Такая звуковая организация речи должна быть органически связана с содержанием, смыслом высказывания. С пяти месяцев ребенок начинает различать тон голоса, адекватно на него реагирует, т.е. появляются слуховые дифференцировки.
Формирование интонационных процессов у детей раннего возраста тесно связано с развитием звуковысотного слуха. Развитие интонации зависит от нормального функционирования слуховой анализаторной системы.
В раннем возрасте происходит развитие и совершенствование различных компонентов слухового восприятия, благодаря этому ребенок начинает дифференцировать пространственные, временные, тембровые, звуковысотные, динамические, ритмические, фонематические признаки звуков [7].
Хорошо развитый слух обеспечивает четкое, ясное и правильное произношение фраз, слов и звуков родного языка (при отсутствии отклонений в строении и подвижности артикуляционного аппарата), дает возможность правильно регулировать громкость произнесения слов, говорить интонационно выразительно, в умеренном темпе.
Итак, изучив специальную педагогическую, психологическую, логопедическую, медицинскую научную литературу по данной теме, можно сделать вывод о том, что вопрос о формировании просодической стороны речи детей интересует многих исследователей (Н.Х. Швачкин, С.Н. Цейтлин, Г.В. Волкова и др.). Проблема изучения просодической организации речи, является предметом исследования различных областей научного знания.
Совокупность просодических свойств, обеспечивает интонационную выразительность речи, и играет немаловажную роль в осуществлении коммуникативной функции речи, поскольку именно с их помощью, говорящий передаёт не только информацию, но и своё эмоциональное состояние. Нами выяснено, что правильное использование ритмико-интонационных средств выразительности зависит от сформированности речевого слуха, развития слухового внимания, речевого дыхания, от умения правильно пользоваться голосовым и артикуляционным аппаратом.
Также в процессе исследования стало ясно, что ритмико-интонационная сторона речи формируется еще во внутриутробном периоде и продолжает развиваться в первый год жизни ребенка. Начало формирования просодических возможностей, является основным компонентом взаимоотношений ребенка и взрослого. Известно, что огромное значение для развития просодической стороны речи ребенка, играет его семья. Именно в семье либо происходит, либо не происходит усвоение ребенком вербально-просодического опыта. А недостаточное количество просодических стимулов на начальных этапах формирования детской речи могут вызвать значительные затруднения, как формирования ритмико-интонационной стороны речи, так и речи в целом.
Экспериментальная работа осуществлялась на базе муниципального детского образовательного учреждения № 307 г. Челябинска. В констатирующем этапе эксперимента участвовало 15 детей в возрасте от 1года 10 месяцев до 3-х лет.
В констатирующем этапе эксперимента нами были подобраны следующие методики:
1.«Диагностика психоречевого развития ребенка раннего возраста» (автор Е.В. Шереметьева) [9];
«Диагностика психоречевого развития ребенка раннего возраста», предполагает комплексное обследование и организуется в три этапа.
I этап – ориентировочный;
II этап – диагностический;
III этап – дифференциальный;
Все данные полученные при обследовании обрабатывались компьютерной программой, а также были выведены графические построения индивидуальных коммуникативно-языковых профилей детей.
Диагностика психоречевого развития была проведена полностью, но более подробно мы остановились на диагностическом этапе, а именно на изучении психофизиологических компонентов овладения речью. На данном этапе подробно обследуется неречевое слуховое восприятие ребенка раннего возраста.
2. Также, в качестве диагностического инструментария нами были использованы тестовые задания А.Г. Гогоберидзе и Н.А. Ветлугиной, в соответствии с возрастными особенностями восприятия и деятельности детей раннего возраста [1];
Интонационное развитие детей раннего возраста оценивалось по следующим показателям:
1. Звуковысотный музыкальный слух (звуковысотное различение и звуковысотное воспроизведение музыкальной фразы);
2. Интонационно-образное восприятие (умения соотносить интонационные характеристики музыкальных образов с визуальными изображениями и игровыми действиями) [1].
Суммарная оценка баллов двух методик определила уровень сформированности звуковысотного слуха у детей раннего возраста.
При выполнении заданий шесть детей (40%) показали оптимальный уровень развития звуковысотного музыкального слуха и интонационно-образного восприятия, что свидетельствует о наличии у ребенка определенного музыкально-интонационного слухового запаса, позволяющего не только различать, но и воспроизводить музыкально-интонационные образы. Пять ребят (33%) показали допустимый уровень развития звуковысотного музыкального слуха и интонационно-образного восприятия. Данный уровень показывает, что диапазон имеющихся музыкально-интонационных представлений у ребенка ограничен, но малыш способен активно реагировать на музыку. Четыре человека (27%) показали минимальный уровень развития звуковысотного музыкального слуха и интонационно-образного восприятия, что свидетельствует о неустойчивом, «случайном» характере музыкально-интонационных представлений, их «невостребованностью» личностью ребенка.
Результаты полученные при проведении констатирующего этапа эксперимента показали, что звуковысотный слух и интонационные процессы у детей данной группы сформированны на недостаточном уровне. Причиной может являться непродуктивность семейно-просодического воздействия, которая может выражаться в следующем:
1. Недостаточное или избыточное количество просодических стимулов;
2. Однообразие просодических стимулов (нет достаточной вариативности стимулов – просодики женской, мужской, детской, спокойной и т.д.);
3. Негармоничность просодического взаимодействия (речь ускоренная, растянутая, крикливая, агрессивная, монотонная и т.д.);
4. Речь не направлена на ребёнка при достаточном её количестве (количество достигается за счёт речевого взаимодействия взрослых членов семьи друг с другом, по телефону и т.д.).
5. Невозможность наблюдения просодического поведения взрослых в различных жизненных ситуациях (особые интонации, обращенные к младенцу, старшему, знакомому, и т.д.);
6. Невозможность наблюдения просодического поведения близких родственников (ранняя детская депривация) [6].
Таким образом, из-за непродуктивного семейно-просодического взаимодействия на начальных этапах становления детской речи, могут возникнуть значительные трудности в дальнейшем, как формирования интонационных процессов, так и речи в целом. Это будет влиять на четкость, правильность и ясность детской речи. Именно семья закладывает те просодические стимулы, которыми в будущем будет пользоваться ребенок.
Список литературы
1. Гогоберидзе, А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] /А. Г. Гогоберидзе. М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 320 с.
2. Лепская, Н.И. Формирование различных типов интонации в речи детей от полутора до пяти лет [Текст] / Н. И. Лепская. // Тезисы докладов научной конференции «Просодия текста». – М., 1982. – 159 с. – с. 120–121.
3. Лепская, Н.И. Язык ребенка (Онтогенез речевой коммуникации) [Текст] / Н.И. Лепская. – М.: МТУ, 1997. – 152 с. – С. 7–11.
4. Мазманян, М.А. Роль интонации в развитии речи ребенка [Текст] / М.А. Мазманян // Исследования языка и речи. – М.: МГПИИЯ, 1971. – Т.60. – с. 107–110.
5. Тонкова-Ямпольская, Р.В. Становление физиологических механизмов речи [Текст] / Р.В. Тонкова-Ямпольская // Исследования языка и речи: ученые записки МГПИИЯ. – М.: МГПИИЯ, 1971. – Т. 60. – с. 5–12.
6. Шахнарович, А.М. Проблемы формирования языковой способности [Текст] / А.М. Шахнарович // Человеческий фактор в языке: Язык и порождение речи. – М.: Наука, 1991. – с. 185–220.
7. Швачкин, Н.Х. Развитие фонематического восприятия речи в раннем возрасте [Текст] / Н.Х. Швачкин // Известия АПН РСФСР. – 1948. – Вып. 13.
8. Шереметьева, Е.В. Предупреждение отклонений речевого развития у детей раннего возраста [Текст] / Е.В. Шереметьева. – М. Национальный книжный центр, 2012. – 168 с.
9. Шереметьева, Е.В. Диагностика психоречевого развития ребенка раннего возраста [Текст] / Е.В. Шереметьева. – М., 2013. – 112 с.