РАЗВИТИЕ МЕНЕДЖМЕНТА В РОССИИ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

РАЗВИТИЕ МЕНЕДЖМЕНТА В РОССИИ

Корсунова Н.Н. 1, Корсунова Н.Н. 1
1Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Важнейшим фактором, влияющим на специфику менеджмента, является менталитет нации.

Переход к рынку выдвинул задачу формирования российского менеджмента.

Его становление зависит, во-первых, от уровня развития товарного производства.

Во- вторых, от уровня технического и технологического развития общества.

В настоящее время известны четыре важнейших подхода, которые позволили выделить четыре школы управления, каждая из которых базируется на своих позициях и взглядах:

1). Подход с точки зрения научного управления – Школа научного управления

2). Административный подход – Классическая (административная) школа в управлении

3). Подход с точки зрения человеческих отношений – Школа психологии и человеческих отношений и подход с точки зрения науки о поведении

4). Подход с точки зрения количественных методов – Школа науки управления (количественная)

Потребность разработки новых методологических подходов непосредственно связана с бурным развитием бизнеса, ускорением научно-технического прогресса.

Все вышеуказанные школы внесли значительный вклад в развитие науки об управлении.

Так, революция в системе управления, произошедшая в 19 - начале 20 века, была вызвана переходом от ремесленного к машинному производству.

В связи с этим появились концепции менеджмента.

Концепция копирования западной теории менеджмента гласит, что

для овладения теорией надо будет лишь перевести западные учебники и монографии на русский язык. Затем, ничего не меняя, использовать данные положения на практике.

Концепция адаптации западной теории менеджмента предполагает частичный учет особенностей русской ментальности, т.е. не слепое копирование, а приспособление западной теории к современным российским условиям.[2]

Концепция создания российской теории менеджмента исходит из:

полного учета особенностей российской ментальности с использованием аспектов мирового опыта управления. При этом невозможно ни слепое копирование западного и восточного опыта, ни полное отрицание достижений западной и восточной школы менеджмента.

Обратимся к истории менеджмента в России.

Уже начиная с XVII в., вопросам управления в России уделялось серьезное внимание.

В 30-е гг. 20 века была проделана большая научная и практическая работа по созданию науки об организации производства, труда и управления. В эти же годы было положено начало формированию системы подготовки кадров с высшим и средним специальным экономическим образованием для предприятий и органов управления. Кроме того, была введена новая специальность — инженер-экономист отраслевого профиля, которая вскоре стала ведущей среди экономических специальностей.

В годы Великой Отечественной войны система управления промышленностью, сложившаяся в предшествующие годы, не претерпела принципиальных изменений. Основным принципом управления продолжал оставаться хозрасчет при усилении административно-командных методов руководства.

В послевоенный период времени возобновилась научная и практическая работа в области организации и управления производством. К концу 50-х гг. тематика исследований по проблемам организации и управления предприятиями начала постепенно расширяться. Начиная с 1957 г. был осуществлен переход к управлению промышленностью и строительством через Советы народного хозяйства (совнархозы) экономических административных районов. Главным назначением совнархозов было пресечение ведомственных тенденций в развитии промышленности.

Начиная с 1965 г. по настоящее время, в стране проведены три реформы, направленные на совершенствование системы управления народным хозяйством.

К ним относятся:

1. Реформа системы управления экономикой 1965 г.

2. Реформа системы управления 1979 г.

3. Ускорение социально-экономического развития (1986 г.) и переход к рыночным отношениям (с 1991 г. и по настоящее время).

Как известно, рынок есть результат естественного отбора наиболее эффективных и действенных инструментов ведения хозяйства. История человечества не знает другой экономической системы, кроме рыночной экономики. Рынок нельзя создать искусственно, с помощью насильственного внедрения рыночных отношений. Рыночная экономика — результат длительного исторического процесса.

Но с ноября1991 г. начался процесс формирования рыночных отношений в России.

Однако, несмотря на принятые меры, не удалось приостановить развала экономики России. Социально-экономическая ситуация в стране продолжала ухудшаться. Одной из причин сложившегося положения является начатая с 1992 г. политика невмешательства правительства в экономику регионов и импортно-экспортные операции.

Рыночная экономика всегда нуждается в высококвалифицированных управляющих.

Очень важно отметить, что в XXI столетии, произошел переход от компаний, "базирующихся на рациональной организации", к компаниям, "базирующимся на знаниях и информации". [2]

В основе построения и функционирования компаний и их взаимодействия друг с другом лежат интеграционные процессы в управленческой деятельности. Даже традиционные иерархические (бюрократические) структуры управления дополнились многочисленными горизонтальными связями на различных уровнях иерархии.

Если говорить о горизонтальной корпорации (первый вид компании), то ее структура сформировалась вокруг базовых процессов со специфическими целями в каждом из них (например, разработка новых изделий, производство и сбыт продукции), а не в зависимости от функционального разделения труда.

Следовательно, горизонтальная корпорация имеет лишь несколько менеджеров высшего звена, в ведении которых находятся финансы и управление персоналом.

Персонал горизонтальной корпорации работает совместно в командах над решением кардинальных вопросов.

Главная задача автономных групп -наиболее полное удовлетворение потребностей конкретного покупателя.

Вторым видом компании является сетевая организация, осваивающая новые принципы менеджмента.

При создании компании-сети предприятие разбивается для более гибкого выполнения производственных программ на самостоятельные в хозяйственном, а иногда и в правовом отношении центры (хозяйственные единицы, отделения, производственные сегменты).

Разновидностью сетевой организации выступит оболочечная компания - то есть компания, которая часть бизнес-функций, прежде всего, производство продукции, передает на контрактной основе сторонним подрядчикам, а сама определяет, что и сколько производить, как и кому реализовывать.[1]

В условиях сетевой модели вся цепочка создания благ превращается в совокупность услуг. Договорные отношения переносятся на владельцев долей капитала, оборудования и отдельных сотрудников. Это выражается в заключении различного рода договоров (разделение прав владения и пользования) и замене традиционных отношений в сфере управления персоналом.

Привлекательность сетевых структур объясняется очень высокими экономическими показателями, а также компетентностью и эффективностью организационной сети. [3]

В настоящее время в России функционируют следующие предприятия:

-государственные, не подлежащие приватизации;

- приватизированные с участием либо без участия государства;

- частные (вновь созданные).

Специфика менеджмента на государственных предприятиях заключается в первую очередь, в полной ответственности перед владельцем собственности — государством.

Вторая, потенциально наиболее значимая, группа предприятий — это приватизированные предприятия.

Менеджеры предприятий несут здесь всю полноту ответственности за управление предприятием. Сюда входит право: определять организационную структуру производства, устанавливать цены, определять количество и номенклатуру выпускаемой продукции, нанимать, выплачивать вознаграждение и увольнять работников, распоряжаться финансами предприятия.[4]

Следует также учитывать одно из «больных» мест экономики в нашей стране - проблема управленческих кадров.

В настоящее время в большинстве российских вузов, ведущих обучение данной специальности, исходная учебная дисциплина по управлению преподается уже на первых курсах. В то же время общепризнано, что овладение знаниями в этой области невозможно без получения соответствующих практических навыков.

До сих пор в большинстве случаев, по мнению исследователей, данную проблему пытались решить введением в систему подготовки активных методов обучения - деловых игр, разбора конкретных ситуаций и др.

Ученые пришли к выводу, что для первокурсников такие методические формы малоэффективны. Это связано в первую очередь с недостатком у них знаний по экономике и финансам, без которых невозможен серьезный разбор конкретных ситуаций.

Практика показала, что на данной стадии обучения больше пользы приносят обычные семинарские занятия, на которых преподаватель может судить о степени усвоения пройденного материала, или же решение практических задач, позволяющих закрепить базовые понятия и категории. Однако в этом случае, как считает большинство ученых, курс менеджмента становится сугубо теоретическим, что вряд ли допустимо.

Например, в управлении персоналом промышленных предприятий, территориально расположенных в сельской зоне агропромышленного российского региона, в начале XXI века происходят процессы модернизации, основной вектор которых направлен на рациональное использование человеческих ресурсов.[4]

В сложившихся социально-экономических условиях значимым резервом эффективности модернизации процессов управления персоналом является развитие профессиональных качеств работников и, прежде всего, их позитивной мотивации, нормативно-этических отношений, что является доступным для каждого предприятия указанного типа.

Если взглянуть на ситуацию на рынке труда в период 2015 года, то можно сделать следующие выводы.

Некогда престижная профессия менеджера сегодня зачислена в список наименее востребованных. На рынке представителей этих специальностей оказалось слишком много, а их опыт и квалификация зачастую оставляют желать лучшего. Сегодня профессиональные управленцы наиболее востребованы в IT-проектах, управлении объектами недвижимости, в крупных торговых компаниях, проектных и исследовательских институтах и центрах. Частные клиники сравнительно недавно начали появляться в России, где медицина всегда считалась государственной отраслью. И сегодня эти заведения испытывают острую нехватку управленцев-профессионалов, знающих медицинскую специфику.

В первом квартале 2015 года лишь 12% работодателей планировали расширять штат, возможно, в следующем квартале эти цифры будут выше, – рассказывает управляющий директор Antal Russia Михаэль Гермерсхаузен. В то же время сотрудников продолжают волновать сокращения. Согласно опросу Antal Russia, проведенному среди более чем пяти тысяч работников российских и международных компаний, чуть больше половины респондентов – 55% – ожидают сокращений. Из них 29% заявили, что о сокращениях в их компаниях было объявлено официально либо сокращения уже начались».

Кроме того, ожидания сокращения персонала в разных отраслях различаются. По словам Гермерсхаузена, пессимистичнее всех настроены сотрудники финансового сектора – 66% респондентов, работающих в этой отрасли, предвидят сокращения. Также высок процент тех, кто ожидает сокращений в автомобильном секторе – 65%, в государственном секторе – 63% – и в строительстве и недвижимости – 61%. Меньше всего сокращений ожидают сотрудники химической индустрии и в сельском хозяйстве – 37% и 38% опрошенных соответственно. По итогам первого квартала 2015 года, спрос на трудовые ресурсы значительно снизился. При этом основной спрос приходится на Москву и Московскую область, однако в пятерке лидеров по размещению вакансий, кроме Москвы и городов МО, также присутствуют Санкт-Петербург, Краснодарский Край и Республика Татарстан.

Многие российские менеджеры в настоящее время меняют офисную профессию на более практичную, но у этих рокировок иные причины. Руководитель департамента «Офисный подбор» компании «СТС Групп» Анна Иванова объясняет, почему сегодня бывшие клерки и брокеры все чаще хотят быть продавцами, кассирами, барменами и водителями.

Во-первых, представители рабочих профессий всегда востребованы.

Во-вторых, человек, занятый на рабочей специальности, как правило, видит результат своей деятельности практически сразу после выполнения задачи. Кроме того, некоторые рабочие профессии предполагают достаточно высокую заработную плату. Например, заработок кассира в супермаркете может достигать 40 тыс. рублей, а в некоторых магазинах – даже больше.

«Поэтому «белые воротнички» и становятся поварами, кондитерами, электриками. Представители творческих специальностей охотно идут в кондитеры, а IT-специалисты предпочитают вакансии электриков или наладчиков. Делать какие-либо выводы относительно дальнейшего развития ситуации, как считают аналитики, пока рано. В любом случае подобная профессиональная мобильность позволит избежать безработицы и даст людям шанс освоить новые профессии.[3]

Библиографический список:

1. История менеджмента: Учебное пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013 г.

2. Котлер Ф.. «Управление маркетингом», С.Петербург:Коруна, 2012.

3. Маконнелл К., С. Брю. «Экономикс». – М.: Республика, 2012.

4. В. Анташов, Г.Уварова Основы менеджмента. 2012г.

.

Просмотров работы: 5229