В данной статье рассматривается система предпускового подогрева двигателя, ее принцип работы, устройство, виды, методы диагностики и в целом работоспособность системы.
Эта проблема очень актуальна в настоящее время учитывая суровый климат в нашей стране очень холодные зимы. Не так то просто завести свой автомобиль в таких условиях. И вот как раз для решения существующей проблемы инженеры придумали систему позволяющую завести автомобиль в сильный мороз прилагая меньше усилий и затрачивая меньше времени.
Это система называется системой предпускового подогрева двигателя. Для начала исследования данной проблемы дадим определение этому устройству.
Предпусковой подогреватель двигателя – это устройство позволяющее подогреть двигатель до оптимальной температуры перед его запуском, нагреть воздух в салоне, тем самым подготавливая автомобиль к поездки без потери времени на очистку кузова, зеркал, стекол ото льда и снега. Также это положительно сказывается на износе двигателя вследствие этого уходит меньше затрат на обслуживание и ремонт деталей, меньшем потреблении топлива, меньшей нагрузкой на сам двигатель и аккумуляторную батарею [1].
Существует два типа предпусковых подогревателей двигателя. Первый тип – электрический предпусковой нагреватель. Это простой и недорогой вариант, но требуется по близости розетка 220 вольт. Состоит из блока питания, датчика температуры и шнура с вилкой. Данный вариант широко распространен в северных штатах США и Канаде. В России данный вид подогревателей не обрел большую популярность из за малого количества розеток на улицах, стоянках и т. д. Второй вариант данного устройства – автономный. Данный вид устройства работает на жидком топливе и на газу.
Рисунок 1 – Подогреватель жидкостный
1 – блок управления; 2 – электродвигатель; 3 – всасывающий воздушный патрубок; 4 – муфта; 5 – крыльчатка; 6 – подшипник; 7 – зубчатая передача; 8 – насос топливный; 9 – электромагнит; 10 – держатель форсунки; 11 – форсунка;12 – электрод запальный; 13 – провод высоковольтный; 14 – колодки блока управления; 15 – индикатор пламени; 16 – электронагреватель; 17 – топливопровод (подача); 18 – топливопровод (слив); 19 – камера сгорания; 20 – завихритель;21 – теплообменник; 22 – труба теплообменника внутренняя; 23 – патрубок газоотводящий; 24 – патрубок жидкостной впускной; 25 – патрубок жидкостной выпускной; 26 – подставка; 27 – подставка; 28 – источник напряжения высоковольтный; 29 – термопредохранитель; 30 – датчик температуры.
Рисунок 2 – Электронасос
1 – винт; 2 – крышка насоса; 3 – крыльчатка; 4 – шайба; 5 – кольцо запорное; 6 – шайба запорная; 7 – кольцо уплотнительное; 8 – винт; 9 – шайба; 10 – корпус; 11 – шайба; 12 – прокладка; 13 – шайба запорная; 14 – пружина; 15 – втулка уплотнительная; 16 – гайка.
Рисунок 3 – Последовательная схема системы подогрева двигателя
1 – двигатель; 2 – радиатор; 3 – радиатор отопителя; 4 – помпа; 5 – термостат; 6 – верхний патрубок; 7 – нижний патрубок; 8 – подогреватель.
Он работает по следующему принципу, с помощью бензонасоса идет подкачка топлива. Затем топливо смешивается с воздухом и подается в камеру сгорания подогревателя. В результате сгорания горючей смеси через теплообменник передается тепло охлаждающей жидкости. Насос подогревателя прокачивает охлаждающую жидкость по малому контуру системы охлаждения – рубашке блока цилиндров и штатному отопителю салона. При определенной температуре срабатывает датчик и включается печка которая передает тепло по салону автомобиля. Подогреватель устанавливается как в систему питания, так и в систему охлаждения. Также с помощью таймера можно задать определенное время когда система должна начать работу, а это очень удобная функция для автовладельцев. Из минусов данного варианта устройства высокая стоимость, повышенный расход топлива и аккумуляторной батареи [2].
Одним из самых распространенных способов диагностики системы предпускового подогрева двигателя на автосервисах является тест мультиплексной сети, которая заключается в подключении персонального компьютера со специально предустановленной программой к электронному блоку управления через кабель формата COM. Данный метод позволяет программе считывать данные кэша в которых могут быть записаны коды ошибок. И в соответствии с этими ошибками предоставляется возможным найти неисправность системы [3].
Перед выполнением настроек и началом эксплуатации системы для исключения накопления ошибок предпускового подогревателя и блокировки системы предпускового подогревателя обязательно внимательно нужно прочитать настоящее руководство по эксплуатации.
- перед запуском или программированием запуска подогревателя необходимо удостовериться в достаточном количестве топлива в бензобаке;
- необходимо периодически, особенно после длительных периодов простоя системы (летнее время), и при очередном плановом ТО выполнять проверку на герметичность и надежность крепления соединений системы подачи топлива и циркуляции охлаждающей жидкости (включайте предпусковой подогреватель также и в теплое время года, примерно раз в месяц на 10 минут). В случае обнаружения не герметичностей следует обратиться на сертифицированные станции технического обслуживания);
- перед началом постоянной эксплуатации в холодное время года выполните пробный запуск. Если в течении длительного времени сохраняется задымленность или горение сопровождается необычным шумом либо отчетливым запахом топлива или перегретых электрических/электронных деталей, то следует выключить предпусковой подогреватель и вывести его из эксплуатации, вынув предохранитель. Повторный ввод в эксплуатацию в таком случае разрешается только после проверки специализированных станций технического обслуживания техническими специалистами, прошедших подготовку по обслуживанию различных марок предпусковых подогревателей;
- отверстие подачи воздуха в камеру сгорания и отвода выхлопных газов после длительного простоя необходимо проверить, при необходимости прочистить;
- при замене охлаждающей жидкости на станциях технического обслуживания для обеспечения циркуляции должна быть полностью выполнена деаэрация (полное удаление воздуха) всего контура охлаждающей жидкости, включая контур подогревателя в соответствии с указаниями производителя автомобиля;
- при возникновении сбоя в работе компонентов подогревателя на дисплее таймера высвечивается «Error» (Ошибка).
Если после трех неудачных попыток запуска системы во время эксплуатации подогревателя продолжаются выявляться неисправности, сопровождающиеся идентификацией ошибки на дисплее таймера для исключения блокировки системы и при блокировки системы (надпись «Error» на дисплее), необходимо обратиться на сертифицированные станции технического обслуживания для выявления/установления причины ошибки и устранения её [4].
Заключение
В данной статье был проведен анализ систем предпускового подогрева двигателя и и получен вывод: чем выше стоимость, тем выше и надежность системы. Но при этом стоит еще учесть то, что водитель должен обладать первичными навыками владения такими системами. Также при использовании системы предпускового подогрева двигателя износ деталей уменьшается до 40%, а затраты на ремонт до 55%/
Список используемых источников:
Предпусковой подогреватель двигателя [Электронный ресурс]. URL: http://turboracing.ru/stati-auto/predpuskovoy-podogrevatel-dvigatelya/; ( дата обращения 15.12.2015).
Предпусковые подогреватели двигателя, варианты и преимущества использования. [Электронный ресурс]. URL: http://cartrunk.blizko.ru/articles/47871; (дата обращения 15.12.2015).
Руководство по диагностике систем предпускового подогревателя двигателя [Электронный ресурс]. URL: http://vnx.su/content/avto/renault/scenic_diagnostika.html; (дата обращения 15.12.2015).
Сабанов Ю. В., Казаков Н. В., Сидоров С. Ю., Казакова А. Н. Руководство по эксплуатации автомобиля LADA PRIORA и его модификаций//Тольятти. Сентябрь 2014. 153 с.