СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С ПОДРОСТКАМИ ГРУППЫ РИСКА - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С ПОДРОСТКАМИ ГРУППЫ РИСКА

Лешова К.А. 1
1УлГПУ им. И.Н.Ульянова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Аннотация:

В данной статье автор раскрывает понятие «риск», предоставляет определение «дети группы риска». В работе отмечены категории подростков, попавших в «группу риска» и выделены основные факторы их попадания. Автор обращается к различным подходам, которые применяются в работе с данными детьми. Представлены этапы работы с семьёй подростка, попавшего в «группу риска».

Annotation:

In this article the author reveals the concept of "risk" is the definition of "children at risk". The paper noted the category of teenagers caught in the "at risk" and the basic factors of their hits. The author refers to the different approaches that are used in work with these children. The stages of work with the family of a teenager who is in "at risk".

Ключевые слова:

Подростковый возраст; подросток; риск; дети группы риска; категории; факторы; подходы; социальная работа; социальный работник.

Keywords:

Adolescence; adolescent; risk; children at risk; category; factors; approaches; social work; social worker.

В настоящее время в обществе существует угроза увеличения числа подростков «группы риска». Причиной данного явления может служить ухудшение социально-экономического положения населения, а также частичная утрата нравственных традиций. Именно поэтому одним из направлений социальной работы является предоставление помощи, поддержки ребёнку, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации.

Подростковый возраст принято называть одним из самых трудных этапов в жизни. Данный период сложен тем, что подросток находится между двумя возрастными группами – группой взрослых и группой детей. Как отмечают многие психологи, данный возраст характеризуется повышенной возбудимостью, категоричностью, обострением собственного достоинства и.т.д. Именно в этот период особо остро сказываются влияние негативных внешних факторов на формирующуюся ещё психику, которые в некоторых случаях могут привести к психологическим отклонениям.

Тем самым можно предположить, что исходя из-за усиленного восприятия жизненных трудностей, подростки могут попасть в «группу риска».

В первую очередь для лучшего понимания данной группы, следует раскрыть понятие риск.

В социологическом словаре Г. В. Осипова «риск» – ситуативная характеристика деятельности, состоящая в неопределенности ее исхода и возможных неблагоприятных последствий в случае неуспеха [9, с. 305].

В психологическом словаре Б.Г. Мещерякова, В.П Зинченкоопределило «риск» как действие, направленное на привлекательную цель, достижение которой сопряжено с элементом опасности, угрозой потери, неуспеха [5, с. 430].

В словаре-справочнике социальной работыМ.А. Гулинаопределяет«риск»,как шанс того, что здоровье или развитие человека могут пострадать в результате определенных условий или действий других людей [2, c. 282].

Н.Ф.Басова указывает , что «риск» – это деятельность человека, связанная с преодолением неопределенности в ситуации неизбежного выбора, в процессе которой имеется возможность качественно и количественно оценить вероятность достижения предполагаемого результата, неудачи, поражения, выигрыша, попадания в цель и отклонения от цели [1, с. 10].

Таким образом «риск» обозначает вероятность появления в жизни человека неблагоприятных факторов или негативных последствий в результате определённых действий.

Следовательно, в силу этого понятия «детьми группы риска» принято называть категорию, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, ставшими причинами дезадаптации несовершеннолетних [6, с. 53].

К группе риска Лебедева С.С относит следующие категории детей и подростков:

  1. дети и подростки с проблемами в развитии, в том числе имеющие резко выраженные психопатологические и неврологические отклонения;

  2. дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных неблагоприятных обстоятельств;

  3. дети из неблагополучных асоциальных семей;

  4. дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально- психической помощи и поддержке;

  5. дети с проявлениями социальной и психолого-педагогической дезадаптации [4].

В качестве основных факторов риска принято выделять такие группы как:

  • Медико-биологические (группа здоровья, наследственные причины, врождённые свойства, нарушения в психическом и физическом развитии, условия рождения ребенка, заболевания матери и т.п.). Состояния риска по здоровью возникают когда дети, внешне или внутренне высоко мотивированные к учению, не могут себе позволить защититься от чрезмерной для них нагрузки на поведенческом уровне. Они принимают её, работая в режиме сверхнапряжения. Последствия такой сверхнагрузки могут проявляться в сбое работы слабых систем организма.

  • Социально-экономические и социально-демографические(многодетные и неполные семьи, несовершеннолетние родители, безработные семьи, семьи переселенцев, мигрантов). Такие семьи, как правило, испытывают трудности материального, педагогического и психологического характера.

  • Социально-психологические (неправильное воспитание в семье; педагогически-некомпетентные, конфликтные семьи; отчуждение от социальной среды и др.). Среди стилей, оказывающих неблагоприятное влияние на ребёнка, наиболее часто встречаются: авторитарный стиль воспитания; воспитание по типу доминирующей гиперпротекции; гипоопека; воспитание в условиях повышенной моральной ответственности; неприятие, эмоциональное отвержение ребёнка, отстранённо-равнодушный, попустительский, непоследовательный стили воспитания.

  • Педагогические (несоответствие содержания программ образовательного учреждения и условий обучения детей их психофизиологическим особенностям, темпа психического развития детей и темпа обучения, отсутствие мотивации к учению и т.п.) [3, с. 5].

Каждая причина попадания подростков в данную группу имеет свои подходы к разрешению данной проблемы.

Информационный подход: информирование несовершеннолетних об их правах и обязанностях, о требованиях, предъявляемых государством и обществом к выполнению установленных для данной возрастной группы социальных норм.

Подход, основанный на альтернативности: организация досуга, культурные и оздоровительные программы, увеличение количества секций, кружков, клубов по интересам.

Поведенческий подход: формирование жизненных навыков, помогающих справиться с ситуациями риска зависимостей.

Социально-профилактический подход: система социально-экономических, общественно-политических, организационных, правовых и воспитательных мероприятий, которые проводятся государством, обществом, конкретным социально-педагогическим учреждением, социальным педагогом для устранения или минимизации причин девиантного поведения.

Медико-биологический подход: предупреждение возможных отклонений от социальных норм целенаправленными мерами лечебно-профилактического характера по отношению к лицам, страдающим различными психическими аномалиями, т. е. патологией на биологическом уровне.

Социально-педагогический подход: восстановление или коррекции качеств личности подростка с девиантным поведением, особенно его нравственных и волевых качеств личности

Однако во всех случаях главным является то, чтобы социальный работник испытывал искренний интерес к подопечному как к личности. При этом следует указать, что быть специалистом в данной сфере сложно, необходимо обладать сдержанностью, терпимостью, настойчивостью, коммуникативностью, эмпатийностью и.т.д., так как работа с подростками

« группы риска» трудный и длительный процесс.

Так как, по мнению Лебедевой С.С., изменить ребенка любого возраста будет чрезвычайно трудно, потому что он уже имеет отрицательный жизненный опыт, негативную оценку себя и своих возможностей, перенес различные травмы (психические, физические, сексуальные), испытал недостаток любви и заботы со стороны родителей, последствия разного вида депривации, почувствовал на себе отчужденность общества и равнодушие государства [4].

Также следует отметить, что в компетентность работника социальной работы с подростками «группы риска» может входить предоставление помощи самой семье ребенка, если она находится в трудной жизненной ситуации и самостоятельно справиться с ней не может. Т.А. Крылова и М.Л. Струкова выделяют такие этапы работы с семьёй как:

1.Определение проблемы.

  1. Изучение и оценка всех возможных вариантов решения проблемы.

  2. Оценка возможностей семьи в самостоятельном обращении за помощью.

  3. Помощь в установлении контакта с учреждением (службой, организацией), в компетенции которого – решение проблемы:

  • информирование семьи об учреждении, его местонахождении, режиме работы, специалистах, к которым следует обратиться;

  • консультирование по формулированию запроса;

  • определение ожиданий семьи от рекомендуемого учреждения;

  • помощь в сборе и оформлении необходимых документов;

  • подготовка сопроводительного письма, в котором даётся краткое описание ситуации (какая помощь требуется, просьба о сотрудничестве и т.д. [3, с. 11].

Таким образом, социальная работа с подростками «группы риска» довольно трудоёмкий процесс и требует немало усилий со стороны социального работника. Специалист социальной службы во всем процессе работы с данными детьми сталкивается с множественными трудностями, которые связаны не только со сложностью возраста, но и с умением предоставить на практике социальную, психологическую и педагогическую помощь, а также при необходимости оказать помощь семье подопечного.

Библиографический список:

  1. Басова Н.Ф. Социальная работа с различными группами населения. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки «Социальная работа» / Под ред. Н.Ф. Басова. – М.: КНОРУС, 2012. – 663 с.

  2. Гулина М. А Словарь-справочник по социальной работе / М. А. Гулина – СПб.: Питер, 2008. – 400 с.

  3. Крылова Т.А., Струкова М.Л. Социально-педагогические технологии в работе с детьми и семьями группы риска. Учебно-методическое пособие / Т.А. Крылова, М.Л. Струкова. – М.: НИИ школьных технологий, 2010. – 184 с.

  4. Лебедева С.С. Социальная работа с группами риска в регионе: содержание и современные технологии. Учебно-методическое пособие / Науч. ред. С.С. Лебедева, С.М. Безух. – СПб.: СПбГИПСР, 2010. – С. 8, 10, 13-16, 18-22, 29-31.

  5. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь / Б.Г. Мещерякова, В.П.Зинченко. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. – 868 c.

  6. Олиференко Л. Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: Учеб. пособие для студ. высш. пед. заведений / Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга, И.Ф. Дементьева. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 256 с.

  7. Осипов Г. В. Социологический энциклопедический словарь / Г.В. Осипов. – М.: Изд-во НОРМА, 2000. – 488 с.

  8. Девиантное поведение детей и подростков [Электронный ресурс] – Ресурс доступа: http://www.molodezh79.ru/novosti2/item/328-deviantnoe-povedenie-deteiy-i-podrostkov. Проверено 21.10.2015

Просмотров работы: 3056