АНАЛИЗ СТАНДАРТОВ ДЛЯ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

АНАЛИЗ СТАНДАРТОВ ДЛЯ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Макаров Р.В. 1
1Сибирский Федеральный Университет Институт управления бизнес-процессами и экономики
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Главным направлением последнего десятка лет в сфере применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на всех уровнях образования является внедрение и развитие электронного обучения (e-learning). Термин «e-learning» включает в себя целый спектр современных методов обучения, использующих новые информационные и телекоммуникационные технологии, в том числе и электронную доставку учебного материала. Это, по сути, современный учебный процесс, в котором кроме очной части и обязательной самостоятельной работы учащихся имеется развитая виртуальная компонента, реализующаяся применением интернет-технологий. Согласно определению Learning and Teaching Support Network Generic Center (LTSN): e-learning – это обучение, поддерживаемое и стимулируемое посредством информационных и телекоммуникационных технологий. Термин электронное обучение употребляется в качестве обобщающего понятия для таких терминов, как дистанционное обучение, сетевое обучение, виртуальное обучение. Электронное обучение заключает в себе использование учебных материалов, передаваемых в электронном виде, виртуальные обучающие среды, управляемые обучающие среды, информационно-образовательные среды и все возможные их вариации.

Создание и использование технологических систем в образовании предполагает наличие системы стандартов и соглашений, адекватных условиям их применения. Среда обучения для таких систем формируется стандартами на интерфейсы, форматы, протоколы обмена информацией с целью обеспечения мобильности, стабильности, эффективности, способностью взаимодействовать и функционировать с другими системами без каких-либо ограничений доступа и реализации.

Стандарт — это признанная на национальном или международном уровне технология, формат или методика, подробно документированная и одобренная авторитетным органом, например ISO (International Standards Organisation), CEN (Centre Europeande Normalisation) или IEEE (Institute of Electrical and Electronics 14 Engineers). Стандарт обычно обеспечивает возможность проверки на соответствие, а также официальную сертификацию (например, ISO 9000). Развитие информационных технологий в настоящее время существенно опережает процессы разработки стандартов авторитетными органами, поэтому регламентирующие организационные и технические требования к созданию и применению информационных технологий в образовании имеют форму так называемых спецификаций.[1]

Спецификация — это разработанный в рамках отрасли «пред-стандарт», не поддерживаемый официальными органами, однако полезный для достижения стандартизации «де-факто» в промежутке между появлением потребности в стандарте и его одобрением стандартизирующей организацией, например ISO, IEEE и т.д.

Наиболее широкое применение при разработках разных систем электронного обучения получили следующие стандарты:

  • AICC – Aviation Industry CBT Committee ( Международный комитет по компьютерному обучению в авиации)

  • IMS – Instructional Management System (Системы организации обучения);

  • SCORM – Sharable Content Object Reference Model (Модель обмена учеными материалами).

AICC – первоначальный стандарт для электронного обучения, первая версия которого была разработана еще в 1993 году. Тогда он использовался как стандарт для транснациональных предприятий авиационной отрасли. К настоящему времени AICC разработала несколько стандартов в сфере дистанционного обучения, охватывающих различные ее аспекты. В том числе, стандарты в сфере дистанционного обучения, разработанные AICC, формируют требования к организации учебного контента, а также систем дистанционного обучения. Благодаря своему стажу, данные стандарты поддерживаются многими системами дистанционного обучения и средствами разработки электронных курсов. Главное достоинство этих стандартов в сфере дистанционного обучения при использовании дистанционных курсов и систем дистанционного обучения заключается в том, что они позволяют обеспечить совместимость систем, не зависимо от того, кем они были произведены.

Разработка стандарта IMS ведется с 1997 года. В отличие от других стандартов, работы по его созданию с самого начала подразумевали использование в высших учебных заведениях. Основными направлениями для создателей данного стандарта стали метаданные, упаковка содержания, совместимость вопросов и тестов, а также управление содержанием. [2]

Отличительной частью IMS является стандартизация способов описания тестовых заданий и результатов тестирования. Этот раздел в стандарте называется Question and Test Interoperability (QTI) и впервые появился в 2000 году. Стандарт состоит из двух основных частей: Assessment, Section, Item (вопросы и их организация в тесте), QTI Results Reporting (формат записи результатов). Они описывают модели данных и способы описания вопросов и тестов, а также результатов, полученных после того, как тестируемый ответил на тест или вопрос. Отдельное описание вопросов от средств воспроизведения этих вопросов ( "плееров" тестов) позволило бы осуществлять свободный обмен тестами и их результатами между средствами создания учебного материала, спе­циализированными проигрывателями тестов, системами тестирования и/или системами управ­ления обучением.

Данные о тестах в формате IMS QTI описы­ваются на основе языка XML, корневым элемен­том которого является элемент questestinterop. Он представляет собой своеобразный контейнер для элементов: assessment (тест), section (тема, секция) и item (тестовое задание). Корневой эле­мент содержит один или несколько элементов assessment (тест), внутри тестов содержится одна или более тем, и уже темы содержат задания теста.

К сожалению, в данном стандарте не указываются способы обмена этой информацией и как можно, например, организовать механизмы

передачи этих данных.

Необходимо отметить, что в разработке ста­ндартов с данным подкомитетом сотрудничают такие организации, как ADL, AICC, AUF, DCMI, IMS Global, Infoterm, LETSI, LTSC. Подобный масштаб совместной работы говорит о желании всех участников современного пространства e­learning выработать унифицированный подход.

Стандарт SCORM. Данный стандарт счи­тается одной из самых современных версий стандартов обмена учебными материалами. Технологические принципы построения отлича­ются от описанных выше стандартов.

Стандарт разрабатывается с 1997 года при поддержке министерства обороны США. Основан на стандарте XML. В его основе также лежат наработки, предложенные другими разработчиками. В их числе модель данных Computer Managed Instruction (AICC) и стандарт формирования метаданных IEEE P1484 (IMS). Последняя версия стандарта официально выпу­щена в октябре 2006 года, и в настоящий момент доступно 4-е издание SCORM 2004 [3]. SCORM 2004 содержит следующие разделы.

  1. Overview - вводная часть. Общие положе­ния и нормы SCORM.

  2. Content Aggregation Model (CAM) - эта часть стандарта описывает структуру учебных блоков и пакетов учебного материала. Пакет может содержать курс, урок, модуль и т. п. В пакет входят xml-файл (Manifest), где описана структура пакета, и файлы, составляющие учебный блок. Manifest включает:

  • метаданные (свойства компонентов учеб­ного материала);

  • организацию учебного материала (в каком порядке расположены компоненты);

  • ресурсы (ссылки на файлы, содержащиеся в пакете);

  • sub-Manifest (xml-файл может содержать под-Manifest).

Блоки учебного материала, входящие в па­кет, могут быть двух типов: Asset и Sharable Content Object (SCO). Asset — элемент, который не взаимодействует с LMS-сервером (СДО), это может быть html-страница, XML-объект, просто картинка, слайды презентации, звуковой файл или flash-объект и т.п.; SCO — это элемент, который взаимодействует с LMS-сервером: сообщает о ходе и результатах обучения, получает и передает дополнительные данные и т.п. (как минимум SCO сообщает о своем запуске и завершении), кроме того SCO может быть использован для построения совершенно другого обучающего курса.

  1. Run-Time Environment (RTE) - эта часть стандарта описывает взаимодействие SCO и системы обучения (Learning Management System, СДО) через программный интерфейс приложе­ния (Application Program Interface, API). Требо­вания SCORM RTE позволяют обеспечить сов­местимость SCO и LMS, чтобы каждая система дистанционного обучения могла взаимодейство­вать со SCO таким же образом, как и любая дру­гая, соответствующая стандарту SCORM. LMS должна обеспечивать доставку требуемых ресур­сов пользователю, запуск SCO, отслеживание и обработку информации о действиях учащегося.

  2. Sequencing and Navigation (SN) - эта часть стандарта описывает, как должны быть органи­зованы навигация и предоставление компонен­тов учебного материала в зависимости от дейст­вий учащегося. Требования SCORM SN позво­ляют упорядочивать учебный материал в соот­ветствии с индивидуальными особенностями.

  3. Conformance Requirements - эта часть содержит полный список требований, проверяе­мых ADL на соответствие стандарту SCO.

Стандарт SCORM получил широкое распро­странение и активно используется в следующих системах обучения:

  • WebTutor (плаформы Lotus и Microsoft);

  • СДО «Прометей»;

  • Adobe Connect Pro;

  • Oracle Enterprise Learning Management System;

  • Competentum;

  • IBM Workplace Collaborative Learning;

  • SAP Learning Solution;

  • Moodle;

  • TotalLMS;

  • REDCLASS;

  • СДО «ДОЦЕНТ»;

  • e-Learning Server; и пр.

Благодаря своей универсальности стандарт применяется не только в процессах электронного обучения, но также и при организации удален­ного доступа к оборудованию научных центров.

В заключение стоит упомя­нуть ещё раз о широкой географии распро­странения стандарта SCORM и масштабах его внедрения как в образовательных платформах, так и в проектах удаленного доступа к лабо­раториям научных центров.

С учетом нынешних тенденций перехода большинства многопользовательских систем к веб-ориентированному администрированию и разработке, прежде всего, на технологической базе тонкого клиента, можно говорить о том, что веб-интерфейсные системы со временем займут значительный сегмент рынка. Стандарт SCORM развивается согласно требованиям времени и на сегодня является единственно верным решением в области стандартизации обмена учебным контентом и данными в научных исследованиях посредством удаленных лабораторий.

Литература

  1. Официальный сайт AICC [Электронный ресурс]: – Режим доступа: https://www.aicc.org

  2. Официальный сайт IMS [Электронный ресурс]: – Режим доступа: https://www.imsglobal.org/community/index.html

  3. Русскоязычный сайт посвященный стандарту SCORM [Электронный ресурс]: – Режим доступа: https://www.scormcourse.ru

Просмотров работы: 1801