Создание и использование технологических систем в образовании предполагает наличие системы стандартов и соглашений, адекватных условиям их применения. Среда обучения для таких систем формируется стандартами на интерфейсы, форматы, протоколы обмена информацией с целью обеспечения мобильности, стабильности, эффективности, способностью взаимодействовать и функционировать с другими системами без каких-либо ограничений доступа и реализации.
Стандарт — это признанная на национальном или международном уровне технология, формат или методика, подробно документированная и одобренная авторитетным органом, например ISO (International Standards Organisation), CEN (Centre Europeande Normalisation) или IEEE (Institute of Electrical and Electronics 14 Engineers). Стандарт обычно обеспечивает возможность проверки на соответствие, а также официальную сертификацию (например, ISO 9000). Развитие информационных технологий в настоящее время существенно опережает процессы разработки стандартов авторитетными органами, поэтому регламентирующие организационные и технические требования к созданию и применению информационных технологий в образовании имеют форму так называемых спецификаций.[1]
Спецификация — это разработанный в рамках отрасли «пред-стандарт», не поддерживаемый официальными органами, однако полезный для достижения стандартизации «де-факто» в промежутке между появлением потребности в стандарте и его одобрением стандартизирующей организацией, например ISO, IEEE и т.д.
Наиболее широкое применение при разработках разных систем электронного обучения получили следующие стандарты:
AICC – Aviation Industry CBT Committee ( Международный комитет по компьютерному обучению в авиации)
IMS – Instructional Management System (Системы организации обучения);
SCORM – Sharable Content Object Reference Model (Модель обмена учеными материалами).
AICC – первоначальный стандарт для электронного обучения, первая версия которого была разработана еще в 1993 году. Тогда он использовался как стандарт для транснациональных предприятий авиационной отрасли. К настоящему времени AICC разработала несколько стандартов в сфере дистанционного обучения, охватывающих различные ее аспекты. В том числе, стандарты в сфере дистанционного обучения, разработанные AICC, формируют требования к организации учебного контента, а также систем дистанционного обучения. Благодаря своему стажу, данные стандарты поддерживаются многими системами дистанционного обучения и средствами разработки электронных курсов. Главное достоинство этих стандартов в сфере дистанционного обучения при использовании дистанционных курсов и систем дистанционного обучения заключается в том, что они позволяют обеспечить совместимость систем, не зависимо от того, кем они были произведены.
Разработка стандарта IMS ведется с 1997 года. В отличие от других стандартов, работы по его созданию с самого начала подразумевали использование в высших учебных заведениях. Основными направлениями для создателей данного стандарта стали метаданные, упаковка содержания, совместимость вопросов и тестов, а также управление содержанием. [2]
Отличительной частью IMS является стандартизация способов описания тестовых заданий и результатов тестирования. Этот раздел в стандарте называется Question and Test Interoperability (QTI) и впервые появился в 2000 году. Стандарт состоит из двух основных частей: Assessment, Section, Item (вопросы и их организация в тесте), QTI Results Reporting (формат записи результатов). Они описывают модели данных и способы описания вопросов и тестов, а также результатов, полученных после того, как тестируемый ответил на тест или вопрос. Отдельное описание вопросов от средств воспроизведения этих вопросов ( "плееров" тестов) позволило бы осуществлять свободный обмен тестами и их результатами между средствами создания учебного материала, специализированными проигрывателями тестов, системами тестирования и/или системами управления обучением.
Данные о тестах в формате IMS QTI описываются на основе языка XML, корневым элементом которого является элемент questestinterop. Он представляет собой своеобразный контейнер для элементов: assessment (тест), section (тема, секция) и item (тестовое задание). Корневой элемент содержит один или несколько элементов assessment (тест), внутри тестов содержится одна или более тем, и уже темы содержат задания теста.
К сожалению, в данном стандарте не указываются способы обмена этой информацией и как можно, например, организовать механизмы
передачи этих данных.
Необходимо отметить, что в разработке стандартов с данным подкомитетом сотрудничают такие организации, как ADL, AICC, AUF, DCMI, IMS Global, Infoterm, LETSI, LTSC. Подобный масштаб совместной работы говорит о желании всех участников современного пространства elearning выработать унифицированный подход.
Стандарт SCORM. Данный стандарт считается одной из самых современных версий стандартов обмена учебными материалами. Технологические принципы построения отличаются от описанных выше стандартов.
Стандарт разрабатывается с 1997 года при поддержке министерства обороны США. Основан на стандарте XML. В его основе также лежат наработки, предложенные другими разработчиками. В их числе модель данных Computer Managed Instruction (AICC) и стандарт формирования метаданных IEEE P1484 (IMS). Последняя версия стандарта официально выпущена в октябре 2006 года, и в настоящий момент доступно 4-е издание SCORM 2004 [3]. SCORM 2004 содержит следующие разделы.
Overview - вводная часть. Общие положения и нормы SCORM.
Content Aggregation Model (CAM) - эта часть стандарта описывает структуру учебных блоков и пакетов учебного материала. Пакет может содержать курс, урок, модуль и т. п. В пакет входят xml-файл (Manifest), где описана структура пакета, и файлы, составляющие учебный блок. Manifest включает:
метаданные (свойства компонентов учебного материала);
организацию учебного материала (в каком порядке расположены компоненты);
ресурсы (ссылки на файлы, содержащиеся в пакете);
sub-Manifest (xml-файл может содержать под-Manifest).
Блоки учебного материала, входящие в пакет, могут быть двух типов: Asset и Sharable Content Object (SCO). Asset — элемент, который не взаимодействует с LMS-сервером (СДО), это может быть html-страница, XML-объект, просто картинка, слайды презентации, звуковой файл или flash-объект и т.п.; SCO — это элемент, который взаимодействует с LMS-сервером: сообщает о ходе и результатах обучения, получает и передает дополнительные данные и т.п. (как минимум SCO сообщает о своем запуске и завершении), кроме того SCO может быть использован для построения совершенно другого обучающего курса.
Run-Time Environment (RTE) - эта часть стандарта описывает взаимодействие SCO и системы обучения (Learning Management System, СДО) через программный интерфейс приложения (Application Program Interface, API). Требования SCORM RTE позволяют обеспечить совместимость SCO и LMS, чтобы каждая система дистанционного обучения могла взаимодействовать со SCO таким же образом, как и любая другая, соответствующая стандарту SCORM. LMS должна обеспечивать доставку требуемых ресурсов пользователю, запуск SCO, отслеживание и обработку информации о действиях учащегося.
Sequencing and Navigation (SN) - эта часть стандарта описывает, как должны быть организованы навигация и предоставление компонентов учебного материала в зависимости от действий учащегося. Требования SCORM SN позволяют упорядочивать учебный материал в соответствии с индивидуальными особенностями.
Conformance Requirements - эта часть содержит полный список требований, проверяемых ADL на соответствие стандарту SCO.
Стандарт SCORM получил широкое распространение и активно используется в следующих системах обучения:
WebTutor (плаформы Lotus и Microsoft);
СДО «Прометей»;
Adobe Connect Pro;
Oracle Enterprise Learning Management System;
Competentum;
IBM Workplace Collaborative Learning;
SAP Learning Solution;
Moodle;
TotalLMS;
REDCLASS;
СДО «ДОЦЕНТ»;
e-Learning Server; и пр.
Благодаря своей универсальности стандарт применяется не только в процессах электронного обучения, но также и при организации удаленного доступа к оборудованию научных центров.
В заключение стоит упомянуть ещё раз о широкой географии распространения стандарта SCORM и масштабах его внедрения как в образовательных платформах, так и в проектах удаленного доступа к лабораториям научных центров.
С учетом нынешних тенденций перехода большинства многопользовательских систем к веб-ориентированному администрированию и разработке, прежде всего, на технологической базе тонкого клиента, можно говорить о том, что веб-интерфейсные системы со временем займут значительный сегмент рынка. Стандарт SCORM развивается согласно требованиям времени и на сегодня является единственно верным решением в области стандартизации обмена учебным контентом и данными в научных исследованиях посредством удаленных лабораторий.
Литература
Официальный сайт AICC [Электронный ресурс]: – Режим доступа: https://www.aicc.org
Официальный сайт IMS [Электронный ресурс]: – Режим доступа: https://www.imsglobal.org/community/index.html
Русскоязычный сайт посвященный стандарту SCORM [Электронный ресурс]: – Режим доступа: https://www.scormcourse.ru