ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Черемных Е.С. 1
1Сибирский Федеральный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
XXI век – век информационных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре – он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком. Информационные технологии все глубже проникают в жизнь человека, а информационная компетентность все более определяет уровень его образованности.

Учащиеся коррекционных учреждений тоже стремятся жить в «ногу со временем». Им важно приобретать в школе те знания, умения и навыки, которыми они смогут оперировать в жизни, которые помогут им взаимодействовать с сверстниками или взрослыми.

Использование новых информационных технологий является перспективным направлением развития коррекционного образования в рамках специальной школы. Разумеется, информационные технологии не способны избавить больного ребенка от его недостатка и снять все возникающие в связи с этим проблемы. Однако осознание того, что ему становятся доступны неведомые раньше знания, умения, формы общения, игры, управление непосредственно окружающей его обстановкой, дает ему веру в свои силы.

Использование ИКТ в образовательном процессе – один из способов повышения мотивации обучения. ИКТ способствуют развитию творческой личности не только обучающегося, но и учителя. ИКТ помогают реализовать главные человеческие потребности – общение, образование, самореализацию. Внедрение ИКТ в образовательный процесс призвано повысить эффективность проведения уроков, освободить учителя от рутинной работы, усилить привлекательность подачи материала, осуществить дифференциацию видов заданий, а также разнообразить формы обратной связи. Кроме того компьютер вызывает горячий интерес, как учащихся, так и педагогов.

Использование ИКТ открывает дидактические возможности, связанные с визуализацией материала, его «оживлением», возможностью совершать визуальные путешествия, представить наглядно те явления, которые невозможно продемонстрировать иными способами, позволяет совмещать процедуры контроля и тренинга.

Мультимедиа-системы позволяют сделать подачу дидактического материала максимально удобной и наглядной, что стимулирует интерес к обучению и позволяет устранить пробелы в знаниях. Однако если в основание использования компьютерных технологий не закладываются продуманные принципы и адекватные дидактические цели и намерения, то едва ли это использование приведет учащихся к ожидаемому результату.

Основные направления учителя, использующего ИКТ в образовательном процессе коррекционной школы:

  1. Обзор и анализ учебного материала, представленного на электронных носителях. Отбор и структурирование этого материала в содержательные блоки с учётом индивидуальных способностей обучающихся.

  2. Продумывание способов мотивации обучающихся на освоение учебного материала.

  3. Оказание помощи обучающимся в овладении навыками работы на компьютере, отслеживание специфических трудностей, связанных с отношением к компьютерной форме общения, особенностями подачи информации.

  4. Разработка контрольных заданий, критериев оценивания, способов анализа ошибок. Разработка тестов в программе My test, PowerPoint.

  5. Организация консультаций в ходе изучения учебного курса, направленных на содействие решению личностных, образовательных, коммуникативных проблем обучающихся.

  6. Отслеживание и фиксация динамики достижений как группы в целом, так и каждого обучающегося в раздельности.

Место информационных технологий при обучении: во время урока, во время подготовки к уроку, в проектной исследовательской деятельности. Модель использования ИКТ на уроке: демонстрация компьютерной презентации, тестирование с выбором ответов, использование электронных учебников. Это способствует экономии времени и эффективности образовательного процесса.

Модель использование ИКТ вне урока: поиск информации в Интернете и других источниках, фиксация записи об окружающем мире, подготовка выступления и само выступление с использованием презентаций.

Основным средством контроля и оценки образовательных результатов обучающихся в ИКТ являются тесты и тестовые задания, позволяющие осуществлять различные виды контроля: входной, промежуточный, рубежный и итоговый.

Тесты могут проводиться в режиме on-lain (проводится на компьютере в интерактивном режиме, результат оценивается автоматически системой) и в режиме off-lain (используется электронный или печатный вариант теста; оценку результатов осуществляет учитель с комментариями, работой над ошибками).

В зависимости от педагогической задачи могут быть реализованы различные варианты контроля: мягкое самотестирование, жёсткое самотестирование, контрольное тестирование. Использование возможностей ИК технологий в обучении детей с особыми образовательными потребностями.

«Расскажи мне - и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне действовать самому – я научусь» (Древняя китайская мудрость)

Это утверждение лишний раз убеждает нас в необходимости использования информационных технологий в учебном процессе для детей с особыми образовательными потребностями.

Информационные технологии расширяют возможности обучения детей и могут быть особенно эффективными при обучении детей со специальными образовательными потребностями.

При индивидуальном обучении учитываются уникальные потребности всех учащихся и в первую очередь тех, у кого имеются затруднения в учебе или физические отклонения. Необходимо развивать у учащихся ответственное отношение к учебе и желание применять технологии для приобретения знаний и навыков. Поэтому, школа должна предоставлять технологии специальных возможностей, которые можно адаптировать к нуждам каждого учащегося.

ИКТ которые могут использоваться в специальных учреждениях для улучшения образовательного процесса: иллюстративный материал к уроку и для оформления кабинета, дополнительный познавательный материал, тестовые и контрольные задания, карточки с индивидуальными и дифференцированными заданиями, сценарии праздников и внеклассных мероприятий, обмен опытом с другими педагогами России и зарубежья, знакомство с периодикой, оформление документации, создание презентаций в программе Рower Рoint, диагностика.

1. Использование ИКТ в обучении детей с помощью форм подготовки и представления учебного материала к урокам – создание мультимедийных презентаций в программе Рower Рoint – это удобный и эффектный способ предоставления информации. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т. е. факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) – позволяют достичь гораздо большего эффекта. Более того, презентация дает возможность учителю самостоятельно систематизировать учебный материал, исходя их особенностей детей с нарушениями интеллекта, чтобы добиться максимального учебного эффекта.

2. Создание учебных фильмов в программе Movie Maker. Использование таких фильмов позволяет нам сосредоточить внимание учащихся, создает положительный эмоциональный фон. Основой таких фильмов является анимация, которая позволяет привлечь внимание к определенному объекту, проверить правильность ответов учащихся, проиллюстрировать последовательность рассуждений и т. д. Также фильмы, созданные педагогами, удачно используются вовнеклассной деятельности и при работе с родителями.

3. Обучающие компьютерные программы. Например, на уроках обучения грамоте и чтения помогают в достижении следующих целей:

  • обучение технике чтения вслух;

  • совершенствование навыков техники чтения за счет применения таких приемов, как варьирование поля восприятия и темпа предъявления, изменение расположения текста и т. д;

  • обучение различным видам анализа текста.

4. Интерактивная доска активно используется педагогами коррекционных школ. Это возможно на любом уроке, при изучении любой темы. Здесь прямо во время проведения урока можно делать необходимые пометки, выделять главное, добавлять и сохранять нужную информацию и использовать ее на других уроках, что дает экономию времени. Используется как для индивидуальной, так и для групповой работы.

5. Документ-камера. На уроках письма в начальный период обучения в коррекционной школе огромное количество сил и времени уходит на то, чтобы проверить, все ли дети правильно нашли строчку для работы. Учащиеся требуют постоянного контроля со стороны педагога во время выполнения ими письменных работ. Поэтому документ-камера, проецирующая изображение страницы прописи или листа в клетку на экран, способна помочь решить эту проблему. Это сэкономит время на уроке, повысит эффективность работы, поможет избежать “рассеивания” внимания детей.

6. Обучающие компьютерные игры.

7. Интернет-ресурсы. На уроках используются прекрасные видеозарисовки, яркие иллюстрации, которые дети могут рассматривать в режиме онлайн.

Но следует отметить, что не стоит безмерно увлекаться компьютерными ресурсами. Ведь непродуманное применение компьютера влияет на здоровье детей. При подготовке к уроку необходимо продумать, насколько оправданным является применение ПК. Надо всегда помнить, что ИКТ – это не цель, а средство обучения. Компьютеризация должна касаться лишь той части образовательного процесса, где она действительно необходима. Следовательно, ИКТ должно выполнять определенную образовательную функцию, помочь ребёнку разобраться в потоке информации, воспринять её, запомнить, а не в коем случае не подорвать здоровье. ИКТ должны выступать как вспомогательный элемент образовательного процесса, а не основной.

Просмотров работы: 823