В цивилизованном обществе здоровью ребенка придается особая роль и значимость. В настоящее время с понятием «здоровье» связывается не просто отсутствие болезни, а психическое, физическое и социальное благополучие личности.
Ухудшение состояния здоровья школьников - серьезная проблема, которая вызывает беспокойство у педагогов. С каждым годом увеличивается число учащихся, страдающих различными хроническими заболеваниями и освобожденных от занятий физической культурой, растет количество выпускников, имеющих какие-либо ограничения по состоянию здоровья.
Реформа школы предусматривает решение многих вопросов, направленных на охрану здоровья детей. Одной из важнейших задач школьного образования является формирование, сохранение и укрепление здоровья школьников - будущего нации. В этом мы видим актуальность темы исследования.
Понимание необходимости заботиться о своем здоровье и стремление к здоровому образу жизни (ЗОЖ) как важнейшему элементу общей культуры человека важно воспитывать на самых первых этапах обучения в школе прежде всего потому, что потери здоровья на младшей ступени обучения практически невосполнимы, их чрезвычайно трудно компенсировать в дальнейшем. Заложенные на младшей ступени обучения знания о здоровье закрепляются у человека на уровне подсознания на всю жизнь, умения и навыки ЗОЖ, приобретенные в раннем возрасте, превращаются в привычку и становятся основой его жизнедеятельности.
В связи с этим Федеральным государственным образовательным стандартом (далее ФГОС) в начальном общем образовании выделяется отдельное направление по формированию у младших школьников основ здорового образа жизни. Таким образом, здоровьесберегающая составляющая в современных условиях должна быть неотъемлемой частью основной образовательной программы образовательного учреждения [1].
Младший школьный возраст наиболее благоприятный для формирования навыков здорового образа жизни. Дети должны знать, что только здоровый человек может жить полнокровной жизнью и приносить максимальную пользу людям. У младших школьников воспитывается ответственное отношение к своему здоровью, формируется умение понимать и принимать ценные для здоровья решения. Школа должна взять на себя первостепенную роль в формировании здорового образа жизни учащихся. Главными ее направлениями следует считать общегигиеническое, физкультурно-оздоровительное, и экологическое.
Цель данной статьи - раскрыть основные направления, методы и средства формирования у младших школьников потребности сохранения и укрепления здоровья в аспекте требований Федерального государственного стандарта начального общего образования.
Образ жизни - это способ переживания жизненных ситуаций, а условия жизни - это деятельность людей в определенной среде обитания, в которой можно выделить экологическую обстановку, психологическую ситуацию в мини- и макросреде, быт и обустройство своего жилища.
Отсюда логически вытекает, что образ жизни непосредственно влияет на здоровье человека, а в то же время условия жизни как бы опосредованно оказывают влияние на состояние здоровья.
Здоровый образ жизни (ЗОЖ) можно охарактеризовать, как активную деятельность людей, направленную в первую очередь на сохранение и улучшение здоровья. При этом необходимо учесть, что образ жизни человека и семьи не складывается сам по себе в зависимости от обстоятельств, а формируется в течение жизни целенаправленно и постоянно.
Здоровый образ жизни не занимает пока первое место среди ценностей человека в нашей стране. Но если мы не научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше говорили: «В здоровом теле – здоровый дух», то не ошибется тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового.
Формирование ЗОЖ является главным рычагом первичной профилактики в укреплении здоровья населения через изменение стиля и уклада жизни, его оздоровление с использованием гигиенических знаний в борьбе с вредными привычками, гиподинамией и преодолением неблагоприятных сторон, связанных с жизненными ситуациями.
Таким образом, под здоровым образом жизни следует понимать типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая тем самым успешное выполнение своих социальных и профессиональных функций независимо от политических, экономических и социально-психологических ситуаций. Двигательная активность - это обязательный фактор здорового образа жизни. Необходимое и правильное сочетание многообразных физических нагрузок в повседневной жизни младшего школьника обеспечивает улучшение адаптационных процессов в организме, повышение работоспособности, качественное и более быстрое восстановление после умственной и физической работы [2].
Без физического самовоспитания, включающего в себя самопознание, определение целей и задач, практическое осуществление индивидуальных планов и программ, невозможна реализация здорового образа жизни. Позитивное влияние здорового образа жизни на личность обусловлено, с одной стороны, умением младшего школьника занять действенную позицию в отношении своего здоровья, а с другой - соответствовать этой позиции, подчинить действия и поступки требованиям здорового образе жизни.
Есть ценности, которые признаются всеми без исключения. Среди них одна из главных - здоровье человека, особенно маленького. Статистика свидетельствует, что состояние здоровья детей с каждым годом ухудшается: хронические заболевания наблюдаются в среднем у 40-45 % школьников; почти половина детей приходят в школу со значительными отклонениями в состоянии здоровья; у каждого шестого ребенка отмечается анемичный синдром; до 20% учащихся начальных классов имеют хронические тонзиллиты, на втором месте инфекционные заболевания (грипп), на третьем - болезни органов пищеварения. Характерно и такое заболевание, как кариес зубов.
За годы обучения в начальной школе в четыре раза увеличивается количество детей с пониженным зрением, в 1,6 - с нарушениями осанки. Эти и другие отрицательные тенденции являются итогом не только тяжелого социального кризиса, но и недостатков в организации школьного обучения, необоснованно завышенной учебной нагрузки, плохой организации питания, физического воспитания.
При организации учебно-воспитательного процесса учителя стараются организовать работу с учащимися так, чтобы учебная деятельность способствовала их всестороннему развитию. Все задания и вопросы направлены на развитие мышления (сравнить, исследовать, наблюдать, анализировать, обобщить и т.д.), на развитие воображения, фантазии, творчества, внимания, памяти.
Выделяют следующие компоненты формируемой у ученика личностной модели здоровья:
1) знание основ функционирования организма;
2) волевая регуляция жизни, связанная с сохранением здоровья;
3) способность к поиску активного выхода из состояния предболезни или заболевания;
4) личностные установки и мотивы оздоровительной деятельности [3].
Содержательный анализ этих компонентов показывает, что ни один из разделов Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни образовательного учреждения в полном объеме не обеспечивает поставленных ФГОС НОО задач. Следовательно, целесообразно обратить внимание на развивающееся в педагогике направление, главная задача которого - обучение детей ЗОЖ (Г.К. Зайцев, В.В. Колбанов, В.П. Петленко, Л.Г. Татарникова и др.). Как показывают данные этих исследований, результатом обучения и воспитания младших школьников по всем четырем представленным выше компонентам является овладение определенными знаниями и формирование у них потребности в здоровье, понимание сущности здорового образа жизни и выработка индивидуального способа валеологически обоснованного поведения.
Таким образом, с учетом требований ФГОС НОО методология воспитания у учащихся ЗОЖ, кроме обеспечения их грамотности в вопросах здоровьесбережения, включает и формирование мотивации на ведение здорового образа жизни, и воспитание ответственности за собственное здоровье и здоровье близких людей. Это не просто способы сохранения и укрепления здоровья, но и создание новых осознанных форм поведения, полезных для здоровья. Деятельность учителя в этом аспекте является образовательно-оздоровительной и представляет собой комплекс действий гигиенической, психолого-педагогической, природно-оздоровительной, художественно-эстетической направленности.
Будучи на практике во втором классе, мне довелось провести уроки - путешествия в Страну Здоровья. На одном из уроков ребята побывали в городе Трех дорог - Красной, Желтой и Зеленой. Путешествуя по Зеленой дороге, дети много узнали интересного о полезных продуктах, по Желтой - не очень полезных, по Красной - о тех продуктах, употребление которых необходимо ограничить. На Площади Развлечений дети отдыхали, а на Бульваре Сладкоежки рассуждали о сладостях. В гости к детям приходили так же и персонажи из учебников, а также Вася Неумыткин и Эдик Ангинкин, Мойдодыр и другие.
Для того чтобы заботиться о здоровье, необходимо знать свой организм. В четвертом классе на уроке по теме «Здоровый образ жизни - здоровое сердце» учащиеся не боятся проявить себя, потому что уверены: их не высмеют, над их мыслями задумаются, им подскажут, им помогут, их поддержат. Ученики стремятся проявить в себе лучшие качества человеческого характера: быть добрыми, чуткими, внимательными.
На уроках дети учились жить, следить за собой и своим здоровьем. Ребята анализировали поступки сказочных героев, рисовали «Страну здоровья», пели песни о ЗОЖ, а главное - вели дневники своего здоровья. Эти дневники представляли собой рисунки, где дети ежедневно клетками различного цвета обозначали, как они себя чувствуют. Если в дневнике несколько дней характеризуются параметрами «неудовлетворительно», - это повод для разговора с психологом.
В школе, где проходила практика, работа по формированию у школьников навыков ЗОЖ проводится в системе и закрепляется на других уроках, внеклассных мероприятиях: проводятся дни, недели, декады здоровья, олимпиады по вопросам здоровья, встречи с музыкальными работниками, уроки экологии, конкурсы сочинений, рисунков, плакатов, санбюллетеней, организовывается просмотр и обсуждение фильмов, слайдов по проблемам здоровья.
Приведем примеры некоторых занятий и мероприятий, целью которых является ознакомление учащихся с современным представлением о здоровом образе жизни, жизненных навыках. Сначала можно предложить детям небольшую беседу и выяснить, что же такое здоровый образ жизни. Затем детям будет интересно порисовать, но рисовать не то что они захотят, а то, что характеризует духовный, физический, социальный, интеллектуальный и эмоциональный аспекты благополучия человека (солнышко, сердце, улыбка и др.). Побеседовать с ними о том, что они нарисовали и почему они именно это нарисовали.
Можно так же провести мозговой штурм. Детям задать один вопрос и активно обсуждать его с ними. Можно, например, обсудить такой вопрос: «Что необходимо, чтобы растения хорошо росли?». Предлагаемые детьми ответы можно записывать на доске. Добавить или подчеркнуть следующее: ухаживать за растениями, сохранять их, пропалывать от сорняков; поливать, подкармливать, чтобы они хорошо развивались; лечить их от вредителей и болезней.
Подвести итог можно также беседой с детьми: Так и наше здоровье требует, чтобы его сохраняли (что мы для этого делаем?); развивали, укрепляли (что мы для этого делаем?); а в случае необходимости восстанавливали (что это значит?).
В конце урока, после того как побеседовали с детьми, можно записать на доске формулу здорового образа жизни: «Сохранять, развивать, восстанавливать».
Здоровый образ жизни - это первичная профилактика, в основе которой заложены стиль и уклад жизни, теоретико-методические знания по оздоровлению человека, его резервные возможности, формы и способы их развития и совершенствования. Поэтому постоянное внимание к здоровому образу жизни учащихся и студенческой молодежи осуществляется на уровне общественного сознания, образования и культуры. Мы убедились в том, что реализация технологий здоровьесбережения в учебно-воспитательном процессе по курсу «Окружающий мир» способствует сохранению и укреплению здоровья младших школьников [5].
При организации занятий теме «Здоровый образ жизни: жизненные навыки» рекомендуется принять за основу дидактический принцип сознательности и активности, который позволит не только добиться осознанного отношения учащихся к изучаемым вопросам, но и вызвать их активный интерес. Необходимо использовать педагогические методы, в основе которых лежит активное участие и сотрудничество учащихся между собой и с учителем. Смысл работы учителя при проведении факультативных занятий не в том, чтобы доминировать, а в том, чтобы направлять и регулировать эту совместную деятельность.
Список литературы:
1. Курильчик С.Н. Формирование образовательных результатов младших школьников на уроках окружающего мира// Начальная школа плюс до и после.- 2011.- №2.- С.93-107.
2. Понедельник С.В. Формирование здорового образа жизни в системе школьного образования /С.В.Понедельник//Современная семья: проблемы и перспективы. Ростов-на -Дону, 2004, с. 132-133
3.Глазько Т.А. Физическая культура и здоровый образ жизни в вопросах и ответах / Т.А. Глазько, Р.И. Купчинов. - Мн.: МГЛУ, 2006. - 38 с.
4.Касперович, Е. В. Проблемы в формировании здорового образа жизни / Е.В. Касперович // Здоровый образ жизни : сб. ст. Вып. 3 / редкол. : В. М. Киселев (отв. ред.) [и др.]. - Мн. : БГУ, 2005. - С. 5-6
5. Обухова Л.А., Лемяскина Н.А. Уроки здоровья //Начальная школа.-2002.- № 6. – С. 102.