Сказанное обосновывает большой потенциал музыки для формирования личностных качеств, через их переживание. Это весьма актуально сегодня, поскольку у современных людей понизился уровень культуры общения, духовности, толерантности, взаимопонимания, бескорыстия и т. д. А фундамент этих качеств закладывается в детстве и важную роль в данном процессе играет музыкальное образование, для которого решение указанной задачи постоянно усложняется, например, из-за технократизации социума и связанного с ним изменения поведения людей. Современные дети уже не мыслят жизни без компьютеров, интернета, гаджетов (из сферы развлечений) и т. д. Они занимают большую часть времени и внимания подрастающего поколения, увлекая своей яркостью видеоряда, высоким качеством звуковоспроизведения, скоростью предоставления услуг и исполнением многих желаний. Но отследить, проконтролировать, откорректировать содержание таких занятий очень сложно, также как и предсказать меру возможного отрицательного воздействия данного влияния на ребенка. Следует согласиться и мыслью Е. М. Шараповой, что «социальное расслоение людей, духовная девальвация, недооценка и пересмотр моральных ценностей вызывают негативные отклонения в развитии чувств, эмоций детей» [3, c. 3]. Противостоять этому школе очень сложно.
Наиболее эффективным в рассматриваемом направлении, на наш взгляд, является повышение внимания учителей к развитию у школьников эмоционального восприятия художественной стороны музыки в процессе ее освоения на уроках. Более того, уже в начальной школе дети способны давать оценки музыкальным произведениям, определять чувства, которые заложены в них. Очевидно, что возрастные особенности в этот период не позволяют ребенку всегда полно обозначать их вербально и выбор приходится делать исходя из нередко очень ограниченных представлений о всей палитре возможных человеческих чувств и опыта их переживаний. Следовательно, учителю необходимо учитывать данные ограничения при формировании содержания занятий. Весьма опасными при учебном общении с музыкой становятся и попытки свести изложение впечатлений учащихся к перечислению изобразительных «картинок», рисуемых в их воображении по ходу восприятия музыкального сочинения, что происходит под руководством учителя, через задаваемые вопросы. В таком случае рассказ ребенка приобретает характер статистического отчета (сколько упало капель с неба или сколько раз судьба постучала в дверь), не относящегося к рождаемым искусством чувствам. В результате этого попытки учителя добиться осознания драматургии произведения (образа и целостного, не коллажного его развития) становится тщетным или с очень большим трудом выполнимым.
Также важным является и то, что ребенок в коммуникациях с музыкой часто действует на эмпирическом уровне, не подкрепляя знаниями о ней (теоретическими и историческими) свои впечатления от осваиваемого произведения. Это не позволяет учащемуся объяснить, что именно в музыкальном материале стало причиной созданного настроения и его модуляций. Однако и обратная крайность вредна. Нельзя восприятие музыки превращать в непрерывную ее препарацию на отдельные элементы (части, фразы, мотивы, вплоть до единичных нот), убивающую в ней художественное начало и оставляющую подход только как к исследовательскому материалу (набор организованных звуков). Более того, при этом школьники могут испытывать затруднения осознания единой целостности произведения, увлекаясь разбором его частностей.
Сказанное позволяет утверждать, что все аналитические действия учащихся, связанные с восприятием музыки, должны сосредотачиваться на главном – выявление «закодированных» в ней чувств. Их определение заставляет переживать ребенка, пропускать через свою душу, примерять к себе. При таком подходе налаживание ассоциативных связей от обнаруженных чувств к возможным их носителям, которые могут быть взяты и из жизни детей, становится средством усиления эмоциональных переживаний учащихся от воспринимаемой музыки.
С позиций психологии «чувство как процесс, имеющий различные стадии развития, различные степени интенсивности, различный характер и бесконечное множество оттенков, которое может вступать с другими одновременно происходящими в сознании человека процессами» [2, с. 15]. Это свойство чувств применительно к целенаправленному и методически эффективному восприятию музыки школьниками обеспечивает формирование у них актуальных на сегодня личностных качеств, что приближает решение обозначенной в нашей статье образовательной задачи.
Список использованных источников
Афоризмы и цитаты о музыке [Электронный ресурс] : Цитаты и афоризмы: сайт citaty.su. Режим доступа: http://citaty.su/aforizmy-i-citaty-o-muzyke
Харлашко, М. А. Формирование артистизма у детей младшего школьного возраста в системе учреждений дополнительного образования: автореф. дисс. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / Харлашко Милена Александровна. – М., 2011. – 24 с.
Шарапова, Е. М. Развитие эмоциональной сферы младших школьников на музыкальных занятиях в условиях дополнительного образования: дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Шарапова Елена Михайловна. – Ижевск, 2006. – 173 с.