УКЛАД ЖИЗНИ ШКОЛЫ И ЕГО ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

УКЛАД ЖИЗНИ ШКОЛЫ И ЕГО ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ

Пикулева С.В. 1, Илалтдинова Е.Ю. 1
1НГПУ им. Козьмы Минина
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В наше время, после длительного периода преобладания учебной направленности начинает осознаваться необходимость целенаправленного и активного возвращения в любое детское объединение (школа, секция, кружок и др.) воспитательной функции. За это время выросло поколение учителей и воспитателей, не умеющих организовать воспитательный процесс, не обладающих необходимыми компетенциями для этого, не заинтересованных в работе. Многие студенты педучилищ и педвузов не хотят работать с детьми, единицы идут в школу. Чего же не хватает учителю, помимо знаний, умений и навыков работы с детьми в процессе учебы? Очевидно, воспитательной составляющей его деятельности. Школьный учитель не ощущает себя воспитателем, вся его воспитательная функция зачастую ограничивается чтением морали ученику и вызовом родителей в школу. А.С. Макаренко, анализируя подобное состояние дел в начале 20-х годов, приходит к выводу: «В результате наша практика представляет обыкновенно безотрадную картину двух лагерей, в лучшем случае находящихся в состоянии мира, но никогда не слияния, не дружбы, не единства» [4, ч.2, с.36]. Такая же картина наблюдается в современных школах повсеместно.

А.С. Макаренко – выдающийся представитель социальной педагогики. Это жизненно-ориентированная педагогика, стремящаяся исходить из практических результатов целенаправленной организации жизнедеятельности детской общности. Социальная педагогика А.С. Макаренко открывает новое в развитии этой общности. Сближая молодое и старшее поколения в процессе жизненной практики, приобщения учащихся к производству и социально-культурной деятельности, А.С. Макаренко вводит понятие единой детско-взрослой общности, воспитательного коллектива, участвующего в производительном труде. Он видит бесперспективность отделения взрослого коллектива от детского. А.С. Макаренко предостерегал, что обособление детского и педагогического коллективов, дефицит общения со взрослыми, порождает языковую бедность воспитанников, детское мышление, инфантильность, излишнюю самонадеянность, у старших подростков сознательное противопоставление себя взрослым, даже анархизм.

Широкую известность приобрело определение коллектива, сформулированное А.С.Макаренко и ставшее классическим. Коллектив характеризуется им как добровольное объединение, устремленное к единой цели, организованная общей деятельностью, с выборными органами управления, поддерживающая дисциплину и ответственность: «Нельзя представить себе коллектив, если взять попросту сумму отдельных лиц. Коллектив – это социальный живой организм, который потому и организм, что он имеет органы, что там есть полномочия, ответственность, соотношение частей, взаимозависимость…» [4, ч.7, с.272-273]. Организуемый и управляемый педагогом воспитательный коллектив учреждения [5] становится той формой жизнедеятельности воспитанников, которая организует воспитательное пространство и в то же время является наилучшим средством формирования всесторонне развитой личности . В «Операционном плане педагогической работы трудовой коммуны им. Ф.Э. Дзержинского» А.С. Макаренко указывает: «Нужно создать то, что мы называем общим тоном. … Сюда относится и покрой одежды, и манера говорить со стороны педперсонала, и правила вежливости, и отношение посторонних. Особенно же он организуется такой формой быта, которая идет навстречу постоянному стремлению детей к игре… мы вокруг игры строим наш быт»[4, ч.2, с.41]. В этом же плане прямо прописывалось полное равноправие воспитателей и воспитанников, их обязательное участие во всех функциях коммуны, нераздельность педколлектива и др. Работа воспитателя включала школьные занятия, рабочее и вечернее дежурство. Не было закрепления воспитателя за группой детей; он не имел права распоряжаться и наказывать. Он должен был полагаться на свой авторитет. Коммуна отказалась от штатных воспитателей в октябре 1930 года, полагаясь на воспитание всем укладом жизни учреждения. Сам уклад жизни колонии-коммуны как главный фактор воспитания закреплялся в ее внутренней «Конституции», выработанной в ходе практики.

Значительная часть педагогических открытий А.С. Макаренко может и должна быть перенесена в школу: воспитывать будет не отдельный педагог со своим планом воспитательных мероприятий, а сам уклад жизни школы, общий тон развития, воспитательный коллектив школы. Тогда и дети будут воспринимать педагогическое требование адекватно, понимая, что педагог предъявляет его от имени коллектива и, шире, самого общества. Тогда и учитель не будет бояться такого количества детей с разными желаниями, ведь за его спиной стоит мощный общий воспитывающий уклад школьной жизни, требование коллектива.

Библиография

1. Зуева И.В. Теории воспитательного коллектива в отечественной педагогике 1946-1991 // Дисс. на соиск. уч. ст. канд. пед. наук. – Пятигорск 2004.

2. Илалтдинова, Е.Ю. Наследие А.С. Макаренко: производственный труд учащихся / Е.Ю. Илалтдинова // Народное образование. 2011. № 5. – с.90-94

3. Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание…Воспитание! М.: Педагогическое общество России, 2000.- 256с.

4. Макаренко А.С. Школа жизни, труда, воспитания. Учебная книга по истории, теории и практике воспитания. / А.С. Макаренко; сост. и коммент. А.А. Фролов, Е.Ю. Илалтдинова, С.И. Аксенов. – Н. Новгород: Изд-во НГПУ им. К. Минина, 2014.

5. Фролов, А.А. Догмы и новые ракурсы изучения наследия А.С. Макаренко / А.А. Фролов, Е.Ю. Илалтдинова // Педагогика. 2009. № 5. - с. 80-88.

Просмотров работы: 628