ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ МЕХАНИЗМА ИННОВАЦИОННОГО ЛИФТА РОССИИ НА ПРИМЕРЕ ЕГО ФУНКЦИЙ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ МЕХАНИЗМА ИННОВАЦИОННОГО ЛИФТА РОССИИ НА ПРИМЕРЕ ЕГО ФУНКЦИЙ

Артемьева Л.М. 1
1ФГБОУ ВПО "АлтГУ"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Утвержденная стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года определяет курс и общую структуру механизма обеспечения перехода России на инновационный путь развития национальной экономики, который является одним из главных условий выхода из экономического кризиса в краткосрочной перспективе, а в долгосрочной - обеспечение конкурентоспособности российской продукции на международных рынках.

В 2009 г. в рамках работы Комиссии при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики была обозначена потребность в формировании эффективной системы диффузии инноваций. Планируется, что реализация инновационных процессов на национальном уровне будет скоординирована от научно-исследовательских работ до вывода высокотехнологичной продукции на рынок.

В последствии, Внешэкономбанком было разработано многостороннее соглашение о взаимодействии институтов развития и заинтересованных организаций. Такой механизм получил название "инновационный лифт".

Суть механизма - обеспечение непрерывного финансирования инновационных проектов малых и средних предприятий на всех стадиях инновационного цикла. Таким образом, пройдя все "этажи" инновационного лифта, проект получает финансирование от исследований до выхода на глобальные рынки.

Основные функции системы состоят в следующем:

1) финансирование инновационных проектов на разных стадиях их осуществления (см. описание "этажей");

2) поиск и предоставление перспективных проектов для финансирования (Федеральное агентство по делам молодежи, «ОПОРА РОССИИ», Российская ассоциация венчурного инвестирования, Агентство стратегических инициатив);

3) привлечение частных инвестиций в проекты, уже поддерживаемые иными институтами развития (ЗАО «Московская межбанковская валютная биржа», Российская ассоциация венчурного инвестирования);

4) формирование черт универсальности требований участников механизма ( единые подходы к отбору, экспертизе и т.д.);

5) формирование системы эффективной системы взаимодействия между субъектами отношений.

Однако, реализация функций инновационной системы России на практике столкнулась с рядом препятствий. Рассмотрим особенности реализации некоторых из функций инновационного лифта.

Стоит отметить, что сам "скелет" инновационного лифта (без учета координации между субъектами) обосновывает финансирование на всех стадиях реализации проектов, что формально гарантирует успешное осуществление инновационного процесса. Кроме того, прохождение первых этапов финансирования должно значительно упрощать процесс получения инвестиций следующего этапа.

Основные этапы финансирования проектов

"Этаж" инновационного лифта

Институты, обслуживающие данный этаж (предоставляющие финансирование)

грант на исследование

Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, научные гранты Минобрнауки

финансирование на разработку прототипа

РФТР (Российский фонд технологического развития), венчурные фонды РВК, гранты Фонда «Сколково»

инвестиции для расширения производства

программы Российского банка развития малого и среднего предпринимательства (МСП Банк), фонды РВК,

инвестиции на завоевание глобальных рынков

Роснано, ВЭБ, Рынок инноваций и инвестиций на ММВБ

Одни и те же институты развития могут финансировать разные стадии реализации инновационных проектов, поскольку изначально они имеют собственное видение, но были интегрированы в общую систему и их координация затруднена. И это касается не сколько распределения ответственности, как непонимания инициаторов проекта различных институтов и их ролей. Как отметил Иван Бортник, основатель Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (финансирование на предпосевных и посевных стадиях), после включения Роснано в механизм инновационного лифта многие молодые ученые подали заявки на финансирование исследований именно туда. Однако, участники не смогли оценить критериальность института заранее, чем было обусловлено низкое количество поддержаных заявок. Многие эксперты отмечают, что Роснано действительно является довольно "агрессивным", что, возможно, мешает ему быть институтом развития.

Кроме того, многие институты формируют собственные "линии" реализации инновационных проектов, несмотря на традиционные этапы поддержки - как, например, Роснано, который иногда финансирует начальные исследования или Фонд Бортника, разрабатывающий программы для расширения производства или выхода на глобальный рынок. Кажется, что такой подход рождает широкий выбор, государственные структуры пытаются дифференцировать предлагаемую поддержку, однако из-за несоответствия требований возможность перехода от одного института развития к другому оказывается закрыта, компания находит поддержку в рамках одного Фонда. Важной проблемой инновационного лифта здесь можно считать отсутствие "владельца" системы, и постепенно каждый институт начинает позиционировать себя таковым. Стоит отметить позитивные тенденции - в связи с разработкой собственных вертикалей поддержки между государственными Фондами появляются некие элементы конкуренции, которые, по мнению многих аналитиков, приведут к эффективности функционирования системы в целом.

Как уже было сказано, финансирование проектов на разных стадиях может осуществляться эффективно, однако для этого следует решить ряд проблем.

Следующей функцией, осуществление которой оказывается затруднено, является привлечение частных инвестиций в проекты. Сам механизм привлечения частного инвестора практически не имеет нареканий. Однако, организации не стремятся к такого рода финансированию, что зачастую закрывает им путь на прохождение высших этажей инновационного лифта. Многие программы государственной поддержки инноваций реализуются на паритетной основе (когда организациям для получения государственного гранта необходимо найти внешнего инвестора, который будет готов вложить до половины от суммы финансирования).

Меры такого рода определенным образом направлены на то, что организации не должны ориентироваться на помощь государства как единственно правильный путь, а рассчитывать на помощь на определенном этапе. Однако такая система не может коренным образом изменить мировоззрение компаний, поскольку получить государственную поддержку намного проще, чем привлекать частного инвестора и терять часть своей компании. Таким образом, на определенном этапе многие проекты "уходят" из механизма лифта.

Рассмотрим программу "СТАРТ" Фонда Бортника. Она ориентирована на трехлетнее финансирование, условием перехода на второй и третий год является поиск инвестора и осуществление финансирования на паритетной основе. Сама же программа ориентирована на поддержку стартапов на ранних стадиях инновационной деятельности. Обычно, число поддержанных проектов 2го и 3го этапов оказывается в 2-3 раз меньше, чем проектов 1-го этапа. При этом, удовлетворяется около 80% заявок от организаций, подающих на 2 и 3 годы финансирования. Например, по России на конкурс "СТАРТ" в 2015 г. по первому этапу было подано 1857 заявок, а по второму и третьему - 110 и 159. По Алтайскому краю на первый этап программы было подано 19 заявок, на второй и третий - 3 и 2 заявки. Таким образом, многие компании просто выходят из механизма лифта на определенном этапе.

Однако, многие эксперты не видят здесь ничего критичного - они считают, что реализация механизма таким образом все равно способствует диффузии инноваций. К тому же, выходя на реальный рынок с проектом организация в полной мере может оценить его перспективность, чем в "лабораторных условиях".

Рассматривая результаты отбора программы СТАРТ, можно отметить, что в 2015 г. 75% из числа всех неподдержанных заявок участников Алтайского края было отклонено по формальным признакам, что говорит о сложности коммуникаций на входе в систему. Кроме того, не всегда эффективно взаимодействие между участником программы и ее организатором в процессе реализации программ поддержки. Реализация финансирования требует от компании постоянной отчетности. Как отметил Александр Бервено, получивший финансирование от Фонда Бортника,. грантов от "Роснано" и фонда "Сколково", для отчетности по Фонду Бортника он написал несколько десятков страниц, для "Роснано" 100, а в Сколково предоставил 500-страничный отчет. Все это говорит не только о бюрократизации, но и о различности подходов к определению требований по проектам, что не соответствует еще одной функции системы - формирование черт универсальности требований участников механизма.

Кроме того, основной проблемой механизма инновационного лифта мы считает отсутствие конечного потребительского спроса на инновации. Однако, по мнению разработчиков системы, организации должны заниматься инновациями, а те уже родят новые рынки.

Действительно, согласно базовым законам экономики, предложение может родить спрос. Однако в реальности так не происходит, потому что компании не могут предложить свой товар на внутреннем рынке, путь выхода на экспорт зачастую оказывается закрыт в связи с низкой конкурентоспособностью продукции. В связи с этим государством был принят ряд мер - инновационную продукцию было предложено закупать государственным компаниям, однако, по нашему мнению, это не приведет к формированию новых рынков.

Таким образом, для решения проблем реализации механизма инновационного лифта нужно в первую очередь определить в нем роль как каждого института, рынка и государства.

Источники:

www.online.fasie.ru

www.ipoboard.ru/ru/page/innovalift

www.kommersant.ru

Просмотров работы: 933