СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ В РФ, РАСЧЕТЫ С ВНЕБЮДЖЕТНЫМИ ФОНДАМИ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ В РФ, РАСЧЕТЫ С ВНЕБЮДЖЕТНЫМИ ФОНДАМИ

Родина В.Н. 1, Костоусова Е.С. 2
1Институт менеджмента и бизнеса, Тюменский государственный нефтегазовый университет
2Тюменский государственный нефтегазовый университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Социальное страхование является значимой частью экономики Российской Федерации, где оно представлено страховым рынком, выступающим как особая социально-экономическая структура, форма денежного обращения, которая создана в рамках системы социальной защиты населения.

Необходимость изучения социального страхования обусловлена тем, что данная система и эффективное функционирование экономики тесно взаимосвязаны. Назначение страхования заключается в минимизации последствий от наступления различных неблагоприятных событий, обеспечение бесперебойности работы предприятий, поддержание материального благосостояния граждан. Все это оказывает прямое воздействие на общий уровень экономики страны в целом.

В настоящее время, необходимость изучения и развития социального страхования становится наиболее значимой и актуальной, так как происходит обострение экономических проблем и социальной напряженности, способных нанести ущерб хозяйствующим субъектам. Также, от состояния расчетов с внебюджетными фондами на предприятии зависит его финансовое состояние: несвоевременные платежи, неверно исчисленные суммы страховых взносов, могут повлечь за собой начисление штрафов.

Всесторонняя ответственность государства, негосударственных структур и общественных объединений является основой системы социального страхования механизм которой, базируется на деятельности внебюджетных фондов, предназначенных для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, охрану здоровья, медицинскую помощь, при помощи различных выплат и пособий. Средства для осуществления таких выплат в фондах формируются за счет страховых взносов, в связи с чем, их правильное исчисление имеет большое значение для населения.

С целью изучения практических сторон социального страхования, было выбрано дочернее предприятие одной из крупных строительных фирм Тюменской области.

Социальное страхование представляет собой определенный способ перераспределения национального дохода. Его задача заключается в обеспечении и реализации прав граждан на материальное обеспечение от социальных рисков, которые являются предпосылкой появления самого социального страхования [19].

Страхование осуществляется в случаях, когда вероятность наступления рисков может быть оценена и существуют определенные финансовые гарантии компенсации возникшего в результате ущерба.

Социальный риск – это вероятность наступления не зависимых от воли человека событий, нарушающих его социальную и экономическую жизнедеятельность, например: необходимость получения медицинской помощи, потеря кормильца, достижение пенсионного возраста, а также другие случаи [13].

Мировой практикой признано, что социальное страхование является наиболее эффективным инструментом управления риском, в связи с чем, остается на сегодняшний день наиболее распространенным и весомым элементом системы социальной защиты. В его основе лежат следующие принципы:

1.Полный охват заинтересованных в социальном обеспечении лиц, то есть равная для каждого возможность получать социальное обеспечение при наступлении социального риска;

2.Распределение обязательств, связанных с уплатой страховых взносов в фонды социального страхования между работниками и работодателями с привлечением средств государственного бюджета при возникновении такой необходимости;

3.Соответствие величины страхового взноса степени социальной защиты, которая необходима населению исходя из общественных стандартов уровня и качества жизни;

4.Соответствие страховых выплат степени потребности в социальной помощи с учетом размеров, сроков и других условий уплаты страховых взносов [20].

Социальное страхование существует в двух формах: обязательное страхование; добровольное страхование.

Субъектами данных форм являются:

1.Страховщик - это юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации для осуществления деятельности по страхованию и получившее лицензию на осуществление данного вида деятельности [1].

2.Страхователь - организации, а также граждане, заключившие договор страхования со страховщиком и обязанные в соответствии с федеральными законами выплачивать ему страховые взносы [2].

3.Застрахованное лицо - это лицо, здоровье, жизнь, имущество или пенсионное обеспечение которого застрахованы [2].

Добровольное страхование - форма страхования, при которой договор страхования между страховщиком и страхователем заключается на добровольных началах. Как правило, принцип добровольности распространяется на обе стороны страхового договора [16].

В российском национальном страховом рынке выделяют три отрасли добровольного страхования:

1.Личное страхование, где в качестве объектов страхования выступают жизнь, здоровье и трудоспособность человека;

2.Имущественное страхование, при котором объектом страхования выступает имущество в различных видах;

3.Страхование ответственности, где объектом страхования выступает ответственность перед третьими лицами (физическими и юридическими), в отношении которых может быть причинен ущерб.

Перечисленные отрасли страхования включают в себя большое количество видов страховых услуг, распределяемых по объекту страхования, по стоимости, по долгосрочности, по масштабу. Наибольшее значение среди всех существующих видов имеет добровольное личное страхование, с точки зрения социальной защиты населения.

Страховая сумма подлежит выплате, только если страховой случай произошел в период страхования. Непрерывность страхования возможно обеспечить только путем повторного перезаключения договора.

Страховая сумма - определённая договором страхования или установленная законом денежная сумма, в пределах которой страховщик при наступлении страхового случая обязуется выплатить страховое возмещение по договору страхования. Исходя из страховой суммы, устанавливаются размеры страхового взноса [1].

Страховой случай - событие, представляющее собой реализацию социального страхового риска, с наступлением которого возникает обязанность страховщика произвести страховую выплату страхователю [1].

В современной системе социального страхования основной формой выступает обязательное страхование, так как осуществляется в силу закона в отношении всех категорий граждан, подвергающихся социальным рискам.

Согласно Федеральному Закону «Об основах обязательного социального страхования» от 16.07.1999 N-165-ФЗ (ред. от 01.12.2014) обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых и экономических мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и социального положения работающих граждан [2].

При обязательном страховании законом должны определяться три вопроса: объекты, подлежащие обязательному страхованию, виды рисков, минимальные размеры страховых сумм. Если хотя бы одно из условий, не определено законом, обязательное страхование нельзя считать установленным, не возникает обязанность страхования.

В системе обязательного страхования видами социальных страховых рисков являются: необходимость получения медицинской помощи, временная нетрудоспособность, трудовое увечье и профессиональное заболевание, материнство, инвалидность, наступлением старости и другие.

При наступлении одновременно нескольких страховых случаев порядок выплаты страхового возмещения по каждому страховому случаю определяется в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Страховое возмещение - денежная компенсация, выплачиваемая страхователю при наступлении страхового случая из страхового фонда для покрытия ущерба [15].

Каждому виду страхового риска соответствует определенный вид страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию, то есть исполнение страховщиком своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством страховых выплат:

1.Оплата медицинскому учреждению расходов, связанных с предоставлением застрахованному лицу необходимой медицинской помощи;

2.Пенсия по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца;

3.Пособие по временной нетрудоспособности, в связи с трудовым увечьем и профессиональным заболеванием, по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им полутора лет, по безработице и другие;

4.Пособие на санаторно-курортное лечение;

5.Социальное пособие на погребение;

6.Оплата путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей [21].

Для целей реализации задач социального страхования осуществляется формирование специализированных страховых фондов денежных средств, имеющих несколько форм: государственные фонды, фонды самострахования, фонды страховых компаний.

Государственные страховые фонды или внебюджетные фонды, представляют собой первую по значимости форму образования и использования денежных средств, базирующуюся на правовых, экономических и организационных мерах, вырабатываемых государством в целях компенсации или минимизации последствий изменения материального и социального положения граждан страны. Средства государственных фондов расходуются исключительно в целевом назначении [17].

В России существуют три внебюджетных фонда (рисунок 1.)

 

Обязательное социальное страхование

 

 

Пенсионный фонд Российской Федерации

Обязательное пенсионное страхование

 

 

Фонд обязательного медицинского страхования и Пенсионный фонд Российской Федерации

Обязательное медицинское страхование

 

 

Обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также от несчастных случаев на производстве

 

 

Фонд социального страхования Российской Федерации

 

Рис. 1. Система обязательного социального страхования

Рассмотрим отдельно каждый из них:

1.Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР)

Главным функциональным назначением Пенсионного фонда Российской Федерации является обеспечение финансовой стабильности пенсионной системы государства и создание условий для регулярной выплаты пенсий в установленные сроки.

2. Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС)

Фонд социального страхования выполняет ряд задач:

  • Формирует денежные фонды, из которых возмещаются затраты, связанные с поддержанием нетрудоспособных лиц, и лиц не участвующих в трудовом процессе;

  • Обеспечивает поддержание необходимого количества и структуры воспроизводства трудовых ресурсов (населения);

  • Сокращает разрыв между работающими и неработающими гражданами в уровне благосостояния вследствие чего, происходит повышение качества жизни различных социальных групп населения [8].

Фонд социального страхования является страховщиком, обеспечивающим два вида страхования (рисунок 2)

 

Фонд социального страхования РоссийскойФедерации

 

 

Обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

Обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством

 

Рис. 2. Сферы деятельности Фонда социального страхования

3.Фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации (ФОМС).

Обязательное медицинское страхование - система формируемых государством правовых и экономических мер, направленных на обеспечение бесплатного оказания медицинской помощи застрахованному лицу, за счет средств обязательного медицинского страхования [17].

Существуют Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования. Страховщиком в системе обязательного медицинского страхования признается Федеральный фонд, а территориальные фонды выполняют отдельные полномочия страховщика в части реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования.

В целях выполнения основных задач Федеральный фонд обязательного медицинского страхования выполняет следующие функции:

1.Участвует в разработке программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;

2.Аккумулирует средства обязательного медицинского страхования и управляет ими, формирует и использует резервы для обеспечения финансовой устойчивости обязательного медицинского страхования;

3.Устанавливает формы отчетности и определяет порядок ведения учета и отчетности оказанной медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию;

4.Осуществляет контроль за соблюдением субъектами обязательного медицинского страхования законодательства об обязательном медицинском страховании;

5.Определяет общие принципы построения и функционирования информационных систем в сфере обязательного медицинского страхования [3].

Территориальные фонды осуществляют следующие функции:

1.Участвуют в разработке территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и определении тарифов на оплату медицинской помощи на территории субъектов Российской Федерации;

2.Сосредотачивает финансовые средства обязательного медицинского страхования граждан на территориях и управляют ими;

3.Финансируют страховые медицинские организации, имеющие соответствующие лицензии;

4.Собирают и обрабатывают данные персонифицированного учета сведений о застрахованных лицах и об оказанной им медицинской помощи в соответствии с законодательством РФ [3].

Основными источниками поступления средств во внебюджетные фонды социального страхования являются страховые взносы.

Страховые взносы представляют собой обязательные периодические платежи, производимые законодательно установленными группами населения, хозяйствующими субъектами, а при необходимости - государством, и аккумулируемые в страховых фондах для осуществления социальной защиты [22].

Рассмотрим, как происходит формирование сумм страховых взносов на примере дочернего предприятия одной из крупных строительных фирм Тюменской области. Вначале изучим процесс расчета страховых взносов уплачиваемых в Пенсионный фонд и Фонд обязательного медицинского страхования.

Исследуемое предприятие, согласно Федеральному закону от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ, регулирующего отношения, связанные с уплатой страховых взносов, признается плательщиком, производящим выплаты физическим лицам.

Процесс расчета происходит ежемесячно исходя из начисленных выплат работнику и установленного законодательством страхового тарифа с применением программы «1С: Предприятие 8.1.». Для того, чтобы обеспечить автоматическое заполнение и расчет необходимых документов, по результатам начисленной заработной платы, происходит установление соответствующих ставок страховых взносов. Предприятие не редактируют ставки вручную, так как регулярно выполняется обновление информационной базы, после которой ставки автоматически соответствуют законодательству. Расчет страховых взносов производится автоматически по всем сотрудникам.

Обязанность по расчету взносов возлагается на ведущего специалиста по заработной плате, который осуществляет проверку начисленных страховых взносов программой в следующем порядке:

В первую очередь, определяется, является ли выплата объектом обложения страховыми взносами.

Объектом обложения страховыми взносами для предприятия признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.

Не относятся к объекту обложения страховыми взносами выплаты и иные вознаграждения, производимые в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество, и договоров, связанных с передачей в пользование имущества [5].

Далее, руководствуясь Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ, специалист выясняет, указана ли выплата в перечне выплат, не облагаемых страховыми взносами.

Следующим шагом расчета страховых взносов, является определение облагаемой базы, которая рассчитывается как сумма выплат и иных вознаграждений, являющихся объектом обложения страховыми взносами начисленных за расчетный период в пользу работников предприятия за исключением сумм, не облагаемых страховыми взносами.

База для начисления страховых взносов исследуемым предприятием определяется отдельно в отношении каждого физического лица и устанавливается в сумме, не превышающей определенный размер регламентированный Правительством Российской Федерации, с начала расчетного периода по истечении каждого календарного месяца нарастающим итогом.

Размер предельной величины базы для начисления страховых взносов в разные годы составлял:

  • С 1 января 2014 года - 624 000 рублей [10];

  • С 1 января 2013 года - 568 000 рублей [11];

  • С 1 января 2012 года - 512 000 рублей [12].

Начиная с 2015 года, для страховых взносов в части ФОМС отменена предельная база. Таким образом, медицинские взносы отчисляют со всех выплат работникам независимо от их суммы.

Предельная величина базы для начисления страховых взносов в Пенсионный фонд с 2015 года равна 711 000 рублей [9].

С выплат превышающих предельный размер базы для начисления страховых взносов в ПФР необходимо уплачивать 10 %.

Расчет облагаемой базы на обязательное пенсионное страхование и медицинское страхование произведенный ЗАО «ДСК-Сантехмонтаж» в октябре 2014 года представлен в примере 1.

Пример 1.

Всего начислено: 5 599 450,10 рублей.

Суммы выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами, в общей сложности, составили: 76 328, 34 рублей.

В эту группу вошли такие виды выплат как: оплата больничных за счет средств организации в сумме 13 325,70 рублей; оплата больничных листов в сумме 63 002, 64 рублей.

Сумма выплат и иных вознаграждений, подлежащих обложению страховыми взносами: 5 523 121,76 руб.

Сумма выплат превышающих предельную величину базы для начисления страховых взносов: 373 188, 52 рублей.

Таким образом, база для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и медицинское страхование в октябре 2014 года составила:

5 599 450, 10 - 76 328, 34 - 373 188, 52 = 5 149 933, 24 рублей

После определения облагаемой базы, происходит расчет сумм страховых взносов, применяя установленный законодательством тариф страховых взносов.

Тариф страхового взноса - размер страхового взноса на единицу измерения базы для начисления страховых взносов [5].

На предприятии, в соответствии с законодательством, применяют два вида тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование: общеустановленные и дополнительные, которые приведены в таблице 1 и таблице 2 соответственно.

Таблица 1.

Общеустановленные тарифы страховых взносов

База для начисления страховых взносов

Тариф страхового взноса

ПФ

ФФОМС

В пределах установленной величины базы для начисления страховых взносов

22 %

5,1 %

Свыше установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов

10 %

0 %

Таблица 2.

Дополнительные тарифы страховых взносов

Класс условий труда

Подкласс условий труда

Тариф страхового взноса

Вредный

3.4

7,0 %

3.3

6,0 %

3.2

4,0 %

3.1

2,0 %

Взносы, исчисленные по дополнительным тарифам, уплачиваются только в Пенсионный фонд Российской Федерации.

С 1 января 2014 года размер тарифа дополнительных страховых взносов зависит от результатов специальной оценки условий труда, которая проводится не реже чем один раз в пять лет, по данным полученных результатов происходит установление классов условий труда на рабочих местах. Каждому классу соответствует определенный размер тарифа страхового взноса.

Условия труда по степени вредности или опасности подразделяются на четыре класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные условия труда. По результатам проведенной оценки условий труда (аттестации рабочих мест) в отношении некоторых рабочих мест на предприятии был присвоен класс «3» – вредный.

Вредными условиями труда являются условия труда, при которых уровни воздействия вредных производственных факторов превышают уровни, установленные нормативами условий труда, в том числе:

1.Подкласс 3.1 (вредные условия труда 1 степени) - условия труда, при которых на работника воздействуют вредные факторы, после воздействия которых, функциональное состояние организма работника восстанавливается при более длительном, чем до начала следующего рабочего дня, прекращении воздействия данных факторов [7];

2.Подкласс 3.2 (вредные условия труда 2 степени) - условия труда, при которых на работника воздействуют вредные факторы, уровни воздействия которых, способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника, приводящие к развитию начальных форм профессиональных заболеваний или заболеваний легкой степени тяжести (без потери профессиональной трудоспособности). Данный подкласс условий труда в рассматриваемом предприятии ЗАО «ДСК-Сантехмонтаж» по результатам аттестации отсутствует [7];

3.Подкласс 3.3 (вредные условия труда 3 степени) - условия труда, при которых на работника воздействуют вредные факторы, уровни воздействия которых, способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника, приводящие развитию профессиональных заболеваний легкой и средней степени тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности) в период трудовой деятельности [7];

4.Подкласс 3.4 (вредные условия труда 4 степени) - условия труда, при которых на работника воздействуют вредные факторы, уровни воздействия которых, способны привести к развитию тяжелых форм профессиональных заболеваний (с потерей общей трудоспособности) в период трудовой деятельности [7].

Расчет сумм страховых взносов осуществляется следующим образом: ранее определенную базу для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и медицинское страхование, необходимо умножить на соответствующий тариф страхового взноса.

Расчет сумм начисленных взносов на предприятии по обязательному пенсионному страхованию, с применением общеустановленных и дополнительных тарифов, на обязательное медицинское страхование за октябрь 2014 года, представлен в примере 2.

Пример 2.

База для начисления взносов на обязательное пенсионное страхование составила 5 149 933, 24 рублей, таким образом:

5 149 933, 24 * 22 % = 1 132 985, 31 рубля начислено страховых взносов с сумм, не превышающих предельную базу.

Сумма выплат превышающих предельную величину базы составила 373 188, 52 рубля, таким образом:

373 188, 52 * 10 % = 37 318,85 рублей - начислено страховых взносов с сумм, превышающих предельную базу.

База для начисления взносов на обязательное медицинское страхование также составила 5 149 933, 24 рубля, таким образом:

5 149 933, 24 * 5,1 % = 262 646,60 рублей - начислено страховых взносов по обязательному медицинскому страхованию.

Расчет сумм взносов на обязательное пенсионное страхование по дополнительному тарифу:

Подкласс условий труда 3.4

База для начисления страховых взносов составила 49 813,48 рубля.

49 813, 48 * 7 % = 3 486,94 рублей - начислено страховых взносов.

Подкласс условий труда 3.3

База для начисления страховых взносов составила 2 321 769,53 рубля.

2 321 769,53 * 6 % = 139 306,17 рублей - начислено страховых взносов.

Подкласс условий труда 3.1

База для начисления страховых взносов составила 453 442,91 рубля.

453 442,91 * 2 % = 9 068,86 рублей - начислено страховых взносов.

Уплата страховых взносов, также как и их исчисление, осуществляется предприятием каждый месяц в виде обязательных платежей в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется ежемесячный обязательный платеж.

Уплата страховых взносов осуществляется отдельными расчетными документами, направляемыми в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на соответствующие счета Федерального казначейства.

Перейдем к изучению расчета страховых взносов в Фонд социального страхования РФ.

Предприятие осуществляет расчет страховых взносов по двум видам страхования: на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Расчет страховых взносов на предприятии происходит, также как и в предыдущем случае, ежемесячно исходя из начисленных выплат работнику и установленного законодательством страхового тарифа. Ведущий специалист по заработной плате, осуществляет проверку начисленных страховых взносов программой в том же порядке, что и расчет сумм взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование.

1.Устанавливается, является ли выплата объектом обложения страховыми взносами, а также происходит ее сопоставление с перечнем выплат, не облагаемых страховыми взносами.

Объект обложения страховыми взносами по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством совпадают с правилами по обязательному пенсионному и медицинскому страхованию.

Объектом обложения страховыми взносами по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, если в соответствии с гражданско-правовым договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы [4].

Суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами по всем видам страхования аналогичны правилам, относящимся к обязательному пенсионному и медицинскому страхованию, за исключением того, что в базу не включаются любые вознаграждения, выплачиваемые физическим лицам по договорам гражданско-правового характера.

2.Происходит расчет облагаемой базы по страховым взносам.

База для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования по всем видам страхования рассчитывается как сумма выплат и иных вознаграждений, являющихся объектом обложения страховыми взносами начисленных за расчетный период в пользу работников предприятия за исключением сумм, не облагаемых страховыми взносами.

База для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством определяется отдельно в отношении каждого физического лица и устанавливается в сумме, не превышающей определенный размер регламентированный Правительством Российской Федерации, с начала расчетного периода по истечении каждого календарного месяца нарастающим итогом.

Размер предельной величины базы для начисления страховых взносов в 2014 году составлял: 624 000 рублей [10].

Предельная величина базы для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования с 2015 года: 670 000 рублей [9].

С сумм выплат и иных вознаграждений в пользу физического лица, превышающих установленную на соответствующий финансовый год предельную величину базы для начисления страховых взносов не взимаются [14].

Расчет облагаемой базы по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в октябре 2014 года представлен в примере 3.

Пример 3.

Всего начислено: 5 599 450,10 рублей.

Суммы выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами, в общей сложности, составили: 202 520,48 рублей.

В эту группу вошли такие виды выплат как: оплата больничных за счет средств организации в сумме 13 325,70 рублей; оплата больничных листов в сумме 63 002, 64 рублей; оплата по договорам подряда в сумме 126 192,14 рублей.

Сумма выплат и иных вознаграждений, подлежащих обложению страховыми взносами на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством: 5 396 929,62 рублей.

Сумма выплат превышающих предельную величину базы для начисления страховых взносов: 373 188, 52 рублей.

Таким образом, база для начисления страховых взносов в октябре 2014 года составила:

5 599 450,10 – 202 520,48 - 373 188, 52 = 5 023 741, 10 рублей

В Федеральном законе от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», отсутствует требование об определении базы отдельно в отношении каждого физического лица и ее установления в сумме, не превышающей определенный размер (пример 4.) [23].

Пример 4.

Всего начислено: 5 599 450,10 рублей.

Суммы выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами, в общей сложности, составили: 202 520,48 рублей.

В эту группу вошли такие виды выплат как: оплата больничных за счет средств организации в сумме 13 325,70 рублей; оплата больничных листов в сумме 63 002, 64 рублей; оплата по договорам подряда 126 192,14 рублей.

Таким образом, база для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в октябре 2014 года составила:

5 599 450,10 – 202 520,48 = 5 396 929,62 рублей

3.Производится расчет сумм страховых взносов, применяя установленный законодательством тариф страховых взносов.

Размер тарифа страховых взносов, применяемый предприятием на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в соответствии с законодательством, составляет 2,9 %.

Страховые тарифы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, дифференцированы по классам профессионального риска в соответствии с видами экономической деятельности регламентированными Приказом Минтруда России от 25 декабря 2012 года «Об утверждении классификации видов экономической деятельности по классам профессионального риска».

Для подтверждения основного вида экономической деятельности, в соответствии с которым предприятию присваивается класс профессионального риска и соответствующий тариф взноса, предприятие ежегодно представляет в территориальное отделение Фонда социального страхования по месту регистрации такие документы как:

1.Заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности;

2.Справку - подтверждение основного вида экономической деятельности»;

3.Отчет о финансовых результатах за соответствующий отчетный период.

Фонд предоставляет предприятию Уведомление «О размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», содержащее информацию о присвоенном предприятию классе профессионального риска и соответствующем тарифе взноса.

Основным видом экономической деятельности выбранного предприятия, является производство санитарно-технических работ в связи с чем, предприятию присвоен класс «6».

В соответствии с Федеральным законом «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» от 02 декабря 2013 года N 323-ФЗ, установленному для предприятия классу профессионального риска соответствует страховой тариф 0,7 % [6].

Расчет сумм страховых взносов по данным видам страхования осуществляется в том же порядке что и расчет сумм взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование: ранее определенную базу для начисления страховых взносов необходимо умножить на соответствующий тариф страхового взноса.

Расчет сумм начисленных взносов за октябрь 2014 года на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и на страхование от несчастных случаев на производстве содержится в примере 5.

Пример 5.

База для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством составила 5 023 741,10 руб., таким образом:

5 023 741,10 * 2,9 % = 145 688,49 рублей - начислено страховых взносов с сумм, не превышающих предельную базу.

База для начисления страховых взносов на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний составила 5 396 929,62 рублей, таким образом:

5 396 929,62 * 0,7 % = 37 778,51 рубля - начислено страховых взносов.

Уплата страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством осуществляется каждый месяц в виде обязательных платежей в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется ежемесячный обязательный платеж.

Сумма страховых взносов, подлежит уменьшению на сумму произведенных расходов на выплату обязательного страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования [24].

Суммы страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, уплачиваются предприятием, также ежемесячно в срок, установленный для перечисления в банке средств на выплату заработной платы за истекший месяц.

Сумма страховых взносов, не подлежит уменьшению на сумму произведенных расходов на выплату обязательного страхового обеспечения, однако расходы, связанные с осуществлением предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профзаболеваний, засчитываются в счет уплаты страховых взносов и производятся за счет средств фонда [18].

К таким мерам относят: проведение специальной оценки условий труда; обучение по охране труда руководителей организации, работников организации малого предпринимательства; приобретение работникам, занятым на работах с вредными условиями труда специальной одежды; проведение медицинских осмотров; санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными условиями труда.

В 2014 году предприятием был осуществлен медицинский осмотр работников на сумму 153 940 рублей. Обеспечение предупредительных мер осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных бюджетом Фонда социального страхования. По этой причине, на счет предприятия, согласно представленному в территориальный орган Фонда заявлению, перечислены денежные средства в размере 115 992,14 руб. Данная сумма меньше фактической величины произведенных расходов. Это связано с тем, что величина начисленных к уплате страховых взносов за ноябрь, была зачтена фондом, в связи с чем, задолженность фонда была уменьшена на данную величину.

Ежеквартально исследуемое предприятие представляет в соответствующий орган контроля за уплатой страховых взносов отчетность, содержащую сведения о количестве застрахованных лиц, начисленных и уплаченных страховых взносах, и сформированной базе для начисления взносов:

1.В территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации – «Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» по форме РСВ-1 утвержденной Постановлением Правления Пенсионного фонда РФ.

2.В территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации - «Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения» по форме 4-ФСС утвержденной Приказом Минтруда России.

Таким образом, можно сказать, что система социального страхования является гарантом безопасной жизнедеятельности общества. Оно затрагивает интересы физических, юридических лиц, а также государства, выступая при этом фактором эффективного развития экономики страны, способствуя росту благосостояния граждан, минимизации потерь предприятий при наступлении неблагоприятных событий.

Внебюджетные фонды являются важнейшим элементом социального страхования, представляя собой обособленные фонды денежных средств. Их создание способствует оперативному финансированию определенных целевых программ социального назначения. Формирование данных фондов происходит за счет обязательных страховых взносов физических и юридических лиц. Исследуемое предприятие не является исключением. Расчет сумм взносов происходит по определенной схеме, уплата осуществляется каждый месяц в виде обязательных платежей, ежеквартально представляются в территориальные органы необходимые формы отчетности, которые формируются в соответствии с порядком регламентированным Постановлениями соответствующих органов. Предприятие соблюдает установленные сроки сдачи отчетности и оплаты начисленных страховых взносов. Данный вывод подтверждают результаты аудиторской проверки за 2014 год, которая проходила на предприятии в феврале 2015 года. Согласно аудиторскому заключению отчетность достоверно отражает результаты деятельности предприятия.

Список источников

  1. Закон РФ от 27.11.1992 г. N 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (ред. от 08.03.2015 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.garant.ru/10100758/;

  2. Федеральный закон от 16.07.1999 г. N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (ред. от 01.12.2014 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.garant.ru/12116344/;

  3. Федеральный закон от 29.11.2010 г. N 326 - ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (ред. от 01.12.2014 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.consultant.ru /cons/cgi/online. cgi?req=doc;base=LAW;n=171752;

  4. Федеральный закон от 24.12.1998 г. N 125 - ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (ред. от 01.12.2014 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.garant.ru/12112505/;

  5. Федеральный закон от 24.07.2009 г. N 212 - ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (ред. от 23.05.2015 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_180054/;

  6. Федеральный закон от 02.12.2013 г. N 323-ФЗ «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_155112/#p23;

  7. Федеральный закон от 28.12.2013 г. N 426 - ФЗ «О специальной оценке условий труда» (ред. от 23.06.2014 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n= 164535;

  8. Постановление Правительства РФ от 12.02.1994 г. N 101 «О Фонде социального страхования Российской Федерации» (ред. от 15.05.2014 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.consultant.ru /cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=163188;

  9. Постановление Правительства РФ от 04.12.2014 г. N 1316 «О предельной величине базы для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации и Пенсионный фонд Российской Федерации с 1 января 2015 г.» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_171922/;

  10. Постановление Правительства РФ от 30.11.2013 г. N 1101 «О предельной величине базы для начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с 1 января 2014 г.» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_ 155134/;

  11. Постановление Правительства РФ от 10.12.2012 г. N 1276 «О предельной величине базы для начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с 1 января 2013 г.» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://2014.pfrf.ru/admin_strah_vznos/22867.html;

  12. Постановление Правительства РФ от 24.11.2011 г. N 974 «О предельной величине базы для начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с 1 января 2012 г.» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rg.ru/2011/11/29/straxvznosy-site-dok.html;

  13. Ахвледиани, Ю. Т. Страхование: Учебник для студентов вузов / Ю. Т. Ахвледиани. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. – 543 с.;

  14. Букина, О. А. Краткая азбука бухгалтера / О. А. Букина. – 5-е изд., перераб. и доп. - Ростов н / Д: Феникс, 2014. – 224 с.;

  15. Грачева, Е. Ю. Правовые основы страхования: Учебное пособие / Е. Ю. Грачева, О. В. Болтинова. - М.: Проспект, 2013. - 128 с.;

  16. Дмитриева, И. М. Бухгалтерский финансовый учет: учебник для бакалавров / И. М. Дмитриева. – М.: Юрайт, 2014. - 539 с.;

  17. Журкина, Н. С. Государственные внебюджетные фонды. Краткий конспект лекций / Н. С. Журкина, Е. А. Шишкина. – Казань: Изд-во КФУ, 2014. – 100 с.;

  18. Кондраков, Н. П. Самоучитель по бухгалтерскому учету / Н. П. Кондраков. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2014. – 592 с.;

  19. Кричевский, Н. А. Социальное страхование / Н. А. Кричевский, А. К. Соловьев. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: Дашков и К, 2013. – 313 с.;

  20. Покачалова, Е. В. Страховые взносы в государственные социальные внебюджетные фонды и налоги в РФ: особенности правовой природы / Е. В. Покачалова // Налоги. - 2014. - № 1. - С. 29-33.;

  21. Государственное пенсионное обеспечение [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ruspension.ru/statepensions/;

  22. Добровольное личное страхование [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://buhuchet-info.ru/buhgalterskiy-uchet-v-strahovanii/384-dobrovolnoe-lichnoe-strahovanie-.html;

  23. Изменения в начислении страховых взносов в ФСС РФ с 01.01.2015 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://r60.fss.ru/archive/152997.shtml;

  24. Страховые взносы на травматизм [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pnalog.ru/material/strahovye-vznosy-na-travmatizm.

Просмотров работы: 3142