РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ: ВОПРОСЫ РЕАЛИЗАЦИИ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ: ВОПРОСЫ РЕАЛИЗАЦИИ

Чинякова Н.И. 1, Абрамова И.А. 2
1ФГБОУ ВПО «МордГПИ им. М. Е. Евсевьева», факультет педагогического и художественного образования
2ФГБОУ ВПО «МордГПИ им. М. Е. Евсевьева», факультет педагогического и художественного образования, 5 курс
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Сегодня особенно остра зависимость прогресса общества от людей способных к творчеству, которое может проявляться в различных областях жизнедеятельности. Общеизвестно, творчество наиболее ярко выражается в общении с искусством, среди видов которого значимое место занимает музыка. Поэтому воспитание творческого человека является одной из ведущих задач музыкального образования, направленного на развитие у личности способности к тонким и глубоким внутренним переживаниям, что формирует музыкально-эстетическое сознание и эмоциональную сферу индивида. В связи с этим уровень музыкальных способностей отражает один из центральных показателей становления личностных качеств школьников.

Дефиниция «способность» связана с понятием «способный», определяемым В. И. Далем как «годный к чему или склонный, ловкий, сручный, пригодный, удобный» [ТС128]. «Способиться» трактуется автором как умение «управиться, устроить, ... уладить дело», то есть успешно совершать деятельность. Способный человек, в формулировке В. И. Даля, – это «умственно одаренный или развитой; способный к математике, к живописи, склонный к сему, и понятливый на это» [ТС]. Исходя из сказанного, именно способность обеспечивает индивиду понимание и повышенный качественный уровень совершаемого им действия. Не случайно Б. М. Теплов, а вслед за ним и другие психологи, придерживаются мнения, что способности – это «индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, определяющие успешность выполнения деятельности или ряда деятельностей, несводимые к знаниям, умениям и навыкам, но обуславливающие легкость и быстроту обучения новым способам и приемам деятельности» [447, 4]. Осмысление понятия «способности», указывает Р. С. Немов, имеет корни в античности, когда их определяли как «свойства души человека, понимаемые как совокупность его психологических процессов и состояний» [Нем с. 374]. Так, в учении Пифагора об эвритмии под способностью понималось умение человека находить правильный ритм в явлениях жизни. И в литературных источниках того времени отражено значение наличия у людей музыкальных способностей, то есть умеющих через коммуникацию с музыкой реализовывать ее функции и возможности. Примером здесь может служить то, как при помощи музыкальной деятельности Одиссей останавливал кровотечение ран, Ахилл укрощал приступы своей ярости, Орфей делал мягче нрав людей и усмирял диких зверей и т. д. Таким образом, многие века социум осознавал целесообразность развития музыкальных способностей и вопрос вставал о методах достижения максимального совершенствования данного аспекта потенциала личности.

Учитывая, что наиболее эффективным средством развития рассматриваемого качества является музыкальная деятельность, то необходимо в данном процессе особое внимание придавать тем ее видам, которые позволяют расширить зону воспитательного воздействия на учащегося. Урок не должен быть единственным местом где ребенок целенаправленно получает возможность общения с художественно полноценной музыкой. Но насильно заставлять ребенка вступать в коммуникации с высоким искусством – значит развить неприязнь к нему. В данном контексте красноречивы слова Р. Н. Слонимской. «Мнение о том, что всему можно научить или научиться, приложив старание, упускает из виду разницу между увлекательным трудом-игрой, порожденным сильной потребностью, и трудом-обязанностью. Нельзя ничему научить человека, если нет его собственной активности, желания и увлеченности» [слон с. 23].

Из этого вытекает, что ребенка надо увлечь общением с музыкой, через выполнение определенных видов деятельности. Таковыми должны быть наиболее доступные из них, коими являются слушание и пение. Сложные для реализации разновидности музыкального функционирования, при их осуществлении имеют потенцию к провоцированию быстрого утомления детей, желания смены вида занятий и созданию благодатной почвы для заучивания весьма вероятных ошибочных действий.

С другой стороны и сама музыка должна увлекать. Необходим понятный, несложный в техническом плане музыкальный материал, подходящий для быстрого запоминания и частого обращения к нему детей вне уроков по предмету. Более того, организуют деятельность учеников регулярно предлагаемые задания, но они должны быть посильны. Для достижения этого нужна их четкая определенность в отношении содержания, методики выполнения и обеспеченности музыкальным материалом, что обязательно формулируется обучающимся. Школьники всегда смогут без принуждения и качественно выполнять задания, если им будет ясно, к какой цели надо идти и каким путем (что именно и как они должны делать). И цель и процесс ее достижения необходимо актуализировать для детей, найти средства стимуляции интереса к ним. Однако при всей значимости этого, учитель должен обеспечить то, чтобы доминантой всех действий и оценок обучающихся оставалась музыка и тогда будут развиваться акцентировано способности музыкальные, а не иные в сопровождении музыки.

Список использованных источников

  1. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка [Электронный ресурс] / В. И. Даль; в 4-х т. Т. 4. – М. : Рус. язык, 1978. Режим доступа: http://slovonline.ru/slovar_dal/b-18/id-39113/sposoblyatsya.html

  2. Немов, Р. С. Общие основы психологии / Р. С. Немов // Психология : учеб. для студ.; в 3 кн. Кн. 1. – М. : Владос, 2003. – 688 с.

  3. Теплов, Б. М. Психология музыкальных способностей : монография // Б. М. Теплов. – М. – Л. : изд-во Академии пед. наук РСФСР, 1947. – 334 с.

  4. Слонимская, Р. Н. Развитие музыкальных способностей студентов гуманитарных вузов : дисс. ... докт. пед. наук : 13.00.02 / Слонимская Раиса Николаевна. – СПб, 2008. – 607 с.

Просмотров работы: 626