ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ВВЕДЕНИЯ ЕДИНОЙ ВАЛЮТЫ В СТРАНАХ-УЧАСТНИЦАХ ЕВРАЗЭС - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ВВЕДЕНИЯ ЕДИНОЙ ВАЛЮТЫ В СТРАНАХ-УЧАСТНИЦАХ ЕВРАЗЭС

Корсунова Н.Н. 1
1Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Содержание

Введение …………………………………………………………………………………...…….….3

1. Интеграционные процессы в валютной сфере и их последствия для стран ЕврАзЭС…………………………………………………………………………………………......5

1.1.Возможность и целесообразность введения единой валюты на постсоветском пространстве…………………………………………………………………………………….…..5

1.2.Макроэкономические последствия введения единой валюты в ЕврАзЭС………………………………………………………………………...………….………..6

1.3.Воздействие изменения цен на углеводороды на экономики стран ЕврАзЭС при введении единой валюты …………………………………………………….................................8

2.Интеграция в валютной сфере стран ЕврАзЭС как предпосылка для эффективного экономического развития …………………………………..….....................................................13

2.1.Приоритетные направления развития интеграции в валютной сфере в ЕврАзЭС ………………………………………………………………………………………………………13

2.2.Влияние курса единой валюты на состояние экономик стран ЕврАзЭС …………………14

3.Проблемы и перспективы интеграции в валютной сфере стран ЕврАзЭС …………………16

3.1.Проблемы интеграции в валютной сфере в странах ЕврАзЭС……………………………..16

3.2. Перспективы интеграции в валютной сфере в странах ЕврАзЭС………............................18

Заключение ………………………………………………………………………………………...21

Библиографический список…………..………………………………………...…………………23

Введение

Одним из важнейших детерминантов экономического развития стран является их интеграция в мировое хозяйство. В современном мире экономические интеграционные процессы развертываются в области торговли, финансов и в валютной сфере.

С середины прошлого века появилась ведущая мировая валюта - американский доллар, свободное хождение которого в большинстве стран мира с открытой экономикой сочеталось с использованием национальных валют. Впоследствии сложился международный мультивалютный финансовый рынок, на котором свободно обращались полностью конвертируемые валюты экономически развитых государств мира. Крупнейший в мире экономический союз - ЕС, осуществил наивысшую форму валютной интеграции - ввел единую валюту, общую для всех членов ЕС. Дальнейшее географическое расширение Евросоюза привело к вхождению новых членов и в валютный союз. В настоящее время зона евро является крупнейшим мировым финансово-экономическим объединением, а единая европейская валюта создает значительную конкуренцию американскому доллару в мировой экономике.

Ускорение темпов социально-экономического развития стран постсоветского пространства также требует усиления интеграции между ними во всех сферах экономической жизни , в том числе в валютной сфере. [2, с. 38].

В октябре 2000 г. в Астане (Казахстан) Россия, Беларусь, Казахстан, Таджикистан и Киргизия подписали Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). В качестве одной из задач ЕврАзЭС поставлено согласование принципов и условий перехода на единую валюту [3, с. 62].

Учитывая разную скорость экономической интеграции стран — членов ЕврАзЭС друг с другом, в рамках Сообщества несколько стран могут формировать интеграционные объединения более высокого уровня.

В июле 2010 г. было создано единое таможенное пространство (Таможенный союз ЕврАзЭС), в который вошли три страны: Россия, Беларусь и Казахстан. С 1 января 2012 г. Беларусь, Россия и Казахстан создали Единое экономическое пространство, а с 1 января 2015 г. вступил в силу Договор о создании Евразийского экономического союза (ЕЭС). Введение единой валюты может быть осуществлено в рамках не всего Сообщества, а только группы стран. Это требует оценки возможных макроэкономических последствий введения единой валюты в ЕврАзЭС, баланса выгод и издержек.

Цель данного исследования – на основе анализа процессов интеграционного сотрудничества в рамках ЕврАзЭС, оценить возможность и перспективы введения единой валюты и создания единой платежной системы.

Для достижения сформулированной цели поставлены следующие задачи :

- выявить факторы,влияющие на формирование интегрированного валютного рынка в рамках ЕврАзЭС

- выявить приоритетные направления интеграционного сотрудничества в валютной сфере ЕврАзЭС.

Объектом исследования являются макроэкономические последствия введения единой валюты в ЕврАзЭС.

Предметом исследования является интеграционное сотрудничество в валютной сфере Евразийского экономического сообщества.

В качестве интересного для научного анализа аспекта интеграционных процессов в рамках ЕврАзЭС рассматривается то, что они являются альтернативой процессов, происходящих на постсоветском пространстве.

1.Интеграционные процессы в валютной сфере и их последствия для стран ЕврАзЭС.

1.1. Возможность и целесообразность введения единой валюты на постсоветском пространстве.

Для реализации интеграционных проектов нужны финансовые инструменты. Определение эффективных стратегий в области интеграции требует создания системы комплексного мониторинга и оценки текущих процессов взаимодействия стран на экономическом, политическом и социальном уровне. По мнению ученых-экономистов, это может быть осуществлено в рамках системы количественных и качественных показателей региональной интеграции. Система индикаторов евразийской интеграции (СИЕИ) Евразийского банка развития призвана стать подобным инструментом мониторинга и оценки региональных интеграционных процессов на постсоветском пространстве. Данная система индикаторов является долгосрочным прикладным исследовательским проектом Центра интеграционных исследований Евразийского банка развития (ЦИИ ЕАБР).

В 2014 году ЦИИ ЕАБР провел второй этап исследования интеграции и кооперации 12 стран региона СНГ в рамках своего постоянного проекта «Система индикаторов евразийской интеграции» (СИЕИ).

Намерение ввести единую валюту между Россией, Белоруссией и Казахстаном существует на протяжении довольно длительного периода и связано не только с формированием Таможенного союза, но и с происходившими ранее интеграционными процессами на постсоветском пространстве. Впервые открыто вопрос о возможности и целесообразности введения единой валюты на постсоветском пространстве был поставлен на встрече глав Центральных банков стран СНГ в феврале 2001г. Рассматривались варианты введения единой расчётной единицы как на территории всего СНГ, так и создаваемого Евразийского экономического союза. И в том, и в другом случае предполагалось, что валюта должна быть наднациональной.

Переход к единой валюте должен был быть осуществлен к 2011г. Однако, как показали произошедшие в мире геополитические и экономические события, оптимистические прогнозы были преждевременны.

В пользу наднациональной валюты в противовес доллару США весьма активно выступали представители многих стран, среди которых стоит выделить позицию президента Казахстана Н.Назарбаева, предложившего создать систему наднациональных валютно-расчетных единиц («тран-зитализм»), которая впоследствии позволила бы ввести единую мировую резервную валюту.

Идея казахского президента была поддержана Р.Ман-деллом, известным «интеллектуальным архитектором» единой европейской валюты евро. [1].

В качестве названия единой валюты предлагались созвучные ЕврАзЭС «евраз» или «евразия». В апреле 2009г прошёл Евразийский медиа-форум, на котором были обозначены новые возможные сроки введения региональной валюты., не ранее, чем в 2016г.[2].

Вопрос о переходе к единой валюте является одним из наиболее чувствительных.

Экономики России, Казахстана и Беларуси различаются не только по объему производимой продукции, но и по структуре. Так, если цены на нефть растут, валюты России и Казахстана дорожают, а Беларуси, напротив, дешевеет, поскольку дорогая нефть ведет к росту издержек и снижению конкурентоспособности экономики страны.

1.2.Макроэкономические последствия введения единой валюты в ЕврАзЭС

Проанализируем возможные макроэкономические последствия введения единой валюты в ЕврАзЭС . В качестве примера возьмем оценку сальдо торгового баланса ВВП (%) и сальдо текущего счета ВВП (%) для Беларуси на адапционный период в 4 года начиная с 2015г., сделанную Евразийским банком развития (приложение 1). Из анализа видно, что накопленный дефицит счета текущих операций может составить 7-8% дополнительно к базовому сценарию. Необходимо будет искать дополнительные источники финансирования, чтобы компенсировать негативные эффекты переходного периода.

ЦИИ ЕАБР провел опрос 530 компаний, частично из финсектора, по нетарифным барьерам (приложение 2). Организации в РБ и РФ оценили условия предоставления финансовых услуг в Казахстане как ограничительные и умеренно ограничительные, соответственно. Оценки белорусских респондентов по России и российских по Белоруси соответствовали условиям свободной торговли. Казахстанские организации также в среднем оценили условия предоставления финансовых услуг в Белоруси и России как имеющие минимальные размеры (приложение 3).

Надо понимать, что оценка макроэкономических последствий введения единой валюты в ЕврАзЭС является достаточно сложной проблемой и требует комплексного подхода. Следует обратить внимание на тот факт, что особенностью ЕврАзЭС (в отличие, например, от зоны евро) является наличие в нем одной крупной (по численности населения и ВВП) страны — России. Численность населения России в 3,5 раза больше численности населения в остальных странах Сообщества, а ВВП по ППС — в 8,3 раза. В подтверждение вышеизложенного, автором данной работы были произведены расчеты показателей социально-экономического и денежно-кредитного положения стран-участниц ЕврАзЭС. (приложение 4).

Россия обладает рядом специфических черт, преимуществ, позволяющих оптимально интегрироваться в мировое хозяйство. К ним относят: развитую научно-техническую базу, высокую степень обеспеченности сырьем и энергоресурсами, их относительную дешевизну, высокий кадровый потенциал, в особенности в сфере точных наук, инженерно-технической области, высокий показатель «индекса человеческого развития».

При введении единой валюты следует учитывать и сильное различие по показателю ВВП (по ППС) на душу населения среди стран Сообщества. Так, например, в России он более чем в 10 раз больше, чем в Киргизии (табл. 1).

Таблица 1

Сравнительная характеристика численности населения и ВВП стран — членов ЕврАзЭС[1]

Страна

Численность населения (2014 г.)

ВВП по ППС (2013 г.)

Среднедушевой ВВП по ППС (тыс. дол. США)

млн.чел.

доля ЕврАзЭС (%)

млрд. дол. США

доля ЕврАзЭС (%)

 

Россия

143,7

78,0

3373

89,3

23,5

Казахстан

17,2

9,3

230

6,1

13,4

Белорусь

9,5

5,2

145

3,8

15,3

Таджикистан

8,2

4,4

18

0,5

2,2

Киргизия

5,7

3,1

13

0,3

2,3

Итого:

184,3

100,0

3779

100,0

18,37

Учитывая эти особенности, при анализе макроэкономических последствий введения единой валюты в ЕврАзЭС допустим, что Россия является условной большой экономикой, а остальные члены Сообщества — условной малой экономикой. Это позволит выявить наиболее важные и существенные последствия, которые возможны при введении в Сообществе единой валюты. Другой особенностью при введении единой валюты в ЕврАзЭС является сырьевая зависимость России, т.е. зависимость макроэкономических показателей России от цен на углеводороды на мировом рынке [1, с. 174]. Повышение или снижение цен на углеводороды для российской экономики является главным и наиболее сильным детерминантом, воздействующим на темпы роста экономики, уровень занятости, состояния государственных и муниципальных финансов и прочее.

1.3. Воздействие изменения цен на углеводороды на экономики стран ЕврАзЭС при введении единой валюты.

В июне 2015 года на научно-практической конференции, посвященной проблемам интеграции, экономистом В.Д. Винокуровым был представлен наглядный пример, иллюстриющий процесс введения единой валюты в странах ЕврАзЭС.

Автор проанализировал воздействие изменения цен на углеводороды на экономику России и остальных стран ЕврАзЭС при введении ими единой валюты. Рассмотрим ситуацию для двух стран: России (условная большая страна) и любой другой страны-члена или группы стран — членов ЕврАзЭС (обозначим как условную малую страну X). Для условной малой страны колебания цен на углеводороды не оказывают существенного влияния на экономику. При введении валюты состояние экономики страны X также станет зависеть от колебаний цен на углеводороды. Теперь последовательно рассмотрим две ситуации: рост цен на углеводороды и снижение (падение) цен на углеводороды.

1. Рост цен на углеводороды. В этом случае Россия будет получать более высокие валютные поступления от экспорта углеводородов, что приведет к повышению курса единой валюты, увеличению импорта в зону единой валюты (валютная зона), снижению ценовой конкурентоспособности местных товаров, сокращению производства и экспорта товаров не нефтегазового сектора экономики. Но, несмотря на сокращение производства в отраслях, конкурирующих с импортом и в экспортно ориентированных не нефтегазовых отраслях, ВВП увеличится за счет роста добавленной стоимости в сфере импортораспределения и смежных с ней сферах и отраслях.

Увеличение спроса на рабочую силу в импортораспределении и смежных сферах и отраслях будет больше величины высвобождения рабочей силы в отраслях, конкурирующих с импортом и экспортно ориентированных отраслях. В итоге общий уровень безработицы должен снизиться. Реальные среднедушевые доходы увеличатся, федеральный бюджет будет сводиться с профицитом, что создаст возможность погашения государственного долга и накопления государственных финансовых резервов. Перспектива оптимистичная.

Но нельзя не обратить внимание на то, что изменения объема производства и ВВП могут носить диаметрально противоположный характер. Так, при росте цен на углеводороды объем производства в России может сокращаться, в то время как ВВП — расти. Это связано с тем, что импорт будет вытеснять с рынка отечественные товары и одновременно создавать добавленную стоимость в процессе движения импортных товаров от их ввоза на территорию страны до конечного покупателя. Цена импортных товаров у конечного покупателя может быть в разы больше их таможенной стоимости. Таким образом, сокращение объема производства национальных товаров будет сопровождаться ростом ВВП, с экономической точки зрения представляющим собой также сумму добавленной стоимости, созданной в стране в течение года. Наоборот, при падении экспортных цен на углеводороды объем производства национальных товаров будет расти на фоне сокращения ВВП.

Страна X, будучи в зоне единой валюты, также столкнется с проблемой сокращения производства товаров в отраслях, конкурирующих с импортом, и в экспортно ориентированных отраслях. Но она при этом не получит более высоких валютных доходов, как Россия. В итоге она не сможет значительно увеличить потребление импортных товаров, происходящих из стран, находящихся вне зоны единой валюты. Как следствие, сокращение занятости в отраслях, конкурирующих с импортом, не будет столь значительным, как в России, хотя сокращение занятости в экспортных отраслях может быть сопоставимо.

Прирост занятости в сфере импортораспределения не перекроет снижения занятости в отраслях, конкурирующих с импортом, и в экспортных отраслях, что приведет к некоторому повышению уровня безработицы в стране. Объем ВВП понизится, а центральный бюджет будет сводиться с дефицитом, что приведет к увеличению государственного долга (и/или снижению объема ранее накопленных государственных финансовых резервов).

Заметим, что если бы страна X использовала собственную национальную валюту, то смогла бы избежать негативных последствий, которые будут оказывать влияние на ее экономику посредством изменения курса национальной валюты к российскому рублю: курс рубля укреплялся бы, а курс валюты страны X оставался либо без изменений, либо укрепился бы на меньшую величину из-за наличия торгово-экономических отношений между странами. В условиях единой валюты такое сделать оказывается невозможным, и условная малая страна X столкнется с экономическими проблемами, которые не могут быть устранены либо в результате падения цен на углеводороды, либо перемещения факторов производства и товаров между странами зоны единой валюты, они могут быть частично решены за счет создания этими странами стабилизационного финансового механизма.

2. Снижение цен на углеводороды. В этом случае социально-экономические и финансово-экономические процессы будут носить характер, диаметрально противоположный тем, которые были описаны выше. Падение цен на углеводороды снизит поступление валютных доходов в Россию и вызовет девальвацию единой валюты. Это, в свою очередь, приведет к постепенному росту объема производства в импортозамещающих и экспортно ориентированных ненефтегазовых отраслях. Общий уровень безработицы увеличится за счет превышения численности лиц, высвобождающихся в сферах импортораспределения и связанных с ними сферах и отраслях, по сравнению с численностью лиц, принимаемых на работу в импортозамещающие экспортно ориентированные ненефтегазовые отрасли экономики.

Объем ВВП в целом сократится, а его структура изменится с увеличением создания добавленной стоимости не в сферах торговли и услуг, а в сфере производства. Среднедушевые реальные доходы понизятся. Доходы бюджетной системы и особенно федерального бюджета сократятся, что приведет к появлению дефицита федерального бюджета и необходимости расходования накопленных государственных финансовых резервов и увеличения государственного долга. В стране X также будет расширяться производство за счет увеличения спроса на национальные товары: увеличение внутреннего спроса вызовет рост производства и предложения товаров, замещающих импортные товары; увеличение внешнего спроса — за счет снижения цен национальных товаров в других странах, выраженных в иностранной валюте. Произойдет снижение (но незначительное) общего уровня безработицы в стране за счет превышения численности лиц, принимаемых на работу в сфере производства, над численностью лиц, высвобождающихся из сферы импортораспределения. ВВП будет иметь тенденцию к росту за счет создания добавленной стоимости в сфере производства. Среднедушевые реальные доходы населения также будут иметь тенденцию к росту. Доходы бюджетной системы будут расти, ликвидируя бюджетный дефицит. По мере развития внутреннего производства может образоваться профицит центрального бюджета, что позволит сократить государственный долг и/или сформировать государственные финансовые резервы.

Итак, вхождение условной малой страны X в зону единой валюты с Россией повысит процикличность ее экономики, сделав ее социально-экономическое развитие неустойчивым. Однако здесь необходимо сопоставлять выгоды и издержки, которые может получить и иметь страна X от нахождения в зоне единой валюты с Россией, а также выгоды и издержки для России. В относительном выражении выгоды и издержки условной малой по отношению к России страны будут больше, чем для России.

Соответственно, «чистая выгода» (которая фактически может принять и отрицательное значение — «чистых издержек») в относительном выражении (по отношению к ВВП) для условной малой страны будет больше, чем у России. Поэтому, вступая в зону единой валюты, условная малая страна может иметь как большие макроэкономические риски, так и большой выигрыш.

С позиции теории оптимальных валютных зон, автором которой является Р. Манделл , страны, вошедшие в зону единой валюты, должны обеспечить максимальную свободу движения факторов и продуктов производства (товаров, работ, услуг, капиталов и рабочей силы). Это позволит им в большей степени защитить себя от негативных воздействий экономических шоков. Сущность понятия «оптимальная валютная зона» заключается в том, что это регион, в котором можно использовать определенную валюту с наименьшими затратами. Так, в рассмотренном примере рост цен на углеводороды должен привести к:

· миграции рабочей силы из страны X в Россию из-за роста в ее экономике средней заработной платы. В итоге это должно привести к росту средней заработной платы в стране X;

· переводу капиталов из России в страну X из-за повышения доходности инвестиций в ее экономике, из-за разницы в уровне средней заработной платы;

. увеличению физического и стоимостного объема экспорта товаров из страны X в Россию, что повысит степень интеграции экономик зоны единой валюты.

Падение цен на углеводороды на мировом рынке вызовет процессы, симметричные описанным.

Проанализируем показатели состояния финансовых рынков стран-членов ЕврАзЭС за 2 квартал 2015 года, представленные Межгосударственным банком (табл. 2).

Таблица 2

Индекс валютного курса ( в % прироста)

Страны

Полученные платежи (в единицах)

Полученные платежи (в тыс. дол. США)

Направленные платежи (в единицах)

Направленные платежи (в тыс. дол. США)

Россия

535582

25444648

1262361

24134111

Беларусь

669413

22456358

282550

19904660

Казахстан

570516

15946488

294608

16709084

Кыргызстан

62465

1849469

27640

1773477

Таджикистан

9536

294934

21500

1092834

Таким образом, установление режима свободного перемещения между странами зоны единой валюты факторов и продуктов производства, с нашей точки зрения, позволит экономике условной малой страны X гибче преодолевать негативные последствия, связанные с процикличностью российской экономики, во многом зависящей от изменения цен на углеводороды.

На макроэкономическую совместимость стран существенное влияние также оказывает тип экономической системы страны. Так, например, могут возникнуть макроэкономические проблемы в случае объединения в единую валютную зону двух стран с различным типом экономических систем: одна страна — с высоким уровнем развития рыночной системы, а другая — с высоким уровнем государственного вмешательства в экономику.

В ходе работы автором был произведен анализ направления и получения платежей стран- участниц ЕврАзЭС(приложение 5).

По мнению экспертов, углубление интеграции внутри Единого экономического пространства позволит России, Беларуси и Казахстану на 2,5% ежегодно наращивать свой совокупный ВВП.

Таким образом, можно сделать вывод, что создание в рамках ЕврАзЭС зоны единой валюты может иметь как выгоды, так и издержки для стран, которые в нее войдут.

2. Интеграция в валютной сфере стран ЕврАзЭС как предпосылка для эффективного экономического развития

2.1. Приоритетные направления развития интеграции в валютной сфере в ЕврАзЭС

По мнению аналитиков, реализация разнообразных форм валютной интеграции в процессе сближения государств-членов ЕврАзЭС создает предпосылки для эффективного экономического развития. Так, если провести параллели с ЕС, можно прийти к выводу, что, несмотря на существующие в настоящее время проблемы, экономический и валютный союз нейтрализует влияние неблагоприятных ситуаций в мировой экономике и на практике доказывает целесообразность и эффективность валютной интеграции.

В рамках единой интеграционной стратегии ЕврАзЭС, Таможенный союз следует рассматривать как переходную форму региональной интеграции или как этап развития экономического и валютного союза стран-членов ЕврАзЭС.

Приоритетными направлениями развития интеграции в валютной сфере в ЕврАзЭС являются:

- расширение использования национальных валют за пределами своих стран;

- увеличение доли расчетов в национальных валютах между странами-участницами сообщества;

- снижение роли доллара США в целом на валютных рынках данных стран и в расчетах между ними;

- формирование и поддержание устойчивого уровня доверия у населения и субъектов хозяйствования к национальной валюте внутри стран;

- внедрение и использование производных финансовых инструментов на базе унифицированных регламентаций;

- важным интеграционным аспектом совершенствования валютных рынков должно стать использование общих подходов и методов в сфере валютного регулирования, и особенно постепенное снятие ограничений для свободного движения капитала.

Очевидно, что ЕврАзЭС еще не в полной мере реализует свой интеграционный потенциал.

Экзогенные факторы, такие как процессы глобализации, ухудшение внешнеэкономической конъюнктуры и макроэкономических условий, приводят к необходимости тесного сотрудничества между странами и, соответственно, к формированию интегрированного валютного рынка как фактора развития национальной экономики государств-участников ЕврАзЭС.

В то же время, существуют эндогенные сдерживающие факторы: недостаточный уровень экономического развития; в целом еще слабая производственная специализация и кооперация; структурные диспропорции; разные темпы проведения участниками рыночных реформ; низкоэффективный механизм согласования экономических интересов участников и реализации на практике достигнутых договоренностей.

2.2. Влияние курса единой валюты на состояние экономик стран ЕврАзЭС

Каким образом курс единой валюты сможет отразить реальное состояние экономик всех стран, входящих в Таможенный союз?

Если предположить, что региональной резервной валютой станет российский рубль, то это будет означать, что цены на все товары, включая энергоносители, должны формироваться в российских рублях. Однако, многие российские производители энергоресурсов не заинтересованы в получении в рублях платы за поставленную на экспорт продукцию в зарубежные страны, т.к. основные расчеты по внешней торговле России, включая страны Таможенного союза, проходят в долларах США. Казахстан и Беларусь также предпочитают осуществлять расчеты в твердой валюте. Чтобы казахстанскому предприятию торговать за рубли, ему необходимо приобрести их за доллары в России. Организованной торговли рублями в стране нет. В расчетах с Россией, также как и с другими странами, Казахстан ориентируется на доллары США.

В чем причина выбора доллара США?

Во-первых, желание иметь дело с ключевой мировой валютой, обмен которой на любую валюту не составит проблем.

Во-вторых, выбор доллара объясняется его высокой ликвидностью и свободной конвертируемостью.

В-третьих, доминирующая позиция доллара в мировой торговле. В-четвертых, преобладание доллара в торговых отношениях стран Таможенного союза с их партнерами.

Рассмотрим сведения о платежах, связанных с оборотом товаров и услуг, проводимых между государствами – участниками ЕврАзЭС за 2014 год, обобщенные Межгосударственным банком (табл. 3).

Таблица 3

Платежи, обеспечивающие взаимный товарооборот стран ЕврАзЭС

 

январь

февр.

март

апрель

май

июнь

Доллар США

           

Белоруссия

31,26

5,00

-1,34

-2,94

-0,92

6,62

Казахстан

1,15

0,33

0,32

     

Киргизия

2,41

2,12

2,36

1,01

0,94

1,02

Россия

-10,19

-4,54

7,30

13,93

4,52

-7,19

Таджикистан

-1,20

-1,30

6,55

7,01

7,02

             

Евро

           

Белоруссия

23,95

2,41

-5,78

-3,54

2,61

6,95

Казахстан

-5,76

-0,75

-2,88

     

Киргизия

-2,69

-0,88

-2,33

1,00

0,97

1,02

Россия

-5,88

-1,22

12,42

14,67

0,84

-7,62

Таджикистан

-1,20

-1,30

6,55

7,01

7,02

             

российский рубль

           

Белоруссия

14,39

3,52

5,60

10,68

4,30

-1,37

Казахстан

-16,09

13,91

5,94

     

Киргизия

-9,04

-1,53

9,80

1,15

0,98

0,95

Россия

-

-

-

-

-

-

Таджикистан

-0,60

10,70

0,12

0,13

0,12

Переход на расчеты в рублях несет в себе значительные риски для самой России. Сегодня все чаще высказывается мнение о необходимости повышения статуса российского рубля до мировой региональной валюты.

Возможно ли это? И в чем заключается риск для самой России?

В случае перехода Таможенного союза на российский рубль Россия вынуждена будет взять на себя обязанности по спасению сопредельных стран от любых кризисных явлений, что негативно скажется на ее финансовом положении. Сегодня России невыгодно, чтобы за ее счет выживали другие, учитывая, что валюты стран Таможенного союза не востребованы на мировом рынке.

Российский рубль в качестве региональной резервной валюты не сможет в ближайшее время составить конкуренцию мировым резервным валютам. Это связано с экономическим отставанием государств постсоветского пространства от развитых стран.

3.Проблемы и перспективы интеграции в валютной сфере стран ЕврАзЭС

3.1. .Проблемы интеграции в валютной сфере стран ЕврАзЭС

Страны Таможенного союза с опасением относятся к перспективе иметь российский рубль в качестве региональной валюты.

Для осуществления расчетов они будут вынуждены держать значительную часть валютных резервов в российских рублях, тем самым разделяя с ней риски.

Ни Беларусь, ни Казахстан не хочет «пожертвовать» своими национальными приоритетами и принципами в проведении экономической политики. К тому же наибольшие опасения связаны со вступлением России в ВТО.

Казахстан и Беларусь с августа 2012г., с момента присоединения России к ВТО, вынуждены функционировать в рамках правового поля ВТО и соблюдать ее требования, включая запрет на установление дискриминационных режимов в отношении иностранных партнеров и отказ от предоставления преференций национальным компаниям. С точки зрения этих стран давление России в процессе создания валютного союза может увеличиться. По мнению ряда казахстанских аналитиков, говорить о формировании единой валюты на данном этапе интеграции преждевременно. [4]. По их мнению, Таможенный союз может ввести единую валюту не ранее, чем через 8-10 лет, когда на территории стран будет функционировать общий финансовый рынок и единые принципы валютного регулирования и контроля.

По мнению главы Национального банка Казахстана, для введения единой валюты необходимы единые макроэкономические параметры по типу Маастрихтских критериев, разработанных в рамках Евросоюза. Речь идет, в первую очередь, о показателях, характеризующих максимально возможный уровень превышения государственного бюджета, государственного долга, инфляции, процентных ставок по долгосрочным кредитам для стран, желающих присоединиться к валютной зоне евро.

С точки зрения представителей Казахстана в рамках Таможенного союза крайне сложно скорректировать приемлемые для всех стран единые макроэкономические параметры.

Хотя основные принципы денежно-кредитной политики стран Таможенного союза схожи, но в то же время имеют свои особенности.

Главной проблемой перехода к единой валюте с точки зрения Беларуси и Казахстана является полная потеря контроля над национальной денежно-кредитной политикой. Учитывая, что совместный ВВП Беларуси и Казахстана составляет лишь 15% от ВВП России, можно предположить , кто будет управлять единым эмиссионным центром.[5].

Проследим динамику курсов национальных валют России, Белоруссии, Казахстана за январь-май 2015 года, установленные Центральными банками этих республик.

Так обменный курс российского рубля к доллару США в период с января по май 2015 года после сильного снижения в первый месяц продемонстрировал укрепление и на 1 июня 2015 года обменный курс сложился на уровне 52,97 рубля за 1 доллар США, укрепившись по сравнению с началом года на 5,8% (приложение 6).

Обменный курс белорусского рубля к доллару США в период с января по май 2015 года продемонстрировал сильное снижение в январе и слабую динамику к восстановлению в последующие месяцы. В первой половине мая динамика обменного курса была разнонаправленной и колебания обменного курса были в районе 1-2% по сравнению с началом месяца. В последнюю неделю месяца обменный курс снижался и на 1 июня обменный курс белорусского рубля к доллару США сложился на уровне 14890 белорусских рублей за 1 доллар США, продемонстрировав снижение на 25% по сравнению с началом года. Обменный курс белорусского рубля к российскому рублю в период с января по май 2015 года демонстрировал снижение. На 1 июня 2015 года обменный курс сложился на уровне в 280,5 белорусских рублей за 1 российский рубль, снизившись таким образом на 35% по сравнению с началом года ( приложение 7).

Обменный курс казахского тенге к доллару США в период с января по май 2015 года демонстрировал плавное снижение. На 1 июня 2015 года обменный курс казахстанского тенге к доллару США сложился на уровне 185,95 тенге за 1 доллар США, снизившись по сравнению с началом года на 2%. Обменный курс казахстанского тенге к российскому рублю в период с января по май 2015 года демонстрировал снижение, несмотря на разнонаправленную динамику в течение указанного периода. С апреля обменный курс демонстрировал снижение. По состоянию на 1 июня обменный курс казахского тенге за российский рубль сложился на уровне 3,53 тенге за 1 российский рубль, снизившись таким образом по сравнению с началом года на 12,7% (приложение 8).

Для стран Таможенного союза наиболее вероятным в случае создания валютной зоны является либо переход к использованию российского рубля в качестве региональной резервной валюты, либо к какой-то новой наднациональной валюте.

Наиболее активно за введение новой валюты выступает Республика Казахстан. Россия придерживается позиции использования российского рубля как единой региональной валюты. Отсутствие консенсуса обусловлено прагматичными подходами стран-партнёров.

При использовании российского рубля наиболее вероятным сценарием развития событий может считаться сохранение контроля Банка России над эмиссией валюты. Новая валюта, скорее всего, вызовет создание нового эмиссионного центра. Поддерживая этот вариант, Казахстан и Беларусь хотят получить равные права с Россией на управление межгосударственным финансовым органом.

Утверждая, что введение единой валюты необходимо, Казахстан и Беларусь между тем постоянно подчеркивают, что процесс перехода к единой валюте возможен лишь в долгосрочной перспективе.

3.2. Перспективы интеграции в валютной сфере стран ЕврАзЭС

Каковы возможные преимущества введения единой валюты для стран Таможенного союза?

Вводя единую валюту, Беларусь, Казахстан и Россия могут получить преимущества в формировании валютных резервов.[6].

Сформировав валютный союз, страны могут снизить объём необходимых резервов путём создания единого фонда. При этом основная часть средств будет вложена Россией.

Положительный эффект при введении единой валюты получат, прежде всего, страны, в которых на протяжении длительного периода сохранялись высокие темпы инфляции. В этом отношении речь может идти о Беларуси, где в некоторые годы имела место гиперинфляция.

Объединение с финансовыми системами более стабильных партнеров позволит снизить темпы инфляции, получить доверие со стороны экономических агентов.

Снимутся барьеры на пути движения не только товаров, но и капиталов между странами.

Государства - партнеры не смогут использовать ограничения на движение капитала и должны будут готовы к утрате «независимости» в проведении фискальной политики.

Валютная интеграция требует высокого уровня согласованности между странами в области бюджетной и налоговой политики. Могут углубиться различия в уровнях благосостояния как стран, входящих в Таможенный союз, так и отдельных регионов. Капитал может направляться преимущественно в те регионы, инвестиционная привлекательность которых выше. Данный процесс может усилиться в условиях устранения ограничений на передвижение капитала между странами.

Введение региональной резервной валюты на постсоветском пространстве имеет будущее. А при улучшении экономической ситуации может благоприятно сказаться на развитии торговых отношений между странами.

Согласно данным NEWS- ASIA, в середине марта 2015 года Правительство Российской Федерации обсуждало вопрос о том, что единая валюта ЕврАзЭС может заменить рубль уже в 2016 году.

Споры вокруг названия будущей единой валюты ЕврАзЭС разгорелись с новой силой. Так, еще в 2014 году был решен вопрос о введении единого номинала. В Казахстане были подписаны документы, которые предполагают создание к 2025 году Евразийского ЦБ и появление единой валюты для Белоруссии, Российской Федерации и Казахстана- алтына(старинная русская монета номиналом 3копейки). Отметим , что сама идея создания единого алтына взамен рубля трех государств принадлежит Нурсултану Назарбаеву, позже инициативу казахстанского лидера поддержал и Владимир Путин. Предполагалось, что на реализацию плана по внедрению новой валюты уйдут годы. Однако обострение экономического кризиса, резкое падение курса рубля ускорили этот процесс.

Директор аналитического департамента «Альпари» Александр Разуваев предположил, что новую валюту могут ввести уже с 1 января 2016 года. Между тем есть мнение, что кроме «алтына» и «евраза» за звание единой валюты вполне может побороться и «рубль». Особенно это стало возможным после того, как его обменный курс с целью достижения равновесного значения на валютном рынке отпустили в свободное плавание.

Необходимым условием успешной интеграции, в частности согласования национальных экономических приоритетов, является совершенствование институциональной структуры ЕврАзЭС и механизмов наднационального регулирования, а также формирование стратегии глобального экономического партнерства стран-участниц Таможенного союза.

Задуманный общий рынок с населением в 170 млн. человек, по идее создателей, должен обеспечить условия для свободного перемещения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы.

Если сравнивать ЕврАзЭС с другими интеграционными группировками, то несмотря на то, что многие комментаторы проводят параллели с Европейским Союзом и говорят о некоем евразийском аналоге ЕС, на самом деле ЕврАзЭС скорее близок к Европейской Ассоциации свободной торговли (ЕАСТ), хотя и имеет большие амбиции. ЕврАзЭС создаётся на абсолютно равных условиях в отличие от Евросоюза, где страны должны выполнить кабальные условия, прежде, чем вступить в ЕС.

Главными целями сотрудничества государств ЕврАзЭС в ближайшие годы станут обеспечение ускоренной модернизации их национальных финансовых и валютных системпутем реализации согласованных подходов и мер, а также сглаживание наиболее значимых качественных различий между странами в уровне развития их кредитных и валютно-финансовых рынков.

Создание Евразийской инновационной системы предусматривает осуществление Межгосударственной целевой программы "Евразийская инновационная система".

Исходя из этого, России, как ведущей стране в ЕврАзЭС необходимо срочно сделать инновационный рывок в развитии финансовой и валютной сферы.

По мнению аналитиков, разработанная правительством (экономическим и финансовым блоком) Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г. и соответствующий прогноз свидетельствует лишь о намерениях создать инновационный сценарий развития.

Первостепенной целью российской инновационной политики должно стать смещение «центра тяжести» национальной инновационной системы к ориентированным на производство предприятиямкак государственным, так и частным.

Появлению ориентированной на предприятия инновационной системы препятствуют различные факторы, в том числе организационное отделение исследований и разработок от производства в промышленном секторе.

Решение этой задачи требует создания эффективной Евразийской инновационной системы, базирующейся на мировом опыте развития инновационных систем.

Таким образом, главным толчком в продвижении инноваций может стать объединение усилий государства, предпринимательства, реальной экономики и науки. Решение этой задачи будет невозможно без эффективной Евразийской инновационной системы, базирующейся на мировом опыте развития инновационных систем.

Заключение

Проведенный анализ существующих теоретических подходов к интеграционному сотрудничеству в валютной сфере показал, что влияние валютно-финансовых факторов глобализации очевидно.

Следует отметить, что характерной чертой современных международных экономических отношений является интенсивное развитие процесса привлечения национальных экономик развивающихся стран, в мирохозяйственные связи.

Валютные рынки таких стран становятся привлекательными для инвесторов, в связи с высоким уровнем доходности операций на них.

Но, одновременно, имеют место значительные отрицательные черты, в частности высокий уровень контроля со стороны государства, низкая капитализация, ограниченное количество компаний из котировок акций, неразвитость кредитно-финансовой инфраструктуры и финансово-экономическая нестабильность государства.

Оценка макроэкономических последствий введения единой валюты в ЕврАзЭС является достаточно сложной проблемой и требует комплексного подхода.

Особенностью ЕврАзЭС (в отличие, например, от зоны евро) является наличие в нем одной крупной (по численности населения и ВВП) страны — России.

Россия обладает рядом специфических черт, преимуществ, позволяющих оптимально интегрироваться в мировое хозяйство.

Другой особенностью при введении единой валюты в ЕврАзЭС является сырьевая зависимость России, т.е. зависимость макроэкономических показателей России от цен на углеводороды на мировом рынке.

В условиях процикличности экономик стран — членов зоны единой валюты и наличия асимметричных шоков могло бы быть целесообразным создание стабилизационного фонда зоны единой валюты (СФЕВ), в котором будут аккумулироваться профициты бюджета одного государства и использоваться на покрытие дефицита бюджета другого государства.

Таким образом, можно сделать вывод, что создание в рамках ЕврАзЭС зоны единой валюты может иметь как выгоды, так и издержки для стран, которые в нее войдут.

Главными целями сотрудничества государств ЕврАзЭС в ближайшие годы станут обеспечение ускоренной модернизации их национальных финансовых и валютных системпутем реализации согласованных подходов и мер, а также сглаживание наиболее значимых качественных различий между странами в уровне развития их кредитных и валютно-финансовых рынков.

Эти цели будут достигаться в рамках Евразийской инновационной системы, предусматривающей осуществление Межгосударственной целевой программы "Евразийская инновационная система".

Библиографический список

  1. Борисов А.Н. Валютная интеграция как одна из основных тенденций развития мировой валютной системы на современном этапе // Экономические науки. — 2015. — № 7 (92). — С. 171-179.

  2. Глазьев С.Ю., Бадалян Л.Г., Криворотов В.Ф. Евразийская резервная система и выход из финансового кризиса // Прогнозы и стратегии ,2014

  3. Долгов С.И. Глобализация экономики: новое слово или новое явление? М.: Прогресс, 2013.

  4. Королев И. Интеграция России в мировую экономику.// Внешняя политика России. — 2014. — №9. — С.128-136.

  5. Ломакин В.К. Мировая экономика. – М.: ЮНИТИ, 2012.

  6. Макаровский М.Д. Стратегическая цель интеграционного сотрудничества ЕврАзЭС в валютной сфере // Международная экономика. — 2014. — № 5. — С. 38-42

  7. Харитонова Ю.Н. Предпосылки и необходимость создания единой валюты для стран, входящих в ЕврАзЭС //Актуальные проблемы социально-экономического развития России. — 2015. — № 1. — С. 62-65.

  8. http://rus.kg/news/cccr/1826-effekt-integracii.html.

  9. http://www.isbnk.org/

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Показатели социально-экономического и денежно-кредитного положения Кыргызской Республики в 2015году

Содержание информации

2014

Январь

2015

Февраль

2015

ВВП,долл.США

5773.5

350.7

738.1

Объем промышленной продукции, долл.США

2430.4

261.2

499

Розничный товарооборот, долл.США

4029.5

236.4

478.5

Корреспондентские счета банков в национальном банке,долл.США

115.3

125

118.9

Фонд обязательных резервов,долл.США

94.9

98.1

98.1

Краткосрочные кредиты, долл.США

177.9

172.3

185.1

Долгосрочные кредиты,долл.США

941.8

941.1

943.8

Кредиты непогашенные в срок, долл.США

24.7

26.7

25.9

Кредиты юридическим лицам, долл.США

1047.9

1045

1060.7

Кредиты физическим лицам, долл.США

96.5

95.1

94.1

Вложения в государственные ценные бумаги, долл.США

74.7

76.7

76.9

Депозиты и вклады юридических лиц, долл.США

635.8

615

621.8

Депозиты и вклады физических лиц,долл.США

503

508

515.6

     

Рассчитано автором на основе официальных статистических данных Межгосударственного банка [9]

Показатели социально-экономического и денежно-кредитного положения Республики Казахстан в 2015году

Содержание информации

2014

Январь 2015

Февраль

2015

Март 2015

Объем промышленной продукции,долл.США

66.8

3.9

7.8

12.1

Инвестиции в основной капитал, долл.США

23.7

0.8

2

3.5

Розничный товарооборот по всем каналам реализации, долл.США

21.7

1.6

3

4.7

Уставный капитал действующих банков,долл.США

10448.7

3739.5

3775.4

3822.2

Собственный капитал банков, долл.США

8529.2

10190

10195.4

10464.1

Корреспондентские счета банков и небанковских организаций в национальном банке,долл.США

1149.8

1188.6

1159.6

915.8

Краткосрочные кредиты, долл.США

7454.3

7390.9

7136.5

6926.5

Долгосрочные кредиты, долл.США

30885.9

31042

112549.7

31223.6

Кредиты непогашенные в срок,долл.США

5392.5

5516

5271.1

5363.4

Кредиты юридическим лицам, долл.США

29229.4

29543.2

29248.6

29273.5

Кредиты физическим лицам,долл.США

14503.4

14405.7

14392.5

14240

Вложения в государственные ценные бумаги,долл.США

5224.9

5028.7

4727.5

4563.2

Депозиты и вклады юридических лиц, долл.США

26358.3

25537.9

25210.4

25372.5

Депозиты и вклады физических лиц, долл.США

16032.2

15664.4

15629

15525.8

Показатели социально-экономического и денежно-кредитного положения Республики Беларусь в 2015году

Содержание информации

2014

Январь

2015

Февраль

2015

ВВП,долл.США

5773.5

350.7

738.1

Объем промышленной продукции, долл.США

2430.4

261.2

499

Розничный товарооборот, долл.США

4029.5

236.4

478.5

Корреспондентские счета банков в национальном банке,долл.США

115.3

125

118.9

Фонд обязательных резервов,долл.США

94.9

98.1

98.1

Краткосрочные кредиты, долл.США

177.9

172.3

185.1

Долгосрочные кредиты,долл.США

941.8

941.1

943.8

Кредиты непогашенные в срок, долл.США

24.7

26.7

25.9

Кредиты юридическим лицам, долл.США

1047.9

1045

1060.7

Кредиты физическим лицам, долл.США

96.5

95.1

94.1

Вложения в государственные ценные бумаги, долл.США

74.7

76.7

76.9

Депозиты и вклады юридических лиц, долл.США

635.8

615

621.8

Депозиты и вклады физических лиц,долл.США

503

508

515.6

     
     

Показатели социально-экономического и денежно-кредитного положения Республики Таджикистан в 2015году.

Содержание информации

2014

Январь 2015

Февраль 2015

Март

2015

Апрель

2015

Май

2015

ВВП,долл.США

7005.4

1276.4

….

Объем промышленной продукции,долл США

1617.2

136.7

260.3

386.5

555

690.3

Инвестиции в основной капитал,долл.США

1134.6

50.3

110.2

189.2

274.7

397.6

Розничный товарооборот,долл.США

1967.8

176.9

359.5

543.2

726.2

933.9

Собственный капитал банков,долл.США

315.8

315.8

315.8

315.8

315.8

316.7

Фонд обязательных резервов,долл.США

781

789.1

803.5

820.6

827.2

803

Долгосрочные кредиты,долл.США

721.7

732.1

744.6

804.9

883.1

897.8

Кредиты непогашенные в срок,долл.США

173.3

183.3

199

216.6

234.3

247.7

Кредиты юридическим лицам, долл.США

1171.2

1190

1218.9

1292.4

1366.8

1351.4

Кредиты физическим лицам,долл.США

331.5

331.2

329.2

333

34.8

349.4

Депозиты и вклады юридических лиц, долл.США

374.3

368.6

349.2

377.4

402.4

430.1

Депозиты и вклады физических лиц,долл.США

653.3

651.2

674.3

701.3

752.3

757.3

Приложение 5

                     

Объем сделок на внутреннем валютном рынке в разрезе валют в 2015 году

                     

январь

                   

Показатели

РОССИЙСКИЙ РУБЛЬ

БЕЛОРУССКИЙ РУБЛЬ

КАЗАХСТАНСКИЙ ТЕНГЕ

ДОЛЛАР США

ЕВРО

 

млн ед.валюты

млн долл.США

млн ед.валюты

млн долл.США

млн ед.валюты

млн долл.США

млн ед.валюты

млн долл.США

млн ед.валюты

млн долл.США

Объем торгов на бирже

14 230 456.4

217 190.7

4 278.0

0.3

4.2

0.0

195 788.6

195 788.6

25 543.2

29 725.8

Объем сделок банков-резидентов на межбанковском (внебиржевом) рынке

9 387 898.7

143 013.8

11 575.6

0.8

30 752.9

166.9

234 801.0

234 801.0

92 531.5

107 394.5

Объем сделок по операциям покупки, продажи и конверсии иностранной валюты банковских клиентов-юридических лиц (небанковских организаций)

6 710 904.5

102 683.8

5 662.7

0.4

3 266.5

17.8

125 642.0

125 642.0

24 292.8

28 111.0

Куплено населением иностранной валюты1

-

-

682.6

0.0

43.5

0.2

1 379.7

1 379.7

448.2

507.9

Продано населением иностранной валюты1

-

-

850.3

0.1

195.8

1.1

1 482.3

1 482.3

460.7

522.0

                     

февраль

                   

Показатели

РОССИЙСКИЙ РУБЛЬ

БЕЛОРУССКИЙ РУБЛЬ

КАЗАХСТАНСКИЙ ТЕНГЕ

ДОЛЛАР США

ЕВРО

 

млн ед.валюты

млн долл.США

млн ед.валюты

млн долл.США

млн ед.валюты

млн долл.США

млн ед.валюты

млн долл.США

млн ед.валюты

млн долл.США

Объем торгов на бирже

19 466 514.0

301 345.4

1 562.0

0.1

3.3

0.0

268 110.3

268 110.3

41 517.6

46 997.7

Объем сделок банков-резидентов на межбанковском (внебиржевом) рынке

12 368 241.6

192 150.4

15 847.2

1.1

45 882.5

248.0

313 399.9

313 399.9

113 579.3

129 013.9

Объем сделок по операциям покупки, продажи и конверсии иностранной валюты банковских клиентов-юридических лиц (небанковских организаций)

9 171 612.6

142 117.0

7 114.1

0.5

4 557.3

24.8

177 420.0

177 420.0

35 116.7

39 853.7

Куплено населением иностранной валюты1

-

-

5 941.2

0.4

35.9

0.2

1 508.9

1 508.9

630.0

706.3

Продано населением иностранной валюты1

-

-

5 894.8

0.4

222.6

1.2

1 855.4

1 855.4

503.6

564.5

                     

март

                   

Показатели

РОССИЙСКИЙ РУБЛЬ

БЕЛОРУССКИЙ РУБЛЬ

КАЗАХСТАНСКИЙ ТЕНГЕ

ДОЛЛАР США

ЕВРО

 

млн ед.валюты

млн долл.США

млн ед.валюты

млн долл.США

млн ед.валюты

млн долл.США

млн ед.валюты

млн долл.США

млн ед.валюты

млн долл.США

Объем торгов на бирже

21 829 959.8

362 954.4

5 188.0

0.3

7.5

0.0

312 100.6

312 100.6

60 496.7

65 476.9

Объем сделок банков-резидентов на межбанковском (внебиржевом) рынке

17 033 551.8

283 747.2

243 410.5

16.3

39 761.2

214.5

418 127.5

418 127.5

151 568.8

164 409.0

Объем сделок по операциям покупки, продажи и конверсии иностранной валюты банковских клиентов-юридических лиц (небанковских организаций)

8 896 922.7

148 221.1

177 811.0

11.8

3 121.3

16.9

182 993.6

182 993.6

38 658.2

41 893.3

Куплено населением иностранной валюты1

-

-

676.5

0.0

46.5

0.3

2 001.5

2 001.5

750.5

813.5

Продано населением иностранной валюты1

-

-

735.1

0.1

260.9

1.4

1 873.8

1 873.8

645.7

699.8

                     

апрель

                   

Показатели

РОССИЙСКИЙ РУБЛЬ

БЕЛОРУССКИЙ РУБЛЬ

КАЗАХСТАНСКИЙ ТЕНГЕ

ДОЛЛАР США

ЕВРО

 

млн ед.валюты

млн долл.США

млн ед.валюты

млн долл.США

млн ед.валюты

млн долл.США

млн ед.валюты

млн долл.США

млн ед.валюты

млн долл.США

Объем торгов на бирже

25 339 296.5

479 715.4

7 112.0

0.5

4.0

0.0

428 245.9

428 245.9

68 694.5

74 088.4

Объем сделок банков-резидентов на межбанковском (внебиржевом) рынке

17 662 998.1

334 907.0

120 555.8

8.4

51 685.8

278.1

487 292.7

487 292.7

182 623.6

196 776.5

Объем сделок по операциям покупки, продажи и конверсии иностранной валюты банковских клиентов-юридических лиц (небанковских организаций)

11 105 711.4

210 687.0

11 224.3

0.8

4 586.0

24.7

229 468.6

229 468.6

32 168.6

34 696.4

Куплено населением иностранной валюты1

-

-

1 392.0

0.1

63.3

0.3

2 757.1

2 757.1

1 141.9

1 254.6

Продано населением иностранной валюты1

-

-

1 498.3

0.1

262.6

1.4

1 817.8

1 817.8

564.0

619.7

                     

май

                   

Показатели

РОССИЙСКИЙ РУБЛЬ

БЕЛОРУССКИЙ РУБЛЬ

КАЗАХСТАНСКИЙ ТЕНГЕ

ДОЛЛАР США

ЕВРО

 

млн ед.валюты

млн долл.США

млн ед.валюты

млн долл.США

млн ед.валюты

млн долл.США

млн ед.валюты

млн долл.США

млн ед.валюты

млн долл.США

Объем торгов на бирже

20 415 325.5

404 739.1

4 909.0

0.3

   

354 227.5

354 227.5

77 640.3

86 783.5

Объем сделок банков-резидентов на межбанковском (внебиржевом) рынке

13 696 967.8

271 216.2

255 903.0

17.9

29 614.0

159.4

413 896.4

413 896.4

166 817.9

186 265.6

Объем сделок по операциям покупки, продажи и конверсии иностранной валюты банковских клиентов-юридических лиц (небанковских организаций)

8 950 964.9

177 521.4

138 256.1

9.8

2 889.4

15.6

190 128.8

190 128.8

26 330.7

29 398.9

Куплено населением иностранной валюты1

-

-

1 137.1

0.1

40.4

0.2

2 160.2

2 160.2

766.4

839.4

Продано населением иностранной валюты1

-

-

1 022.3

0.1

281.2

1.5

1 158.4

1 158.4

392.8

430.2

                     

июнь

                   

Показатели

РОССИЙСКИЙ РУБЛЬ

БЕЛОРУССКИЙ РУБЛЬ

КАЗАХСТАНСКИЙ ТЕНГЕ

ДОЛЛАР США

ЕВРО

 

млн ед.валюты

млн долл.США

млн ед.валюты

млн долл.США

млн ед.валюты

млн долл.США

млн ед.валюты

млн долл.США

млн ед.валюты

млн долл.США

Объем торгов на бирже

27 221 371.8

499 262.9

5 506.0

0.4

6.3

0.0

444 019.7

444 019.7

79 586.7

89 434.0

Объем сделок банков-резидентов на межбанковском (внебиржевом) рынке

20 023 894.4

366 805.8

1 688 314.4

110.7

27 840.6

149.6

516 073.8

516 073.8

164 277.6

184 200.4

Объем сделок по операциям покупки, продажи и конверсии иностранной валюты банковских клиентов-юридических лиц (небанковских организаций)

11 055 458.9

204 379.0

68 813.0

4.5

3 181.3

17.2

225 288.9

225 288.9

28 882.1

32 329.6

Куплено населением иностранной валюты1

-

-

1 124.3

0.1

73.3

0.4

1 902.3

1 902.3

796.1

882.0

Продано населением иностранной валюты1

-

-

1 202.6

0.1

189.8

1.0

1 424.7

1 424.7

474.1

525.3

                     

июль

                   

Показатели

РОССИЙСКИЙ РУБЛЬ

БЕЛОРУССКИЙ РУБЛЬ

КАЗАХСТАНСКИЙ ТЕНГЕ

ДОЛЛАР США

ЕВРО

 

млн ед.валюты

млн долл.США

млн ед.валюты

млн долл.США

млн ед.валюты

млн долл.США

млн ед.валюты

млн долл.США

млн ед.валюты

млн долл.США

Объем торгов на бирже

28 195 828.2

491 431.2

6 251.0

0.4

220.8

1.2

427 733.2

427 733.2

83 767.5

92 325.1

Объем сделок банков-резидентов на межбанковском (внебиржевом) рынке

19 070 059.4

332 793.6

744 638.9

48.7

23 275.6

124.6

515 951.2

515 951.2

186 594.3

205 537.7

Объем сделок по операциям покупки, продажи и конверсии иностранной валюты банковских клиентов-юридических лиц (небанковских организаций)

11 340 358.0

197 651.2

20 761.6

1.3

4 168.5

22.4

215 752.6

215 752.6

30 753.1

33 894.9

Куплено населением иностранной валюты1

-

-

1 475.1

0.1

123.0

0.7

2 604.2

2 604.2

976.1

1 069.7

Продано населением иностранной валюты1

-

-

1 400.6

0.1

112.6

0.6

1 355.7

1 355.7

491.6

538.8

                     

август

                   

Показатели

РОССИЙСКИЙ РУБЛЬ

БЕЛОРУССКИЙ РУБЛЬ

КАЗАХСТАНСКИЙ ТЕНГЕ

ДОЛЛАР США

ЕВРО

 

млн ед.валюты

млн долл.США

млн ед.валюты

млн долл.США

млн ед.валюты

млн долл.США

млн ед.валюты

млн долл.США

млн ед.валюты

млн долл.США

Объем торгов на бирже

31 235 940.4

475 077.8

6 197.0

0.4

64.5

0.3

424 933.8

424 933.8

61 664.3

68 805.9

Объем сделок банков-резидентов на межбанковском (внебиржевом) рынке

17 676 543.1

269 230.3

520 044.8

32.3

33 098.4

167.7

400 941.2

400 941.2

125 761.1

140 282.1

Объем сделок по операциям покупки, продажи и конверсии иностранной валюты банковских клиентов-юридических лиц (небанковских организаций)

12 481 396.0

189 382.1

195 663.0

12.0

3 460.4

16.7

208 496.0

208 496.0

26 178.2

29 227.4

Куплено населением иностранной валюты1

-

-

1 464.8

0.1

100.1

0.4

2 375.9

2 375.9

778.7

879.1

Продано населением иностранной валюты1

-

-

1 415.6

0.1

177.0

0.7

1 681.3

1 681.3

572.5

646.3

                     

сентябрь

                   

Показатели

РОССИЙСКИЙ РУБЛЬ

БЕЛОРУССКИЙ РУБЛЬ

КАЗАХСТАНСКИЙ ТЕНГЕ

ДОЛЛАР США

ЕВРО

 

млн ед.валюты

млн долл.США

млн ед.валюты

млн долл.США

млн ед.валюты

млн долл.США

млн ед.валюты

млн долл.США

млн ед.валюты

млн долл.США

Объем торгов на бирже

34 339 789.9

514 714.2

5 710.4

0.3

7.1

0.0

450 119.5

450 119.5

71 003.9

79 665.6

Объем сделок банков-резидентов на межбанковском (внебиржевом) рынке

18 843 728.7

282 998.0

451 612.8

25.6

57 853.3

214.7

417 533.7

417 533.7

126 335.7

141 895.0

Объем сделок по операциям покупки, продажи и конверсии иностранной валюты банковских клиентов-юридических лиц (небанковских организаций)

12 392 913.7

186 486.5

90 310.7

5.1

4 867.3

19.0

202 910.0

202 910.0

27 794.8

31 199.0

Куплено населением иностранной валюты1

-

-

896.6

0.1

56.5

0.2

2 105.0

2 105.0

732.0

824.3

Продано населением иностранной валюты1

-

-

912.2

0.1

127.3

0.5

1 206.3

1 206.3

395.8

445.6

                     

октябрь

                   

Показатели

РОССИЙСКИЙ РУБЛЬ

БЕЛОРУССКИЙ РУБЛЬ

КАЗАХСТАНСКИЙ ТЕНГЕ

ДОЛЛАР США

ЕВРО

 

млн ед.валюты

млн долл.США

млн ед.валюты

млн долл.США

млн ед.валюты

млн долл.США

млн ед.валюты

млн долл.США

млн ед.валюты

млн долл.США

Объем торгов на бирже

30 475 398.7

482 212.7

6 730.0

0.4

5.2

0.0

421 531.6

421 531.6

69 188.3

77 708.1

Объем сделок банков-резидентов на межбанковском (внебиржевом) рынке

25 861 744.1

410 041.0

3 196 989.5

183.8

73 511.6

267.8

548 517.9

548 517.9

124 380.5

139 796.4

Объем сделок по операциям покупки, продажи и конверсии иностранной валюты банковских клиентов-юридических лиц (небанковских организаций)

9 590 614.7

151 632.0

25 822.0

1.5

3 328.6

12.1

169 782.4

169 782.4

27 519.0

30 909.6

Куплено населением иностранной валюты1

-

-

745.2

0.0

50.1

0.2

2 441.5

2 441.5

895.7

984.5

Продано населением иностранной валюты1

-

-

784.8

0.0

83.0

0.3

1 149.5

1 149.5

367.4

403.8

1 Пересчет в долларовый эквивалент осуществлен по курсу на конец месяца.

             

37

Просмотров работы: 2081