К Н.о. обычно относят такие разнородные явления, как оппозиционные политические партии, экологические движения, любительские и творческие объединения, контркультурные группы, криминальные формирования. Наиболее часто неформальными называют стихийно возникающие группы, чтобы отличать их от официально зарегистрированных детских общественных организаций и самодеятельных объединений, действующих в рамках детского движения (как правило, под руководством взрослых).
Неформальные объединения по характеру социальной направленности могут быть социально положительные, асоциальные (стоящие в стороне от общественных проблем, часто объединяемые на основе общих любительских интересов, развлекательных предпочтений и пр.) и антисоциальные или дизсоциальные(противостоящие обществу и представляющие для него опасность - криминальные группировки, хулиганские шайки и пр.).
Многие исследователи Н.о. (А.В. Добрович, И.С. Кон, В.Ф. Левичева, А.В. Мудрик, И.С. Полонский и др.) подчёркивали, что стремление детей к объединению объясняется психологическими и социальными причинами. Социальные предпосылки возникновения Н.о.: кризисные состояния общества, неблагополучие и непонимание в семье и детском формальном коллективе, бюрократизм воспитательных учреждений и учебных заведений, плохая организация досуга в районе и пр.
Поведение подростка, юноши во многом определяется особой маргинальностью его положения в переходный период от детства к взрослости. Именно в это время в психике подростка проявляются внутренние противоречия: неопределённость уровня притязаний личности, застенчивость и вместе с тем конфликтность, агрессивность и т.п. Не находя понимания у старших, подростки стремятся к автономии от них и ищут общения со сверстниками. В переходном подростковом возрасте происходит переориентация общения ребёнка с родителей и учителей и вообще старших на ровесников.
Вместе с тем неформальные молодежные объединения, находящиеся за чертой социальной нормы, – это всегда зона риска, среда, содействующая, как минимум, стагнации личностного развития, как максимум – деградации личности (И.В. Ульянова).
А.В. Мудрик рассматривает неформальные молодежные объединения как вариант проявления субкультуры.
Субкультура (от лат. Sub — под и культура) — совокупность специфических социально-психологических признаков (норм, ценностей, стереотипов, вкусов и т.п.), влияющих на стиль жизни и мышления определенных номинальных и реальных групп людей и позволяющих им осознать и утвердить себя в качестве «мы», отличного от «они» (остальных представителей социума). Вхождение подростка в определенную субкультуру связана с его стихийной социализацией.
Субкультура — это автономное относительно целостное образование. Она включает в себя ряд ярко выраженных признаков: специфический набор ценностных ориентации;норм поведения, взаимодействия и взаимоотношений ее носителей; статусную структуру в реальных группах; иерархию предпочитаемых источников информации;своеобразные увлечения, вкусы, следование моде; способы свободного времяпрепровождения; жаргон; фольклор и др.
В 2014/15 гг. мною было проведено исследование (на уровне опроса), связанное с участием подростков в неформальных молодежных объединениях.
Был составлен опросник:
1 |
С какого возраста состоите в субкультурой группе? |
2 |
К какой группе вы принадлежали? |
3 |
Как относились к этому ваши родители? |
4 |
осознали ли вы сейчас, что вы не относитесь ни к какой из этих субкультур |
5 |
Что стало главной причиной вхождения в неформальную группу? |
6 |
совершали ли вы когда- нибудь посвящения или ритуалы? |
7 |
как выражалась ваша принадлежность к молодежным группировкам? |
Было опрошено 15 человек. На основе анализа полученных данных были получены следующие результаты.
Все опрошенные отметили, что примкнули к неформальным молодежным объединениям в 11 лет.
Их принадлежность к «неформалам» характеризуется следующим образом:
Тип неформального молодежного объединения |
Количество участников |
Меломаны готы рейперы эмо панки |
20%(==чел.) 5% (==) 10% (==) 30% (==) 35% (==) |
Го́ты — представители молодёжной субкультуры, зародившейся в конце 70-х годов XX-го века на волне музыкального стиля пост-панка. В целом главное в субкультуре готов положительное восприятие ко всему «тёмному»
Реперы-около музыкальная субкультура, зародившаяся в США в 80-х годах, на основе хип-хип музыки.
Панк - это субкультура, основанная на пристрастии к панк-року, но нашедшее своё отражение так же в литературе и кино.
Идеология панков — философия «потерянного поколения»: изменить мир к лучшему нельзя, жизнь потеряла смысл, будущего нет. Поэтому плюй на все и на себя, делай то, что хочется сейчас.
Внешний вид: Прическа с выбритыми висками и рваные джинсы, остальные атрибуты менялись со временем.
Основное влияния на внешний вид оказала британская панк-рок группа SexPistols. Панк-рок произвёл революцию в музыке благодаря свой простоте именно в панк-роке преобладали простые песни из одного аккорда.
Меломан – это человек, любящий слушать разную музыку, он не отдает предпочтение какому-то одному направлению, меломан может слушать практически все что угодно от тяжелого рока до красивой классики, а также этот человек увлекается этой музыкой.
Подростки, нашедшие себя в этом стиле, отличаются ярким видом, необычным макияжем и своеобразной прической. Многочисленные значки и импровизированные заплатки – основные атрибуты субкультуры. Суть эмо - культуры – открытое выражение искренних эмоций, противостояние несправедливости и истинное ощущение мировоззрения. Поэтому, достаточно большое количество приверженцев, не в состоянии прочувствовать всю чистоту собственных чувств, ограничиваются лишь внешней атрибутикой. В узкой эмо среде их называют позерами («подражателями») – лишенными обостренного восприятия мира. По сути, позер – это человек, имеющий поверхностные переживания, рассчитанные исключительно «на зрителя». Поэтому ему не стоит особого труда истерить и привлекать внимание окружающих в школе или в др. общественных местах.
в конечном итоге, подсчитав ответы я увидела следующие результаты.(считала я от 100% опрошенных, а их всего было 15человек)
1.возраст с которого они решили быть частью молодежного движения в основном одинаковый это 11лет
2.следующий вопрос показал, что
20%-меломаны
5%-готы
10%-рейперы
30%-эмо
35%-панки
3.на следующий вопрос "как отнеслись к этому ваши родители?" получилось, что
30%-родители одобряли и не видели в этом ничего плохого( в этих процентах, как нестранно были только рэйперы и меломаны)
остальные 70%-не одобряли(значит есть всё таки-то, чего боялись и опасались родители)
4."осознали ли вы сейчас, что вы не относитесь ни к какой из этих субкультур?"
17%-до сих пор относят себя к каким либо неформальным группам
82%-осознали
5."почему же вы выбрали вступить в какую либо группу?"
на этот вопрос были даны варианты ответов
а,нравится музыка-37%
б.поддержка друзей- 2%
в.сложности в жизни-30%
д.уход от проблем-29%
ж.привлечение внимание не традиционным ярким образом -2%
6.так как во многих этих группировках есть свои "ритуалы, посвящение)
вопрос был задан "совершали ли вы когда- нибудь такие действия?"
63%-да
37%-нет
7.так же был вопрос как выражалась ваша принадлежность к молодежным группировкам?
89%-одежда,внешний вид и поведение
2%-просто слушал(а) то что по душе
9%-никак просто в душе понимала, что хочу быть похожим на ...
но ведь "хочу быть похожим на.." это всего лишь придуманные атрибуты и поведение....
так зачем вообще относить себя к какой-либо субкультуре? почему нельзя просто самореализовываться, просто жить и радоваться, зачем создавать еще больше проблем.
некоторые ответили, что так они уходили от проблем, но ведь это не так, потому что своим видом ты привлекал внимание окружающих, выслушивал в свою сторону не хорошие слова!
по-моему мнению, родители детей и подростков, которые были "эмо", "готами" и "панками" должны были наблюдать за своими детьми больше, и строже, чем за теми кто не состоял в группах и даже те кто был "рейпером" или "меломаном" так как в их поведении не замечено никаких странных и противоправных действий.
родители "эмо" на мой взгляд, должны были показать детей психологу, на ранней стадии или пообщаться с ребенком самим, есть случии, когда ребенок замыкался и не говорил с родителями, а все рассказывал только таким же друзьям, а те не могли ничего посоветовать так как у них в традиции было "резать вены и бросаться с крыш многоэтажек".
а если ребенок становился "панком" - это было только страшно для родителей, тем что он может спиться и начать употреблять наркотики, как многие их кумиры. Например Сид из группы "Sexpistols",который умер от передоза. Так же "панки" совершали множество разбоев и наподений, краж , одним словом противозаконные действия. Но были и таки "панки", которые просто любили панк-рок, как музыку и не привлекали к себе никакого внимания.
В итоге я бы хотела сказать, что родителям следует серьёзнее относится к тому, что интересует его ребенка и как это влияет на его развитие, психику и воспитание. Также дети могут скрывать перед родителями своё поведение и общение, которое преобладает у них со сверстниками. Поэтому нужно знать с кем общается ваш ребенок и также поддерживать общение с учителями и родителями детей с кем общается ваш ребенок. Также не нужно забывать беседовать с детьми и стараться стать своему ребенку лучшим другом, что бы между вами не было секретов и тайн.
Литература:
Педагогика. Учеб. под ред. Л.П. Крившенко. - М., 2005.
МудрикА.В. Социализация человека.
Ульянова И.В. Педагогика смысложизненных ориентаций. – Владимир, 2010.