ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКИ И ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ АКТИВНОГО СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКИ И ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ АКТИВНОГО СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Алексеева И.В. 1, Васильева В.С.
1«Челябинский государственный педагогический университет», факультет коррекционной педагогики
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Речь является основным средством человеческого общения. Без нее человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество информации, в частности такую, которая несет большую смысловую нагрузку или фиксирует в себе то, что невозможно воспринять с помощью органов чувств (абстрактные понятия, непосредственно не воспринимаемые явления, законы, правила и т.п.).

Все процессы развития в раннем детстве тесно связаны с развитием речи. Данный период детского развития является сензитивным для развития именно этой психической функции. Формирование речи на протяжении первых трех лет жизни ребенка, как показывают многочисленные исследования, – не просто количественное накопление словаря. Это сложнейший нервно-психологический процесс, который происходит в результате взаимодействия ребенка с окружающей средой и в ситуации общения с взрослым.

В соответствии с принципом рассмотрения речевых нарушений во взаимосвязи речи с другими сторонами психического развития (Левина Р. Е., 1968) необходимо проанализировать и те особенности, которые накладывает неполноценная речевая деятельность на формирование сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы.

Для детей с общим недоразвитием речи характерен низкий уровень развития основных свойств внимания. У большинства детей отмечается недостаточная его устойчивость и ограниченные возможности распределения.

Речевая недостаточность сказывается и на развитии памяти. При относительно сохранной смысловой и логической памяти, у таких детей заметно снижены вербальная память и продуктивность запоминания по сравнению с нормально говорящими детьми.

Связь между речевыми нарушениями у детей и другими сторонами их психического развития обуславливает некоторые специфические особенности мышления ребенка. Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, у детей, однако, наблюдается задержка в развитии наглядно-образного мышления. Без специального обучения дети с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением. Для многих детей характерна ригидность мышления.

Детям с недоразвитием речи, наряду с общей соматической ослабленностью и замедленным развитием локомоторных функций, присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы. [5]

Взаимосвязь между развитием речи и формированием общей, мелкой и артикуляционной моторики подчеркивается многими исследователями. Стимулирующим фактором развития речи и нервно-психических процессов является двигательный анализатор.

На развитие речи оказывает влияние огромное количество факторов. Такие исследователи, как Н.М. Аксарина, А. Валлон, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, М.М. Кольцова, А.Р. Лурия, Ж. Пиаже, Э.Г. Пилюгина, А.М. Фонарев, Н.М. Щелованов и многие другие доказали, что сенсомоторное развитие составляет фундамент умственного развития. Все движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук благотворно сказывается на развитии речи ребенка.

В исследованиях ведущих специалистов говорится, что формированию активного словаря должна предшествовать определенная пропедевтическая работа, основные направления которой следующие:

1.Развитие фонематического восприятия.

2. Работа над звукопроизношением.

3. Развитие навыков звукового анализа и синтеза.

4. Обогащение словарного запаса и развитие практического умения пользоваться им.

5. Развитие грамматических навыков.

6. Развитие связной речи.

7. Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук, а так же графических навыков и умений.

8. Развитие чувства ритма и зрительно-пространственной ориентации (в схеме собственного тела, в окружающей действительности, на листе бумаги).

Речь ребенка раннего возраста включена в его практические предметные действия и неотделима от них. Ребёнок может говорить только о том, что он видит и что делает здесь и сейчас. Поэтому включенность слов в конкретные действия, очень важный принцип формирования активной речи. Каждое новое слово должно быть понятно ребёнку, нести в себе определённое значение и опираться на конкретную ситуацию. Созданию такой речепорождающей ситуации активизирующей речь детей способствуют пальчиковые игры – эта специальная психолого-педагогическая задача должна решаться педагогом. [3]

При изучении психолого-педагогической литературы мы пришли к выводу, что игры очень эмоциональны, увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности, являются важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка. [1]

Пальчиковые игры служат закреплению знаний, полученных на занятиях и активизируют словарь детей раннего возраста. Игры являются естественным состоянием, потребностью детского организма, средством общения и совместной деятельности детей. Игра создаёт тот положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно. Она выявляет индивидуальные способности личностные качества ребёнка, позволяет определить уровень его знаний и представлений, что необходимо для дальнейшей, эффективной работы воспитателя с данным ребёнком. [2]

Пальчиковые игры – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. В них находит отображение реальность окружающего мира – явления природы, предметы, вещи, животные, люди, их деятельность, отношения между ними. Эти игры очень эмоциональны, увлекательны и поэтому интересны для детей 2-4 лет.

Для развития ручной моторики можно рекомендовать родителям различные несложные упражнения:

- пальчики здороваются;

- пальчики бегают по столу;

- игра на рояле;

- разведение пальцев в стороны;

- поочередное поднимание пальцев руки;

- кулак-ребро-ладонь.

Помимо специальных упражнений очень важно приучать ребенка и к выполнению различных бытовых операций, требующих дифференцированных движений пальцев и вообще определенной ручной умелости. [4]

Владея методикой проведения пальчиковой гимнастики и пальчиковых игр для детей 2-4 года жизни, необходимо помнить о следующих правилах:

1. Сначала, объясняя, как выполняется то или иное упражнение, надо показать ребенку позу пальцев и кисти. Постепенно от показа отказываются, остаются только словесные указания.

2. Начинать пальчиковую гимнастику надо с разминки пальцев: сгибания и разгибания.

3. Произносить тексты, которые сопровождают упражнения пальчиковой гимнастики или игр, взрослый должен максимально четко, выразительно и достаточно громко, чтобы ребенок их хорошо слышал.

4. Для некоторых пальчиковых упражнений игрового характера можно надевать на пальчики бумажные колпачки или рисовать на подушечках пальцев глазки и ротик.

5. Наибольшее внимание ребенка привлекают пальчиковые игры с пением. Можно пропевать тексты к упражнениям пальчиковой гимнастики на любую подходящую мелодию.

6. Время выполнения упражнений не может быть долгим, так как внимание и интерес ребенка быстро иссякают. До 3 лет это около 5 минут, затем можно увеличить длительность до 10-15 минут включать игры в другие развивающие занятия.

7. Нужно соблюдать комфортный для каждого ребенка темп выполнения упражнения или игры с одной или двумя руками и со звуковым сопровождением.

Развитие речи детей 2-4 года жизни происходит успешно, если используется специальная методика и специально разработанные комплексы пальчиковой гимнастики и пальчиковых игр; учитываются результаты диагностики уровня развития речи и мелкой моторики детей; непосредственно образовательная и совместная деятельность с использованием пальчиковых игр носят коррекционно-развивающую направленность и проводятся дифференцированно и на основе деятельностного и личностно-ориентированного подхода.

Литература

1. Белая А. Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников [Текст] /М. : Астрель, 2009. – 143 с.

2. Громова О. Е., Соломатина Г. Н. Лексические темы по развитию речи [Текст] детей 3-4 лет /М. : сфера, 2005. – 182 с.

3. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры [Текст]/ СПБ. : Литера, 2005. – 220 с.

4. Савина Л. П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников [Текст]/М. : Родничок, 2013. – 185 с.

5. Солнцева В. А. 200 упражнений для развития общей и мелкой моторики у дошкольников и младших школьников [Текст] / М. : АСТ, 2011. – 165 с.

6. Терегулова Ю. В. Пальчиковая гимнастика [Текст] с детьми 3-5 лет. (Книга с видеофильмом). М. : ООО «Рид Групп», 2011. – 143 с.

7. Ткаченко Т. А. Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков [Текст] / М. : ЭКСМО, 2010. – 234 с.

8. Узорова О. В. Игры с пальчиками [Текст] / М. : Астрель, 2008. – 154 с.

9. Цвынтaрный В. В. Игрaeм пaльчикaми и рaзвивaeм рeчь [Текст] /СПб. : Речь, 2010. – 32 с.

10. Шмелева Е. Б. Пальчиковые игры [Текст]. Пособие по развитию мелкой моторики и речи у детей 2-4 лет. М. : Ювента, 2008. – 48 с.

7

Просмотров работы: 1850