Электронный учебник – это комплекс обучающих, контролирующих, компьютерных программ, размещаемых на магнитных носителях компьютера, отражающие основное содержание темы и систему интерактивных тестов [1].
Достоинствами электронного учебника являются:
обеспечение мгновенной обратной связи;
быстрое отыскание необходимой информации;
использование гиперссылок;
облегчение понимания и запоминания наиболее важных понятий и утверждений.
Также с помощью электронного учебника можно самостоятельно изучать какую-либо тему.
Компоненты электронного учебника взаимодействуют между собой, то есть, учебник разбит на разделы, которые содержат подразделы. Каждый подраздел содержит важные теоретические сведения.
Структура учебника определяется тем, что в основном электронные ресурсы используются для организации самостоятельной работы обучающихся. В электронных учебниках четко организованна последовательность изучаемого материала, что облегчает его восприятие [4].
В образовательном процессе использование электронного учебника позволяет достаточно глубоко изучить темы и ознакомиться с более трудным материалом. В нем должны присутствовать красочные иллюстрации, отражающие теоретическую информацию.
При использовании электронных учебников происходит не только репродуктивная работа, но и абстрактно-логическая, что помогает лучшему усвоению и осознанию нового учебного материала [5].
У обучающихся есть возможность на лекциях, практиках и в процессе самостоятельной работы пользоваться одним и тем же электронным ресурсом, использование которого формирует целостный образ изучаемого предмета [6].
Электронный учебник можно создать в различных программах. Например, Power Point, HTML-редактор, Plastic Logic 100, Macromedia Dreamweaver, ChmBookCreator, eBooksWriter LITE [2].
Самой простой, доступной и распространенной программой является MS Word. Она позволяет создавать гипертекст и включать в него картинки, схемы, таблицы и т.д. Более эффективной программой для создания ярких и наглядных компонентов электронного учебника, включая мультимедийные приложения, является программа MS Power Point. Презентации можно сохранять для использования в Интернете. Однако наиболее удобными инструментами для создания гипертекстов с включением наглядных, интерактивных, программных, мультимедийных и других компонентов являются HTML-редакторы. Они позволяют готовить файлы, наиболее приемлемые для использования в Интернете.
Для наилучшего изучения темы «Нейронные сети» в университете был создан электронный учебник. Он состоит из семи теоретических параграфов, каждый из которых отражает основную мысль темы.
Рис. 1. Теоретические параграфы электронного учебника
«Нейронные сети»
Следующий параграф является практическим. В него входят три практические работы по темам, которые были описаны в теоретическом блоке. Указания к решениям задач содержатся в гиперссылках.
Рис. 2. Практические параграфы электронного учебника
«Нейронные сети»
Восьмой параграф посвящен лабораторным работам, которые состоят из двух тем. Они в свою очередь основаны на практических заданиях. В них расписаны цели, содержания, примечания и варианты заданий для самостоятельного выполнения работ.
Рис. 3. Лабораторные работы электронного учебника «Нейронные сети»
Рис. 4. Лабораторная работа №1 электронного учебника
«Нейронные сети»
В следующем параграфе даются вопросы для подготовки студентов к зачету.
Рис. 5. Вопросы к зачету электронного учебника «Нейронные сети»
Также электронный учебник содержит итоговый тест. С его помощью определяется уровень усвоения теоретического и практического материала [3].
Рис. 6. Первый вопрос итогового теста электронного учебника
«Нейронные сети»
В конце электронного учебника предоставляется список литературы, по которому можно продолжить самостоятельное и более подробное изучение материала для подготовки к зачету.
Рис. 7. Список литературы электронного учебника «Нейронные сети»
Итак, электронные учебники в основном используются в образовательных учреждениях: в школах, техникумах, университетах. Они позволяют самостоятельно готовиться к занятиям как студентам, так и преподавателям.
Список использованной литературы
Батищев П.С. Электронный On-Line учебник по курсу информатика.
Вигерс Карл. Разработка требований к программному обеспечению. /Пер, с англ. - М.: Издательско-торговый дом "Русская Редакция", 2004. -576с
Платонов Ю.М., Уткин Ю.Г., Иванов М.И. Электронный экзаменатор у Вас дома. Информатика. – М.: СОЛОН-Пресс, 2004 – 176с.
Разработка электронных учебных изданий: Справ. пособие. /В.П. Трубин, П.Г. Денисов, Ю.М. Передрей; Под ред. проф. В.В. Усманова. Пенза: Изд-во Пенз. технол. ин-та, 2001. 34 с.
Создание мультимедийных электронных учебников. Метод. разработка. /Н.А. Шигина. Пенза: Изд-во Пенз. технол. ин-та, 2001. 39 с.
Чиганова Н.В. Использование дидактического обучающего комплекса в учебном процессе вуза //Научно- методический журнал «Информатика и образование». –2013. -No. 8. -С. 47-49.