Русский физиолог Введенский Н.Е. говорил о том, что устают и изнемогают не столько от того, что много работают, а от того, что плохо работают [3]. Соблюдение режима дня способствует не только укреплению здоровья человека, но и формированию таких качеств, как организованность, дисциплинированность.
Труд играет важнейшую роль в жизни человека. Согласно общепринятой классификации трудовой деятельности выделяют физический и умственный труд. Физический труд характеризуется в первую очередь повышенной нагрузкой на опорно-двигательный аппарат. Умственный труд – объединяет работы, связанные с приёмом и переработкой информации, требующей преимущественного напряжения сенсорного аппарата, внимания, памяти, активизации процессов мышления, эмоциональной сферы.
Известно, что любой труд может потерять ожидаемую эффективность при неправильном подходе к его осуществлению. А иногда труд способен нанести человеку невосполнимый ущерб, если неграмотно чередуется с отдыхом, а именно, другими видами деятельности. Согласно исследованиям Петленко В.П., почти каждый человек в нашем обществе большую часть своей жизни учится, чтобы в своей профессиональной деятельности не отстать от научно-технического прогресса. Поэтому каждому человеку необходима такая организация умственной деятельности, которая предупреждает возникновение переутомления и его отрицательных последствий, а также укрепляет организм [4]. В жизни студента интеллектуальный труд играет ведущую роль, поэтому следует уделить особое внимание грамотному подходу к проблеме сбалансированности физического и умственного труда в жизни студента. Самым доступным способом нормализации баланса труда и отдыха является введение небольших перерывов в процессе труда. Каждому человеку необходимо знать основы физиологии труда и как необходимо правильно построить режим труда и отдыха, чтобы увеличить производительность труда, не ухудшив свое самочувствие.
В физиологии труда выделяют три разновидности пауз для отдыха:
- микропаузы (от нескольких секунд до полминуты), например, устали глаза, плечи от напряженной работы за компьютером, необходимо взбодрится, несколько минут на рабочем месте провести комплекс упражнений для восстановления и дальнейшей работы;
- короткие паузы (от 30с до 5 мин), можно встать и возле рабочего места сделать несколько несложных упражнений, взбодриться, привести организм в тонус.
- продолжительные паузы (свыше 5 мин) [4].
При этом нужно учитывать, что труд и отдых должны выступать как единая система цикла труда человека. Для восстановления работоспособности более длительные паузы менее эффективны, чем короткие паузы после каждого цикла работы. Длительные паузы в процессе работы приводят к угасанию рабочих способностей и для продолжения работы в этом случае необходим вновь период врабатывания. Для успешного построения режима труда данный способ можно назвать лишь приемлемым, а основным его достоинством будет доступность.
Специалисты установили основные факторы, препятствующие современному человеку заниматься физической культурой [1,5]. Среди них: отсутствие свободного времени; отсутствие условий для занятий; собственная неорганизованность; усталость после работы; занятость делами по дому; отсутствие интереса к занятиям физической культурой и спортом.
Оценка, которую дали своему двигательному режиму сами опрошенные в исследованиях Булич Э.Г. была такой: 50% считают, что двигаются достаточно, но при этом сами называют свой двигательный режим среднеактивным; 30% считают, что двигаются недостаточно, и при этом сами называют свой двигательный режим среднеактивным; 10% считают, что двигаются достаточно, и называют свой двигательный режим активным; 10% считают, что двигаются много и сами называют свой двигательный режим очень активным.
Оценка специалистов режима двигательной активности опрошенных показала: 70% – группа средней и малой двигательной активности (малоподвижная работа, регулярно пользуются общественным транспортом и лифтом); 30% – ведут активный («но не очень активный», как утверждали они сами), достаточно подвижный образ жизни [5].
Как правило люди не понимают зачем им нужна двигательная активность. Данные о распределении причин, по которым люди приняли решение заняться физической культурой показали такие причины по значимости: осуществить коррекцию фигуры и похудеть – 80%; укрепить здоровье и повысить жизненный тонус – 60%; предпринять профилактику целлюлита – 60%; увеличить гибкость, подвижность и улучшить пластику – 50%; расширить круг общения – 30%; вести здоровый образ жизни и увеличить двигательную активность – 20%; расширить функциональные возможности сердечно-сосудистой и дыхательной систем – 20% [5].
Для нормальной деятельности мозга нужно, чтобы к нему поступали импульсы от различных систем организма. Работа разнообразных мышц подаёт в мозг большое число нервных импульсов, поддерживающих мозг человека в рабочем состоянии. Когда человек занимается умственным трудом, электрическая активность мышц усиливается, что всегда отражается в виде напряжения скелетной мускулатуры.
Таким образом, чем выше умственная нагрузка и чем сильнее умственное утомление, тем более выражено мышечное напряжение. Это может проверить на себе каждый человек. Например, когда студент долго пишет конспект, не отвлекаясь на паузы, то по окончанию работы может отметить, что совершенно не чувствует пальцев рук, мышц спины и шеи. Так происходит потому что поза, в которой человек занимается трудом имеет большое значение. И очень важно следить, чтобы она была приемлемой и способствовала накоплению напряженности и зажатости в мышцах. Разнообразная мышечная нагрузка, проводимая на постоянной основе может обеспечить успешную и продуктивную жизнедеятельность человека. Эта нагрузка как правило выступает в виде объединения некоторых двигательных действий, выполняемых в повседневной жизни, ходьбе, организованных и самостоятельных занятиях физической культурой, спортом. Одним словом, это всё, что называется «двигательная активность».
Для людей, связанных с малоподвижным, умственным трудом, физическая активность может ограничится небольшими физическими нагрузками. Предпочтение стоит отдать упражнениям, совершенствующим сердечнососудистую и дыхательную системы, увеличивающие общую выносливость и т.д. Например, ходьба, бег, плавание, лыжи, гребля, спортивные игры, велосипед и др. [2]. Эти упражнения могут служить также действенным средством психологической разгрузки, снятия умственного напряжения. Выбор зависит от условий занятий, интереса возможностей занимающихся и с учетом того, что используемые упражнения должны обеспечить работу всех мышечных групп. Более того, упражнения общего воздействия позволяют оказывать разнообразное развивающее и тренирующее воздействие на защитные аппараты мозга, зрение. Например, бег, вызывающий при каждом шаге легкое «сотрясение» головы. С такой же целью хорошо использовать маятникообразные упражнения, когда при качании туловища или головы под действием сил мозг будет стремиться переместиться к одной из сторон черепа. Упражнения, при выполнении которых усиливаются раздражение вестибулярного аппарата (кувырки, перевороты, кружения, и др.) способствуют расширению сосудов мозга, а после их выполнения сосуды возвращаются к исходному положению. Но такие упражнения не подходят тем людям, у которых повышенное давление [3].
Физические упражнения могут носить как индивидуальный, так и групповой характер. Тем, кто предпочитает заниматься двигательной активностью в группе, посредствам командных игр, например, следует быть особенно бдительными к своему самочувствию. Так как при самостоятельных нагрузках человек сосредоточен на своих ощущениях, а в командной игре азарт может помешать грамотному контролю и помешать процессу оздоровления. Оздоровительная ходьба является наиболее доступной для самостоятельных занятий людей, которые имеют противопоказания к бегу. Тренирующий эффект оздоровительной ходьбы зависит от скорости и продолжительности передвижения. Медленная ходьба до 70 шагов в минуту, почти не дает тренирующего эффекта для здоровых людей. Ходьба со скоростью 70-90 шагов в минуту обеспечивает повышение тренированности для слабо подготовленных людей. Темп 90-100 шагов в минуту оказывает сильный тренировочный эффект. Оздоровительная гимнастика позволяет укрепить мышцы спины, создать надежный мышечный корсет, который необходим для предупреждения заболеваний в различных отделах позвоночника, других суставах. Атлетическая гимнастика – это те же гимнастические упражнения, выполняемые с отягощениями. Ритмическая гимнастика (аэробика) характеризуется тем, что темп движений и интенсивность выполнения упражнений задается ритмом музыкального сопровождения.
Здоровье человека зависит также от условий среды, окружающей его во время трудовой деятельности. Неблагоприятные метеорологические условия, интенсивное лучистое тепло, повышенное либо пониженное атмосферное давление, чрезмерный шум, пыль, все эти факторы могут негативно сказаться на здоровье человека. Гигиена умственного труда подразумевает создание благоприятной психологической обстановки, условий, в которых каждый член коллектива полон доброжелательности и охвачен трудовым настроем Одновременно, согласно гигиене умственного труда, следует заботиться в о благоприятных условиях среды, в которой проходит трудовой процесс. Плохо проветриваемая комната, стук, шум, грохот оказывают неблагоприятное воздействие на организм человека, приводят к преждевременному утомлению, порождают ошибки и промахи в работе. Столь же пагубное влияние на умственный труд оказывают алкогольные напитки и всевозможные возбуждающие средства (неумеренное употребление крепкого чая и кофе). Положительный эффект они дают очень кратковременно, зато последствия очень плохие – быстрая утомляемость, бессонница, раздражительность, неустойчивость внимания [4].
Каждый человек решает сам выбирает вариант двигательной активности. Это могут быть индивидуальные прогулки или активные игры в коллективе. Но обязательным является соблюдение режима труда и отдыха, чередование видом труда и соблюдение гигиены умственного труда. Только в случае гармоничного объединения всех этих условий, труд человека будет плодотворным и без вреда для здоровья.
Литература:
Булич Э.Г. Здоровье человека / Э.Г. Булич, И.В. Муравов. – К.: Олимп. л-ра. – 2003. – 424 с.
Коробкова Е.К. Умственная работоспособность и повышение ее эффективности средствами физической культуры и спорта. Рязань. - 2015.
Петленко В.П. Основы валеологии. - СПб. - 1998. – 433 с.
Рыбак П. Динамика умственной работоспособности учащихся [Электронный ресурс]: http://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2015/03/16/ dinamika -umstvennoy-rabotosposobnosti-uchashchikhsya (дата обращения: 19.12.2015).
Туманян Г.С. Здоровый образ жизни и физическое совершенствование / Г.С. Туманян. – М.: Академия, 2009. – 336 с.
http://www.o-med.ru/gigiena_umstvennogo_truda.php.