семья это социальный институт общества и, следовательно, общество заинтересовано в качестве семьи и поддержке этого социального института;
семья – это малая социальная группа и, следовательно, ее члены заинтересованы в ее организации на протяжении всей жизни.
семья - важнейший фактор социализации и развития ребенка.
Отмеченная А. А. Реаном и Я. Л. Коломинским возможность одновременного сосуществования социализации как целенаправленного, так и нерегулируемого процесса относится к социализации в семье. Нормирование ребенка в семье происходит не только в результате целенаправленного воздействия взрослых (воспитания), но и в результате наблюдения за поведением всех членов семьи.
В каждой семье объективно складывается определенная, не всегда осознанная ею система воспитания: понимание целей и задач, более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка и т.д. В данном контексте необходимо выделить особенности социализации детей в неполных семьях, которые оказывают многостороннее негативное влияние на развитие ребенка. Неполная семья в силу ролевой перегрузки оставшегося ее члена включается в «группу риска», следовательно, нуждается в социально-педагогическом сопровождении. Исследователи отмечают следующие особенности детей из неполных семей:
в социально-экономическом плане такие дети менее экономически защищены и чаще предоставлены сами себе из-за чрезмерной занятости и трудовой перегруженности матери;
в медицинском плане такие дети более подвержены различным заболеваниям;
безусловный приоритет материнского влияния в неполной семье негативно отражается на эффективности социализации детей, особенно мальчиков;
у детей из неполных семей чаще возникают нервные и психические расстройства, нарушения поведения, формируется дефектный тип личности и наблюдается множество трудностей психологического характера (от неуверенности и тревожности до нарушения поло-ролевой самоидентификации и снижения самооценки).
В силу указанных особенностей развития детей в неполных семьях возникает необходимость раннего профессионального сопровождения таких семей. Так, в условиях ДОУ проводится целенаправленная социально - педагогическая работа. Социально-педагогическое сопровождение неполной семьи понимается как организованный социально-психолого-педагогический процесс, обеспечивающий создание условий для успешной социальной адаптации её членов. Работа проводится отдельно с ребенком, с родителем или с ними обоими одновременно и предполагает уровни профилактики, диагностики, реабилитации. В соответствии с уровнем выбираются технологии, методы и приёмы деятельности социального педагога. Так, на базе МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №1 «Теремок» р.п. Тоншаево Тоншаевского района Нижегородской области было проведено исследование особенностей развития детей из неполных семей. На диагностическом этапе для изучения были выбраны воспитанники старшей группы МДОУ. В группе 20 воспитанников, из них 8 детей (40%) из неполных семей, 12 (60%) - из полных. Из полных семей малообеспеченными является 1 (5%); из неполных – 3 (15%). Для определения начального уровня сформированности социальных форм поведения детей и выявления наличия и характера девиаций в общении были использованы следующие методики диагностики:
1.Шкальная оценка сформированности социальных форм поведения ребенка (А.М.Щетинина, Л.В.Кирс)
2. Методика «Схема наблюдения за дошкольниками на занятиях» (автор А.П. Усова).
Диагностический этап исследования показал, что дети из полных семей имеют более высокий уровень сформированности социальных норм поведения и навыков учебной деятельности. Для оказания помощи родителям неполных семей в вопросах построения педагогически грамотного общения с детьми была разработана Программа социально - педагогического сопровождения неполной семьи. На проведение исследования было получено согласие родителей. В индивидуальной и групповой работе использовались технологии консультирования, семейной терапии, тренинга; методы формирования сознания родителей (рассказ, объяснение, разъяснение, внушение, беседа и т.д.); методы организации деятельности и формирования позитивного социального опыта семьи (совет, инструктаж и т.д.); методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения (эмоциональное воздействие, поддержка, поощрение, игровые методы и т.д.); методы контроля эффективности социально-педагогического процесса (анализ результатов деятельности, самоанализ). Программа предполагала работу по следующим направлениям:
1.Ознакомить с понятием «жестокое обращение» с детьми и видами насилия в семье; видами ответственности за жестокое обращение.
2.Повышение воспитательного потенциала семьи, ответственности за судьбу ребенка; повышение их активности в отношениях с сотрудниками МБДОУ
3.Коррекция педагогической несостоятельности родителей (низкого уровня общей и (или) отсутствия психолого-педагогической культуры, которая характеризуется ошибками и дефектами в воспитания детей).
4.Формирование осознанного отношения к вопросам воспитания ребенка в неполной семье; распространение передового педагогического опыта по этой проблеме.
5.Формирование единого подхода к соблюдению режима дня, вопросам воспитания детей; активизация педагогических умений родителей в процессе семейного воспитания.
В контекст Программы были включены следующие позиции:
1.Оформление информационного стенда в группе«Чего нельзя делать родителям».
2.Выступление на родительском собрании «Каким я хочу видеть своего ребёнка».
3.Организация родительского клуба.
4.Консультация для родителей всех возрастных групп «Особенности воспитания в неполной семье».
5.Родительский клуб «Зимние каникулы: как интересно провести досуг семьёй.
В результате работы у родителей сформировались адекватные модели поведения с ребёнком; повысилась воспитательная компетентность, уровень педагогических знаний и умений; активизировалось позитивное мышление, помогающее преодолевать трудности воспитания; установились доверительные отношения между воспитателями и родителями, что благоприятно сказалось на эмоциональном состоянии ребёнка.