СУЩНОСТЬ И ЦЕЛИ ИННОВАЦИЙ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

СУЩНОСТЬ И ЦЕЛИ ИННОВАЦИЙ

Ястребова М.И. 1
1Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Сущность и цели инноваций Ястребова М.И. Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики Санкт-Петербург,Россия The essence and purpose of innovation Yastrebova M.I. Saint Petersburg National Research University of Information Technologies, Mechanics and Optics Saint Petersburg, Russia

Роль инноваций в современной жизни довольно значительна. Более того, период с конца XX до начала XXI века считается актуализирующим научно-технические инновации. Вкупе с научно-техническими достижениями инновации дают толчок научно-техническому прогрессу и дальнейшему развитию экономики.

Необходимость инноваций обуславливается тем, что фирмам и компаниям, стремящимся к развитию, они дают возможность не просто остаться в бизнесе, но и повысить конкурентоспособность (получить преимущество в конкурентной борьбе), улучшить качество производимых товаров или предоставляемых услуг, что, несомненно, отразится на привлечении новых потребителей и потенциальных партнеров.

Согласно И.Л.Туккелю, под инновациями принято подразумевать результат сочетания разных видов деятельности: стратегического планирования, научных исследований, маркетинга, руководства проектом и пр.[2]. Исходя их этого определения, можно отметить схожесть инновации и любого другого процесса, даже не обязательно производственного. Но обратим внимание, что инновация – это не просто сочетание разных видов деятельности, а сочетание их при введении в употребление/производство чего-либо нового и/или улучшенного, будь то продукт, процесс, метод или технология.

Впервые употребив термин «инновация», Й.Шумпетер определил ее как концепцию, включающую пять случаев, среди которых [3]:

1) Создание нового товара, с которым потребители еще не знакомы, или нового качества товара;

2) Создание нового метода производства, не испытанного в данной отрасли промышленности ранее. Причем этот метод не обязательно должен быть основан на новом научном открытии, он может состоять в новой форме коммерческого обращения товара;

3) Открытие нового рынка, или иначе - рынка, не освоенного данной отраслью промышленности, на котором она в данной стране еще не торговала, вне зависимости от того, существовал ли этот рынок ранее;

4) Открытие нового источника факторов производства, вне зависимости от того, существовал ли этот источник ранее или его пришлось создать;

5) Создание новой организации отрасли (в качестве примера - достижение монополии или ликвидация монопольной позиции).

И действительно, часто при внедрении инноваций можно увидеть как один из представленных случаев, так и несколько одновременно. Иными словами, по своей природе инновации - многомерны.

Стоит обратить внимание на взаимосвязь терминов «новшество», «нововведение» и «инновация». Зачастую можно увидеть, что их используют в качестве синонимов, а этого делать нельзя.

Различие между ними в том, что под новшеством следует понимать нечто новое (предмет, явление, новая характеристика уже существующего объекта), часто являющееся компонентом для создания улучшенного продукта. Под нововведением же подразумевается процесс или совокупность процессов, позволяющих новшеству пройти так называемый «путь» от идеи до ее практического воплощения. Тогда как инновация является конечным результатом инновационной деятельности, воплощенным в виде уже нового или усовершенствованного продукта, процесса и тд.

Снова делая отсылку к работе Й.Шумпетера, отметим, что «инновация» содержит в себе понятие нововведения и трактуется как процесс создания, освоения и распространения последнего [3].

Невозможно представить экономическое развитие без появления, освоения и внедрения чего-либо нового. Говоря о таком развитии, подразумевается в первую очередь коммерческая составляющая. Отсюда – тесная взаимосвязь инноваций и инвестиций и одна из главных целей инновационной деятельности – снижение инвестиционных рисков и увеличение прибыли.

Если говорить об экономических целях, преследуемых фирмами при решении внедрить инновации в свое производство, то стоит выделить стремление увеличить долю рынка, выйти на новые рынки. Очевидно, что для достижения подобных целей необходимо сначала поставить перед собой менее масштабные цели и задачи, без которых невозможно дальнейшее развитие. К таковым можно отнести расширение ассортимента продукции/услуг, повышение ее качества, улучшение условий труда персонала, повышение гибкости производства увеличение производительности. Все эти цели взаимосвязаны, поэтому эффективность достижения одной цели напрямую зависит от других.

Исходя из вышесказанного, можно выделить 3 главных принципа, определяющих инновации:

- Новизна;

- Удовлетворение рыночному спросу;

- Увеличение прибыли производителя.

Применение новых знаний и технологий, и, как следствие, эффективное внедрение инноваций напрямую влияет не только на положение, занимаемое фирмой в сфере своей деятельности, но на более масштабные экономические показатели. Таким образом, от реализации инновационных процессов зависит уровень жизни населения, а также роль и место страны в мировом сообществе.

Литература:

1.Проскурин В.К.Анализ и финансирование инновационных проектов [Текст] – М.: Вузовский учебник : ИНФРА-М, 2011. –112 с.

2.Туккель И.Л. Управление инновационными проектами [Текст] / И.Л. Туккель, А.В.Сурина, Н.Б. Культин / Под ред. И.Л. Туккеля. – СПб.: БХВ-Петербург, 2014. – 416 с.

3.Шумпетер Й. Теория экономического развития. – М.: Прогресс, 1982. – 455 с.

Просмотров работы: 850