СТРУКТУРНЫЕ УРОВНИ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ. ФОРМИРОВАНИЕ МАСШТАБНОСТИ. - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

СТРУКТУРНЫЕ УРОВНИ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ. ФОРМИРОВАНИЕ МАСШТАБНОСТИ.

Моисеева К.И. 1, Устич Н.А. 1
1Филиал ФГОУ ВО «ЮФУ» в Железноводске
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Города представляют уникальное сочетание места и населяющих его людей, которым они и обязаны своим происхождением и развитием. Именно городское население как совокупность людей, связанных общественными отношениями и городской средой, создающих эту среду, определяющих функционирование, развитие и управление городской средой, является главным градообразующим фактором.Ф. Ратцель определил город как «долговременное скопление людей и их жилищ, занимающее значительное пространство и расположенное в центре крупных коммуникаций». Основными пунктами определения города у Ратцеля, таким образом, выступают [1]: специфические виды деятельности, скопление жилищ, минимальный предел численности населения.

Точки зрения, с которыми подходят к определению города как объекта своих научных изысканий различные исследователи, можно разделить на три группы. Наиболее распространен подход, в соответствии с которым поселение относится к категории городов исходя из численности населения и характера занятий большинства его жителей. В соответствие с данным подходом, понятие города является условным и обозначает населенный пункт, отнесенный, согласно законодательству данного государства, к категории городов. С нашей точки зрения, современный город является многоплановым социальным организмом, выступая как сложный экономико-географический, архитектурный, инженерно-строительный и культурный комплекс. При этом город представляет собой - целостную социально-экономическую систему, ключевыми элементами которой являются население, территория, социально-экономические взаимосвязи между людьми, складывающиеся по поводу совместного проживания в границах общей территории. Наиболее характерной чертой городов является концентрация на сравнительно ограниченной территории практически всех видов человеческой деятельности. Кроме того, город представляет собой сложный производственно-территориальный комплекс, призванный решать определенные хозяйственные задачи в общей системе общественного разделения труда. Поэтому основной экономической функцией города следует считать обеспечение условий для эффективной деятельности предприятий, расположенных на его территории, а основной социальной функцией - создание наиболее благоприятных условий для оптимального режима социального и демографического воспроизводства. Термин «городская среда» и вообще «среда» ( Глазычев В. Л.) употребляется в разных значениях. В наибольшей степени ориентировано на человека следующее определение: городская среда - совокупность условий жизнедеятельно населения. Это фундаментальное понятие, выражающее глубинную сущность города и как места сосредоточения больших масс людей, и как функционального образования, играющего важнейшую роль в жизни и развитии общества, в его территориальной организации. Помимо этого, городская среда - важная составляющая часть потенциала города, благодаря которой он выполняет свою историческую миссию двигателя прогресса. Многообразная и многоконтактная городская среда благоприятствует возникновению и развитию новшеств в разных сферах человеческой деятельности. Качество городской среды, в конечном счете, определяется способностью городов, с одной стороны, быть фокусами творческих сил общества, реализовывать, концентрировать в себе творческий потенциал и, с другой - создать необходимые условия для приобщения каждой личности к различным формам жизни города [4]. Качество городской среды, характеризуется двумя группами показателей:

1. соответствие используемой городской территории современным требованиям; 2.показателями биологических, экономических, социальных и технологических процессов, происходящих в городской среде.

К первой группе показателей, оценивающих качество городской среды, относятся: требования строительных норм и правил, архитектурно-художественная ценность застройки, ее этажность и другие параметры зданий, а также наличие некоторых видов объектов обслуживающей сферы. Показатели качества использования и оценки городских территорий, относящиеся ко второй группе, описывают динамические процессы, такие как экологическое состояние городской среды, интенсивность освоения городской территории и движение транспорта, и определяются посредством проведения анкетирования, исследований, соответствующих замеров. Все они нацелены на качественную оценку процесса формирования благоприятной окружающей среды.

Масштабность (по Фаворской Елене Алексеевне) - это средство композиции, определяющее соотношение размеров любого объекта и его частей, членений и деталей с размерами человека и окружающей средой[5]. На данный момент расширены рамки понятия масштабности и масштаба в градостроительстве и даны им определения. В рамках этого определения единицей, принятой за точку отсчёта, является человек, адекватно воспринимающий конкретные градостроительные условия (природные, функциональные, исторические). Такое понятие масштабности позволяет наиболее гибко подходить к проблеме её оценки. На основе принятых определений сформулирована методика оценки масштабности планировки городов (Фаворская Елена Алексеевна). Её основные принципы заключаются в следующем: а) опираясь на утверждение, что композиция городского плана есть планиметрическое отражение его функциональной структуры, выявлены различные проявления масштаба города [5]: природный масштаб; исторический масштаб; функциональный масштаб; пространственный масштаб. (Рассмотрены ниже на примере города Минеральные Воды) б) диф-ференциация планировочной структуры на зоны и связевые элементы позволяет определить положительные и отрицательные проявления масштабности на общегородском уровне; в) определение влияния факторов на масштабность планировки городов позволяет выделить наиболее важные объективные обстоятельства, способствующие или мешающие достижению масштабных оптимальных условий

Если мы рассмотрим процессы градостроения и формирования пространственной среды на КМВ [3], то их условно можно разделить на ряд периодов, связанных с особенностями их развития. Начальный этап (1820-1840 гг.) характерен строгой регламентацией этих процессов, застройка развивалась в общем русле русской архитектуры и стиля классицизма с заметно выраженной спецификой курорта. В формировании пространственного облика соблюдался принцип связи насаждений и парковых сооружений с природным окружением.

Для 40-80 гг. XIX в. характерно возведение зданий функционально необходимых курорту и, в первую очередь, галерей. Курортной функции были подчинены и все работы по озеленению. Конец XIX в. (80-е годы) - начало XX в. отмечены подъем градостроения и инженерных сооружений, чему содействовало окончание периода арендного содержания Вод и пуск Минераловодской ветки железной дороги. Здания бальнеологического назначения были наиболее значительны в архитектурном пространстве КМВ и определяли облик курортов. Период 1900-1914 гг. отличался от предыдущих десятилетий необычайной интенсивностью и своеобразием градостроения, что позволило значительно поднять архитектурный уровень городов - курортов, пространственная среда обрела специфический курортный облик, благотворного влиявший на эффективность восстановительной функции региона. В городах общегосударственного значения, к которым относились группы Вод, интенсивное градостроительство не привело к нарушению эстетической целостности, более того, в них, возникших в уникальной природной среде, эта уникальность была органически использована в планировочной и объемно-пространственной структуре. Опираясь на утверждение, что композиция городского плана есть планиметрическое отражение его функциональной структуры, на примере формирования масштабности и структурных уровнях, рассмотрим это на примере города Минеральные Воды (Ставропольский край).

Своим рождением город Минеральные Воды обязан строительству Владикавказской железной дороги. Строительство было завершено в 1885 году. Узловая станция с ответвлением на Кисловодск получила название «Султановская», поскольку находилась на землях, принадлежавших бывшему крымскому султану Гирею. В то время в полосе отчуждения (территории, принадлежавшей акционерному обществу железной дороги, ограниченной бетонной стеной), проживали около 500 рабочих, обслуживавших местное паровозное депо, станцию и другие железнодорожные предприятия. А рядом, на землях султана Джанбек-Гирея, с его согласия вскоре обосновались новые поселенцы. Это были в основном кустари-ремесленники и торговцы, поставлявшие свои изделия и товары железнодорожникам. Поселенцы подали ходатайство властям об образовании посёлка. В 1878 году посёлок получил юридический статус и название «Султановский»[2]. Как же проявляются разные виды масштабности на примере города Минеральные Воды?

1. Природный масштаб. Карта на которой мы видим рельеф местности, включая горы, равнины и реки, города Минеральные Воды и близ лежащих городов.

Карта № 1

Иллюстрация из статьи на тему "Северо-Кавказская железная дорога".

2. Пространственный масштаб. Масштаб, показывает нам расположение города Минеральные Воды и ближних городов КМВ, соединённых меж собой ветками транспортного узла.

Северо -Кавказская ветка железной дороги в наше время:

Карта № 2

Дальнейшая история поселка тесно связана с развитием железнодорожного транспорта. Его работники стали переселяться сюда из полосы отчуждения. На развитие посёлка повлиял также стекольный завод, строительство которого завершилось в

1898 году. Позднее в честь кавказского наместника графа Иллариона Воронцова - Дашкова посёлок был переименован в Илларионовский.

Фото № 1. Стекольный завод 1898 год посёлок Илларионовский

Фото № 2. Стекольный завод в городе Минеральные Воды в наше время. Действует и по сей день.

К 1922 году отпала необходимость административного разделения поселка и станции. Они были объединены в город Минеральные Воды. В 1929-1930 г.г. появились предприятия по добыче и переработке нерудных материалов -камнедробильный завод «Змейка» и рудник «Бештаунит» . В наше время продолжают свою деятельность. Со строительством аэропорта в 1925 г. Город оказался важнейшим пунктом на главных воздушных магистралях России. В 1924 году Декретом ВЦИК был образован Минераловодский район.

Фото № 3 Аэрапорт в городе Минеральные Воды 1927 г.

Фото № 4. Аэропорт в городе Минеральные Воды в наши дни

Мирный труд советских людей был прерван вероломным нападением фашистской Германии на нашу страну. Впервые дни войны 18 тысяч минераловодцев ушли на фронт. Их рабочие места заняли жены, матери, сестры, дети подростки. Отдельные предприятия перешли на выпуск военной продукции. После изгнания оккупантов трудящиеся в короткий срок восстановили разрушенное хозяйство. Последующие годы неузнаваемо преобразили город. Он превратился в один из крупных городов Ставрополья.

3. Исторический масштаб. На данной карте мы видим Северо - Кавказскую ветку железной дороги, в которую включен город Минеральные Воды.

Карта № 3

На данный момент Минеральные Воды - город, административный центр Минераловодского района Ставропольского края. Образует муниципальное образование городское поселение Город Минеральные Воды. Входит в состав эколого-курортного региона Кавказские Минеральные Воды.

Карта № 4

На данном этапе развития, мы видим и можем проанализировать, как изменился посёлок «Султановский» основанный в 1878 г., в город Минеральные Воды нашего времени.

Фото 5. Посёлок «Султановский»

Фото 6. Ст. Минеральные Воды и посёлок Султановский

Фото 7. Ст. Минеральные Воды и посёлок «Султановский». Река Кума

Фото 8. Ст. Минеральные Воды. Железнодорожный Вокзал.19010г.

Фото 9. Гора Кинжал

4.Функциональный масштаб. Данный масштаб указывает на расположение дорог, улиц и кварталов в городе Минеральные Воды.

Карта № 5

Фото 10. Гора Кинжал в наше время

Фото 11. Железнодорожный вокзал г. Минеральные Воды

Фото 12. Администрация города Минеральные Воды

Фото 13-14. Центральная улица 50 Лет Октября в городе Минеральные воды

Оценка качества среды населенных мест относится к числу наиболее сложных и комплексных проблем, стоящих перед исследователями различного профиля. Необходимость углубленного анализа проблем, связанных с качеством среды, определяется ее значительной ролью в формировании соответствующего уклада и стиля жизни человека, его удовлетворительностью жизнью. Качество среды во многом обуславливает возможности человека активно включаться в современные социальные и культурные процессы развития городов. Таким образом, рассмотрев социокультурные факторы формирования масштабности города Минеральные Воды, в период с конца XVIII до начала XXI вв., можно констатировать, что поселения и города КМВ, возникшие благодаря природной уникальности региона, как единое курортное образование, выполняли доминирующую рекреационную функцию. Работа, в течение всего исследуемого периода по адаптации территории этой функции, несмотря на трудности и проблемы, благодаря государственному участию, велась целенаправленно и планомерно, постоянно усложняясь. Уникальная местность превратилась в единое курортное образование - группы Вод, которые стремились соответствовать западноевропейскому уровню.

Библиографический список:

1. Электронный научный журнал «Инженерный вестник », 2007–2015

2. http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/105674 Академик ру.

3. История развития города Минеральные Воды http://mvschool.ru/article_6.php?id_article=88

4. http://dic.academic.ru/dic.nsf/stroitel/2738

Источник: Терминологический словарь по строительству на 12 языках

5. Фаворская Е.А. Моделирование масштабности в процессе формирования основ архитектурной композиции». http://dislib.net (онлайн библиотека диссертаций)

Просмотров работы: 1564