ЗНАНИЯ МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЕР О ПРОФИЛАКТИКЕ ПРOФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ЗНАНИЯ МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЕР О ПРОФИЛАКТИКЕ ПРOФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ

Закиева О.Д. 1, Островская И.В. 1
1Первый МГМУ имени И.М. Сеченова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В данной статье представлен теоретический анализ проблемы знаний медицинских сестер в профилактике профессиональных заболеваний с целью возможности усовершенствования профилактических, гигиенических мероприятий по предупреждению развития профессиональных заболеваний у медицинских сестер, а так же улучшение качества обучения сестринского персонала профилактике профессиональных заболеваний.

Среди почти 40 тыс. существующих в настоящее время профессий особую социальную нишу занимают медицинские сестры. Результат деятельности медицинских сестер – здоровье пациентов, которое во многом определяется условиями труда и состоянием здоровья сотрудников. По роду деятельности на среднего медицинского работника воздействует комплекс факторов физической, химической, биологической природы. Между тем, достоверные статистические данные по профессиональным заболеваниям вообще и профессиональным заболеваниям медработников отсутствуют [4].

Медицинские сестры, при своей работе подвержены риску возникновения заболеваний сердечно - сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата, нервной системы, аллергозов, инфекционных заболеваний.

Профессиональные заболевания – это группа болезней, возникающих в результате неблагоприятных условий труда, воздействия вредных факторов производства и профессиональных вредностей на рабочем месте[3].

Фактор риска – какое-либо свойство или особенность человека, или какое-либо воздействие на него, повышающие вероятность развития болезни или травмы.

Профессиональный риск – вероятность причинения вреда здоровью в результате воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов при исполнении работником обязанностей по трудовому договору или в иных случаях, установленных настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Главные места среди профессиональных заболеваний медсестер занимают инфекционные заболевания (70%), среди которых, в свою очередь, лидируют вирусные гепатиты (40%).На сегодняшний день проблема профессиональных заболеваний у медработников стоит достаточно остро. Правительство Российской Федерации своим постановлением от 01.12.2004 г. №718 утвердило перечень социально значимых заболеваний, которые могут быть признаны профессиональными заболеваниями, т.е. производственно-обусловленными [1].

Анализ литературы позволил выделить группы факторов риска, неблагоприятно влияющих на состояние здоровья медицинских сестер (табл. 1).

В последние несколько лет в России предприняты меры, направленные на создание системы безопасности медицинских работников на рабочем месте, например, в Федеральном законе № 323-ФЗ«Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», вступившем в силу 1 января 2012 года. Согласно документу, медицинские организации обязаны проводить мероприятия по снижению риска травматизма и профессиональных заболеваний, внедрять безопасные методы сбора медицинских отходов и обеспечивать защиту от травмирования элементами медицинских изделий [2].

Таблица 1 – Группы профессиональных факторов риска, неблагоприятно влияющие на состояние здоровья медицинских сестер

Фактор

Обоснование фактора

Самые распространенные заболевания, к которым приводит данный фактор

Физический

  1. Физическое взаимодействие с пациентом, подразумеваются все мероприятия, связанные с транспортировкой и перемещением пациентов.

  1. Травмы.

  2. Боли в спине.

  3. Остеохондроз.

  1. Воздействие высоких и низких температур. Данному фактору подвержены медсестры, работающие с жидким азотом, медсестры, работающие с парафином в отделениях физиотерапии, в стерилизационных отделениях.

  1. Ожоги.

  2. Переохлаждения.

  1. Действие излучений. Источниками излучения в ЛПУ являются рентгеновские аппараты, ускорители (аппараты лучевой терапии) и электронные микроскопы.

  1. Заболевания крови.

  2. Возникновение опухолей.

  3. Нарушение репродуктивной функции.

  4. Развитие катаракты.

  1. Нарушение правил эксплуатации электрооборудования. Поражения электрическим током связаны с неправильной эксплуатацией оборудования или его неисправностью.

Электротравмы.

Химический

Воздействие разных групп токсичных веществ, содержащихся в дезинфицирующих, моющих средствах, лекарственных препаратах.

  1. Профессиональный дерматит.

  2. Бронхиальная астма.

  3. Аллергозы.

  4. Бесплодие.

Биологический

Опасность заражения внутрибольничными инфекциями, при непосредственном контакте с биологическими жидкостями пациента, и при общении с ним.

  1. Гепатит В, С.

  2. Туберкулез легких.

  3. Вирус иммунодефицита человека.

Психологический

Систематические нарушения суточных биоритмов, связанных с работой в разные смены (день-ночь). Психологический фактор также связан с человеческими страданиями, смертью, колоссальными нагрузками на нервную систему, высокой ответственностью за жизнь и благополучие других людей.

Опасение профессионального инфицирования, частые ситуации, связанные с проблемами общения (обеспокоенные пациенты, требовательные родственники), неудовлетворенность результатами труда (отсутствие условий для эффективного оказания помощи, материальной заинтересованности) и завышенные требования к медицинской сестре.

  1. Стресс и нервное истощение.

  2. Эмоциональное перенапряжение (депрессии, чувство беспомощности, раздражительность, замкнутость).

  3. Психическое истощение (негативное отношение к себе, работе, окружающим, ослабление внимания, забывчивость, рассеянность).

Несмотря на определенные достижения в области охраны труда медицинских работников, сегодня не существует единой организационной системы профессиональной безопасности, включающей научное изучение этих проблем. Работающие в центрах Госсанэпиднадзора врачи-гигиенисты, осуществляющие внешний контроль за условиями труда, так же как администрация лечебно-профилактических учреждений, не уделяют должного внимания профессиональной безопасности и здоровью медиков, недооценивая степень опасности госпитальной среды как фактора профессионального риска.

Сами медицинские сестры не придают особого значения решению этой проблемы, вероятно потому, что традиционно политика безопасности и сохранения здоровья проводилась в основном для пациентов, а не для сотрудников. Недостаток внимания к их здоровью может быть объяснен и тем, что они считаются профессионалами, способными позаботиться о своем здоровье без чьей-либо помощи [5].

Готовность специалиста к работе и трудовым отношениям определяется не только квалификационным требованиям профессии в соответствии с профессиограммой, а также его осведомленностью законодательства о труде, мероприятий и средств, направленных на сохранение жизни, здоровья и работоспособности человека в процессе трудовой деятельности.

В России не акцентируется внимание на внедрение менеджмента здорового образа жизни, гигиенического воспитания,создание постоянно действующей информационно-пропагандистской системы,направленных на повышение уровня знаний медицинских сестер в профилактике профессиональных заболеваний. Можно предположить, что именно отсутствие знаний в данной области у среднего медицинского персонала, является немаловажной причиной активного «роста» профессиональных заболеваний у медицинских сестер.

В вопросах профилактики профессиональных заболеваний руководителям сестринского звена и среднему медперсоналу отводится основная, главенствующая роль – роль организатора, ответственного исполнителя, а также контролера. Ежедневное, тщательное и неукоснительное выполнение требований санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима в ходе исполнения своих профессиональных обязанностей и составляет основу перечня мероприятий по профилактике профзаболеваний. В этой связи следует особо подчеркнуть значимость роли старшей медицинской сестры.

Старшие медицинские сестры, являясь организаторами сестринского дела в медицинской организации, должны располагать исчерпывающим «багажом» профессиональных знаний и информации, поступающей из многочисленных источников, и уметь передать эти знания среднему звену – медицинским сестрам. Для этого старшая медицинская сестра должна способствовать обучению сестринского персонала на циклах специализации или переподготовки в системе повышения квалификации. Большой объем необходимой информации организаторы сестринского дела получают на различных сестринских форумах (съездах, конференциях и т. д.), где ставятся глобальные проблемы сестринского дела и определяются пути их решения, проводятся круглые столы и семинары по обмену опытом и многое другое.

Хорошей школой обучения сестринского персонала является участие в сестринских конференциях медицинских сестер и организация тематических семинаров, с целью подкрепления профессиональных знаний, освоения новой информации, необходимой для повышения качества сестринской деятельности. Всю информацию, необходимую для расширения профессиональных знаний медицинских сестер, старшая медицинская сестра должна доводить до среднего медперсонала, тем самым создавая основу формирования качественно нового уровня сестринской помощи, в том числе и качественный новый подход к оценке собственного здоровья и к снижению риска развития профессиональных заболеваний.

Выводы

  1. Достоверные статистические данные по профессиональным заболеваниям вообще и профессиональным заболеваниям медработников отсутствуют.

  2. Медицинские сестры при своей работе подвержены риску возникновения заболеваний сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата, нервной системы, аллергозов, инфекционных заболеваний.

  3. Существует 4 группы факторов риска, неблагоприятно влияющих на состояние здоровья медицинских сестер: физические, химические, биологические, психологические.

  4. В последние несколько лет в России предприняты меры, направленные на создание системы безопасности медицинских работников на рабочем месте, но профессиональные заболевания у медицинских сестер имеют тенденцию к росту.

  5. Медицинские сестры уделяют недостаточное внимание к своему здоровью, возможно, это обусловлено тем, чтотрадиционно политика безопасности и сохранения здоровья проводилась в основном для пациентов, а не для сотрудников. И медицинские сестры считаются профессионалами, способными позаботиться о своем здоровье без чьей-либо помощи.

  6. Т.к. в России уделяется минимум внимания на внедрение менеджмента здорового образа жизни, гигиенического воспитания, создание постоянно действующей информационно-пропагандистской системы, направленных на повышение уровня знаний медицинских сестер в профилактике профессиональных заболеваний. Можно предположить, что именно отсутствие знаний в данной области у сестринского персонала является немаловажной причиной активного «роста»профессиональных заболеваний медицинских сестер.

  7. Ежедневное, тщательное и неукоснительное выполнение требований санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима в ходе исполнения своих профессиональных обязанностей, а так же обращение внимания на свое здоровье являются неотъемлемой частью профилактики профессиональных заболеваний медицинских сестер.

Список используемых источников

  1. Постановление Правительства Российской Федерации № 715 от 1 декабря 2004 г. — Режим доступа: www/http://base.garant.ru/12137881/.

  2. Приказ Минздравсоцразвития России № 302н от 12 апреля 2011 г. — Режим доступа: www/praktika-med.ru/prof/prof-prikaz302.

  3. Артамонова В.Г. Профессиональные болезни: учебник / В.Г. Артамонова, Н.А. Мухин. – М.: Медицина, 2004. – 480 с.

  4. Вопросы оценки условий труда работников в связи с принятием Федерального Закона «О специальной оценке условий труда» [Текст] / Л.В. Прокопенко, Н.Н. Курьеров [и др.] // Материалы XII Всероссийский конгресс «Профессия и здоровье» и V Всероссийского съезда врачей - профпатологов. – М., 2013. – С. 400–402.

  5. Горблянский Ю.Ю. Актуальные вопросы профессиональной заболеваемости медицинских работников / Ю.Ю. Горблянский // Медицина труда и проэкология. – 2003. – № 1. – С. 8-12.

Просмотров работы: 6969