РЕИНЖИНИРИНГ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

РЕИНЖИНИРИНГ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Черемных Е.С. 1
1Сибирский Федеральный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
На сегодняшний день в образовательной деятельности есть практически все основания для проведения реинжиниринга, основное из которых – невозможность решения проблем управления образованием в рамах сложившихся технологий, слабое использование современных информационных и аналитических технологий. Управление деятельностью учебного заведения можно рассматривать как управление бизнес-процессами. В основу этой концепции положены разработки маркетологов и предпринимателей, основателей перехода на рыночную модель экономики, что соответствовало 90-м годам прошлого века. Согласно определениям, бизнес процесс – это специфически упорядоченная совокупность работ, действий во времени и пространстве с указанием начала и конца работ и точным определением входов и выходов.

Бизнес процесс «управление учебным заведением» состоит из трех составляющих:

  • планирование учебной деятельности;

  • непосредственно образовательный процесс;

  • контроль за учебной деятельностью.

Рассматривая первый процесс, планирование учебной деятельности и образовательного процесса основано на нормативных документах Министерства образования РФ, перечне профилей и специальностей, подготавливаемых учебным заведением, штатном расписании и аудиторной и лабораторной базы. В свою очередь, планирование учебной деятельности начинается с плана проведения приемной комиссии, разработке учебных планов и расписания учебных мероприятий. Контроль за учебной деятельностью состоит из внешней отчетности, анализа итогов приемной комиссии, анализа итогов успеваемости учащихся и анализа соблюдения учебных планов.

На систему функционирования и управления учебным заведением влияют три внешних фактора: действия государства в процессе реализации концепции модернизации образования, наличие рыночных отношений в сфере образования и процесс вхождения российской системы образования в мировую образовательную систему. Сокращение бюджетного финансирования ставит перед учебными заведениями, особенно вузами, вопрос о повышении уровня конкурентоспособности образовательного учреждения.

Учебное заведение, функционирующее в условиях рынка должно стремиться к расширению собственной деятельности, открытию новых специальностей, расширению сфер предоставляемых образовательных услуг. В соответствии с положениями классической экономической теории управления, рост масштабов производства продукции и услуг является важнейшим фактором повышения конкурентоспособности субъекта деятельности. Немаловажным фактором является и повышение качества образовательной деятельности. Рост масштабов оказания образовательных услуг высокого качества в настоящее время становится возможным благодаря широкому внедрению информационных и коммуникационных технологий.

Также стоит вопросом проблемы качества образования. Одним из основных принципов Всеобщего менеджмента качества (TQM), и принципов, положенных в основу новой версии серии стандартов ISO 9000:2000 является процессно-ориентированный подход. Этот принцип утверждает, что желаемый результат достигается эффективнее, если различными видами деятельности в учреждении и соответствующими ресурсами управляют как процессом. Это приводит к необходимости перечисления всех жизненно-важных процессов образовательного учреждения, определению целей процессов, определению лиц, ответственных за эти процессы, и документальной регламентации этих процессов. Суть внедрения процессного подхода заключается в том, что учреждение рассматривается как совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих процессов, а управление учреждением осуществляется посредством управления этими процессами. Таким образом, появляется острая необходимость перехода к процессной ориентации управления учреждением.

При внедрении процессного подхода основным действием является определение и классификация основных процессов учреждения и составление так называемого реестра процессов или обобщенной карты взаимодействия процессов. При этом графическое описание совокупности процессов учреждения позволяет определить их укрупненную классификацию, последовательность, точки пересечения и взаимодействия.

Повышение качества образования, увеличение объемов услуг, по классической очной форме обучения, требует существенного повышения эффективности управления образовательным учреждением. Для этого необходимо исследование и реорганизация деятельности управления учреждением. Возможно применение методов реинжиниринга, который эффективно используются в современном бизнесе. Реинжиниринг определяется как фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование бизнес-процессов учреждения для достижения коренных улучшений в основных актуальных показателях их деятельности. Применительно к образовательному учреждению объектами реинжиниринга являются: организационная структура учреждения, организация учебного процесса, методы и формы обучения, используемые средства обучения, учебные дисциплины и др.

Одна из основных проблем управления учебным заведением в России в настоящее время заключается в том, что из научно-образовательной структуры оно должно превратиться в коммерческо-финансово-научно-образовательную систему. Это влечет за собой глобальные изменения не только в системе управления, но и в самой организационной структуре учреждения. Перестройка организационной структуры учреждения повлечет за собой выделение финансовой подсистемы, отвечающей за внедрение и реализацию стратегического планирования. Совершенствование процессов развития многоканального финансирования, развитие материально-технической базы для повышения уровня и качества учебного процесса приведет к установлению соответствия с мировыми стандартами.

Таким образом, учреждение, структура которого будет подвержена процессам реинжиниринга, будет обладать не только интеллектуальным, но и коммерческим и финансовым капиталом.

Очень важно, что исторически большинство консалтинговых фирм основывали свои подходы к реинжинирингу, исходя из CASE-технологии разработки информационных систем. Методологии ориентированы на IТ-профессионалов и направлены на разработку поддерживающих информационных систем. Однако, в проведении процесса реинжиниринга традиционно участвуют специалисты как минимум двух типов – профессионалы в области реинжиниринга и разработчики ИС. По-настоящему успешное внедрение информационно-коммуникационных технологий является уникальным креативным процессом, при котором действующими элементами процесса являются управляющие компаний, специалисты-технологи, IТ-специалисты.

CASE-технологии использовались в реинжиниринге с момента их появления. Однако их ориентация на разработчиков информационных систем привела к тому, что на данном этапе развития моделирования CASE объединяют с другими современными технологиями, такими, как объектно-ориентированное и имитационное моделирование. Для постановки задачи управления вузом производятся те же самые действия, что характерны и для управления техническими объектами. Другими словами, существует определенный набор стандартных решений, объединяющихся в некую модель исходя из конкретной ситуации. Более того, следует контролировать и сам процесс изменений, так как на практике работа происходит с конкретными измеряемыми параметрами, а их можно и нужно сравнивать с проектными. Объект изменений описывается стандартным языком моделирования, что приводит к стабилизации в описании объекта.

Количественное описание бизнес-процессов учреждения характеризуют соответствующие операционные бюджеты, впоследствии они превращаются в финансовые: бюджет движения денежных средств, бюджет доходов и расходов, прогнозный баланс. Подстановка бюджетирования позволяет специалистам аналитикам создавать типовые количественные описания деятельности предприятия.

Имитационное моделирование, которое лежит в основе реинжиниринга бизнес-процессов в образовании, незаменимо для того, чтобы непрограммирующий пользователь получил наиболее полное представление о модели, а также имел неограниченный доступ к средствам анализа таких моделей. Модели создаются в виде потоковых диаграмм, в которых представлены основные рабочие процедуры компании и описано их поведение, а также откомментированы информационные и материальные потоки между ними. Построение реальных имитационных моделей – занятие достаточно трудоемкое, а их детальных анализ зачастую требует от пользователя специальной подготовки.

Просмотров работы: 1944